Расширялся аппарат репрессивных органов, которые перешли на превентивную (предупредительную работу). Средств на КГБ не жалели, открывались новые центральные управления КГБ.
Но в конце 60-х годов произвол политических руководителей стал перехлестывать. Случались эпизодические акты неповиновения, о которых не сообщалось общественности. 22 января 1969 г. младший лейтенант В.Н. Ильин совершил попытку покушения на Л.И. Брежнева. 8 ноября 1975 г. капитан 3 ранга В. Саблин взбунтовал и вывел в море большой противолодочный корабль “Сторожевой”, за что был расстрелян.
Академик Д. Сахаров предложил осуществить демократизацию в стране под руководством партии. Некоторые партийные работники предлагали Л.И. Брежневу изменить курс.
Но методы оставались прежними. Чтобы изменить ситуацию и восстановить справедливость, в ход пошел аппарат КГБ. Так, Первым секретарем ЦК Азербайджана стал Г. Алиев, возглавлявший до этого республиканское КГБ (сменив Ахундова). Выступая на Пленуме ЦК 20 марта 1970 г., Алиев сообщил присутствующим, что правящая верхушка республики коррумпирована. В 1969 г. за должность районного прокурора надо было заплатить 30 тыс. рублей; начальника районного отделения милиции - 50 тыс. рублей; директора совхоза - 80 тыс. рублей; первого секретаря райкома партии - 200 тыс. рублей; второго секретаря - 100 тыс. рублей; директора НИИ (научно-исследовательского института) - 40 тыс. рублей; ректора вуза - 200 тыс. рублей и т.д. В течение года были сняты и заменены на бывших сотрудников КГБ более 1500 руководителей Азербайджана. Аналогичные события произошли в 1972-1973 гг. в Грузии, где на смену Мжаванадзе пришел председатель КГБ Э. Шеварднадзе.
Наступило время власти стариков - “геронтократия” (средний возраст членов Политбюро составлял 71 год), для которого характерны маразматизм, слезливость, жестокость, старческий эгоизм, непонимание реальности. Брежнева поддерживали такие же старики - Кириленко, Черненко, Щербицкий, Суслов.
На смену шелепинской оппозиции в 70-е годы стала приходить андроповская. Ю. Андропов с 1967 г. возглавлял КГБ СССР, куда пришел с партийной работы, так что он имел опыт по чистке партийных рядов в Азербайджане, Грузии и других местах. КГБ вновь стал выступать как передовой отряд партии. Политическая деятельность сотрудников, помноженная на мощь силовой структуры, а также все более активное участие в хозяйственной деятельности (промышленный шпионаж), подталкивала главу ведомства к мысли о возможности прихода к власти с благородной целью наведения порядка в стране. Вот некоторые эпизоды этой борьбы:
· началась дискредитация Л.И. Брежнева в партийных, дипломатических, общественных кругах, в глазах народа;
· навеивался ореол таинственности вокруг политической деятельности КГБ, создавался образ честных, благородных, справедливых чекистов, борющихся с коррупцией и произволом;
· на Западе распространялась информация, что председатель КГБ Ю. Андропов - образованный, умный, демократичный человек, готовый к сотрудничеству с западными демократиями.
По телевидению и в прессе Брежнева показывали, подчеркивая его дряхлость.
Последовал целый ряд таинственных смертей высших должностных лиц, приписываемых деятельности КГБ. В 1980 г. в Минске погиб в автомобильной катастрофе член Политбюро Машеров, в 1982 г. неожиданно скончался член Политбюро Киселев. В автомобильных катастрофах погибли второй секретарь Ленинградского обкома Суслов, Председатель Совета министров Грузии, заместитель командующего пограничных войск и другие. Велась дискредитация ближайшего окружения друзей и родственников Л. Брежнева. Сын члена Политбюро Кириленко попросил политического убежища в Англии. Перед праздником, в ночь на 7 ноября 1982 г. неожиданно были сняты без объяснения причин портреты Кириленко. Дочь Брежнева Галина оказалась замешанной в уголовное дело по похищению бриллиантов известной артистки Бугримовой.
С марта 1980 г. Ю. Андропова стал поддерживать министр обороны Д. Устинов. На рубеже 80-х годов в СССР наступил паралич власти. Система оказалась оторванной от реальности, уничтожала сама себя. В кризисной ситуации, когда необходимы яркие решения, генерирование идей прекратилось. Кризис переживала сама административно-командная система. Началось диссидентское движение, мистицизм, антикоммунизм. Сам Брежнев обращался к шарлатанам.
Со смертью Брежнева (10 ноября 1982 г.) уходила целая эпоха. На похороны съехались представители и руководители крупнейших государств мира. На их фоне заметно выделялась энергичная премьер-министр Великобритании М. Тэтчер. Через 13 месяцев (февраль 1984 г.) она приехала хоронить Ю. Андропова, еще через 11 месяцев (март 1985 г.) – К. Черненко. Похороны советских руководителей стали смахивать на фарс. Тогда патриарх Политбюро А. Громыко предложил поставить на пост генерального секретаря самого молодого члена Политбюро 54-летнего М. Горбачева.
К середине ХХ столетия индустриализм исчерпал свои возможности, продемонстрировав неспособность решить ряд рожденных им же глобальных проблем (угроза ядерного омницида, экологическая катастрофа, истощение природных ресурсов, проблема слаборазвитых стран, составляющих 2/3 человечества, новый рост национализма и культурной отчужденности).
В обществе несмотря на НТР продолжает сохраняться завоевательное отношение к природе. Например, США, крупнейшая и наиболее развитая страна мира, имея 5% населения планеты, потребляет 40% добываемых в мире ресурсов и сбрасывает 70% промышленных отходов, производя 25% продукции.
Но есть и положительные моменты:
· формируется единая международная среда, в которой реализуются далеко не совпадающие интересы и потребности государств всех трех вышеназванных волн;
· возникает как бы двухсекторная экономика, где в производстве материальных благ и услуг доминируют рыночные отношения, но им не остается места в сфере “производства” человека;
· на смену “унификации” индустриального общества западного образца приходит понимание человечности и глобализма, признание уникальности отдельных цивилизаций.
Однако появилась и новая опасность. Феминистское азиатское пространство, восприняв западный индустриализм, в тоже время пытается заявить об “универсальности ” Востока и восточной культуры, а об европейской цивилизации как аномалии. В роли новых амазонок выступают не столько государственные структуры, сколько националистически настроенная часть общества. Заметно усилились призывы к Японии отказаться от элементов европейской модернизации в поведении и культуре, “сделать Азию азиатской”. На государственном уровне политика модернизации четко осознается даже в Китае, претендующем на лидерство, где родилась формула “капитализм в экономике, социализм в политике”. Исламские страны также осторожно относятся к модернизации, признавая ее необходимость.
За 50 послевоенных лет масштабы и география мировой экономики существенно изменились. В целом мировой ВВП за 46 лет (с 1950 по 1996 гг.) вырос почти в 5,9 раза. ВВП- валовой внутренний продукт (сумма рыночной стоимости всех произведенных в стране конечных товаров и услуг). При этом экономический потенциал наиболее развитых регионов середины ХХ века - Северной Америки, Европы, Австралии и Океании - увеличивался медленнее, чем мировой экономики (4,2; 4,2; 5,2). В результате их доля в ВВП мира заметно снизилась: Северной Америки - с 35,3% до 25,1%, Европы - с 37% до 26,7%, Австралии и Океании - с 1,5% до 1,3%. Сокращение доли Северной Америки в мировой экономике полностью произошло за счет снижения в ней удельного веса США - с 31,2% до 20,6%, в то время как доля Канады и Мексики возросла с 4,1% до 4,5%.
Несколько быстрее мирового потенциала в среднем росли экономические потенциалы Южной Америки и Африки - в 6,7 и 6,1 раза (с 5,2% до 6%, с 4,3: до 4,4%).
Однако настоящей рекордсменкой второй половины ХХ века стала Азия. Ее ВВП возрос в 12,8 раза, что удвоило ее долю в мировом ВВП с 16,7% до 36,5%. Самый медленный экономический рост в СССР (2,2 раза), приведший к сокращению его доли в мировом ВВП с 7,3% в 1950г. до 2,7% в 1996г. Экономический рост России несколько выше (в 2,4 раза), но все равно ниже, чем в остальном мире.
С точки зрения англосаксонской идеи, такие цивилизации, как восточно-европейская, русская, латиноамериканская, индуистская, - хотя и проходят определенную фазу самоутверждения, не проявляют очевидной враждебности и не пытаются демонстрировать свое превосходство. Но азиатские цивилизации - китайская, японская, буддистская и движущийся параллельно с Азией исламский мир занимают все более жесткую позицию. Эти тенденции прослеживались и раньше, но были замаскированы борьбой двух сверхдержав. Теперь же они все явственнее проявляются, основой для этого служат:
· феноменальный экономический рост, когда за 50 лет часть азиатских стран достигла того, на что Западу понадобилось несколько столетий;
· впервые открыто проявившееся представление о том, что азиатская культура не только имеет равные права с европейской, но по многим параметрам превосходит ее;
· призыв интеллектуалов к незападным обществам отвергнуть старые догмы; прежде всего англосаксонскую модель развития, как наилучший способ модернизации и построения эффективной политической системы;
· наличие колоссального человеческого материала в рамках идей традиционного общества (60 % населения земного шара).
Мировые военные расходы сократились между 1987 и 1994 гг. с 1,3 трлн. до 840 млрд. долл. Если НАТО уменьшил расходы на 10% (с 540 до 485 млрд. долл.), то восточно-азиатский регион увеличил на 50% (с 90 млрд. до 135 млрд. долл.). Китай закупает у России истребители СУ-27, подводные лодки, ракеты, танки. В Китае ожил менталитет Срединного царства, в котором другие азиаты видятся существами низшего порядка, а представители Запада (в том числе и России) - как варвары.