Взаимодействие человека, природы и общества не становится проще с ростом производительности труда. Наоборот, наблюдается некоторая оторванность, отчужденность. Оно идет рядом с социальными вопросами, порой выдвигались вперед и оказывает значительное влияние на структуру. Взаимоотношения человека с природой многоплановы - это территория государства, его природные ресурсы, научные и культурные достижения, количество и качество населения. Состояние политической организации закономерно определяется ее состоянием в предшествующий период и взаимодействиями, которые осуществляются между элементами политической системы, а также между системой и окружающей средой. Несмотря на внешнее противостояние двух тенденций развития индустриальной цивилизации (капитализм - социализм) к концу XX века образовалось четыре оптимальных варианта.
Оптимальный вариант - это природо-общественная структура, в которой сочетание географических размеров обществ, их людских, экономических, политических ресурсов делает их устойчивым в течение определенного периода времени. На сегодняшний день оптимальный вариант имеет следующие характеристики: от 10 до 20 млн. кв. км площади, от 200 до 350 млн. населения и неизбежный при такой территории выход к океанским путям. Можно выделить четыре центра, соответствующие современному варианту:
1. 1.Северная Америка (США, Канада, Мексика),
2. 2.Западная Европа,
3. 3.Восточный регион (Япония, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд),
4. 4.Россия, СНГ.
Современные оптимальные варианты
Оптимум | Северная Америка | Западная Европа | Восточный Регион | СНГ, Россия |
Экономика | Постиндустриальная | Постиндустриальная | Постиндустриальная | Индустриальная |
Общественный строй | Эволюционный капитализм | Эволюционный капитализм | Эволюционный капитализм | Государственно-монополистический социализм |
Общественные идеи | Западная (либеральная) | Западная(либеральная) | Западная + Восточная (традиционная) | Западная + Восточная (традиционная) |
Благодаря росту влияния региональных группировок они принимают на себя роль главных субъектов мирового экономического развития. В этом состоит одна из главных отличительных характеристик мирового развития в конце нынешнего века. Взаимодействие этих крупных группировок привело к созданию многослойной системы сотрудничества в которой каждая, а ведущие страны внутри них, во все большей степени берут на себя функции локомотивов истории. Нельзя преувеличивать степень мировой интеграции. Каждый из четырех “оптимумов” может действовать вполне самостоятельно, при этом возникают новые неожиданные международные комбинации.
Каковы же основные направления развития интеграционных союзов?
В Европейском Союзе происходит трудный и противоречивый процесс углубления интеграции при одновременном расширении за счет вступления новых стран.
Главным процессом в рамках Северо-Американской интеграции (НАФТА) становится углубление сотрудничества между тремя ее участниками и адаптации Мексики и Канады к новым условиям свободной торговли.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - наиболее динамичный экономический союз, привлекающий капиталы дешевой рабочей силой и отсутствием других расходов. В рамках этой группировки обрабатывается взаимодействие между Западом и Востоком.
Европейский Союз. Интеграция в Западной Европе достигла к настоящему времени высокого по сравнению с другими региональными группировками уровня. Из первоначального ядра, объединившего в 1957 г. рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский Союз, в который входит 15 стран и который имеет тенденцию к расширению. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихте на встрече глав государств и правительств на встрече глав государств ЕС были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзе. Валютно-экономический союз предлагает переход к единой денежной единице экю уже с 1 января 1999 г.. Страны ЕС согласились на частичный отказ от национального суверенитета в сфере внешней и военной политики.
Расширяются полномочия высших органов власти - Совета министров, Европарламента и других органов. Примерно через 20 лет планируется создание “Соединенных Штатов Европы”.
Северо-Американская интеграция (НАФТА).
1. В отличие от Западной Европы в Северной Америке интеграционные процессы носили до последнего времени стихийный характер и предопределялись преимущественно действием рыночных сил.
2. Североамериканской интеграции свойственна асимметричность взаимосвязи, взаимозависимости США, Канады и Мексики обусловленная превосходящим положением США в регионе и одновременно слабым экономическим взаимодействием между Канадой и Мексикой.
Северная Америка показала пример интеграции без создания специальных наднациональных органов естественным путем и в рабочем порядке, в чисто англосаксонском духе (есть проблема - ее решают, нет проблемы - её не выдумывают).
США долгое время настороженно относилось к формальному участию в региональных экономических объединениях, опасаясь, что это свяжет им руки в проведении политики сохранения превосходящей роли в мировой экономике. Однако 80-е годы обнаружили зависимость не только мира от США, но и США от внешнего мира. Заключение в 1988 году между США и Канадой соглашения о создании зоны свободной торговли было констатацией давно свершившегося факта.
Подключение в 1994 году Мексики к интеграции в Северной Америке изменило облик группировки, открыло новую эпоху слияния “англосаксонской” цивилизации с “латинос”. Очевидно отличие от ЕС, где попытки исламской Турции войти в Европу безрезультатны.
Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество (АТЭС).
В отличие от ЕС и Нафта эта региональная группировка представляет собой более аморфное и многослойное образование, не имеющее перспективы. В АТЭС входят 18 государств: развитые - США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия; развивающиеся - Китай, Тайвань, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Папуа - Новая Гвинея, Бруней, Мексика, Чили. АТЭС возникла в 1989 году первоначально как форум по актуальным экономическим проблемам. Потребовалось три года, чтобы создать небольшой секретариат в Сингапуре. Положение начало быстро меняться в 90-е годы, что позволило сформировать подобие экономического союза, в котором безусловно выделяется, как более реальный, восточный во главе с Японией (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Малайзия, Таиланд).
С 80-х годов начали развиваться интеграционные процессы в Латинской Америке - “Латиноамериканская ассоциация интеграции ” (11 стран), “Общий рынок юга Америки” (4 страны), “Андская группа” (5 стран). Подобная разбросанность латиноамериканских стран показывает неустойчивость этого пространства.
Наоборот, формально провозглашенный в 1992 г. Союз Независимых государств (СНГ) реально существует в рамках русского “рублевого и долларового пространства”. Хотя по имеющимся официальным данным, совокупный товарооборот между 12-ю странами СНГ в 1995 году сократился в три раза по сравнению с 1991 годом, очевидно, продолжает осуществляться скрытая кооперация и бартерные сделки. В мировой истории существует такая закономерность, что народы, один раз познавшие вкус победы, никогда не опустятся до нищеты, они все равно рано или поздно утвердятся в верхнем эшелоне мировой цивилизации.
Интеграционные группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного процесса, чем отдельные государства. С этим связано постепенное падение роли национального суверенитета, как фактора экономического развития и ощущения принадлежности к группировке, которая приобретает самостоятельное влияние в политике. Тем не менее, из всех общественных дефиниций самой мощной по-прежнему является государство.
Переходная эпоха российской истории, свидетельствующая об объективном характере радикального обновления социально-политических ориентиров общества, пережила три этапа: два социалистическо-реформаторских, первый этап ускорения (1985 – 1986 гг.), второй - перестройка (1987 – 1991 гг.), третий - радикально-либеральный (с 1991 г.).
После смерти Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верхового Совета СССР Л.И. Брежнева 10 ноября 1982 года председателю КГБ Ю.В.Андропову удалось сделать то, что не удавалось ни одному предыдущему руководителю политического сыска в истории России, стать главой государства. Для Андропова идеальной моделью социалистического общества являлся аппарат КГБ – привилегированный, вездесущий, закормленный, высокооплачиваемый, не коррумпированный, исполнительный, консервативный, но не чуждый новшеству. Этот аппарат возродился после хрущевской оттепели, вновь превратился в передовой отряд партии, готовый взять на себя тяжелое время внутренних преобразований, заняться долгожданным наведением порядка в стране. В 1981 – 1982 гг. были возбуждены уголовные дела против наиболее одиозных партийных чиновников, включая даже зятя Брежнева Юрия Чурбанова, занимавшего должность заместителя министра внутренних дел. Ю. Чурбанов был осужден на 12 лет за взятки. Он считал, что его осудили для примера, в общем-то, он был недалек от истины. Его карьера была чересчур вызывающей, нарушающей неписаные адаты чиновничества (за два года от инструктора райкома комсомола до генерал-полковника милиции, зам. министра внутренних дел). Прогремело еще несколько скандальных дел, раскрытых КГБ - о связи министра рыбной промышленности А. Ишкова с подпольным бизнесом, взятках при выдаче загранпаспортов в ОВИРе и т.д. Застрелился министр внутренних дел Щелоков и свояк Брежнева, заместитель председателя КГБ Цвигун. Еще в начале 1982 г. КГБ арестовал нескольких друзей дочери Брежнева Галины. Арестовали, а потом расстреляли Юрия Соколова, директора Елисеевского гастронома в Москве.