Смекни!
smekni.com

Лекции по истории (стр. 65 из 72)

В ходе чисток сменилась одна треть секретарей обкомов партии. Все эти меры вызывали сочувствие большинства населения и сильную тревогу высших слоев общества.

Но эти кампании не могли изменить общее положение в стране. Административные и репрессивные меры без экономических рычагов не имели смысла. Андропов призвал общество к моральному очищению и реформам. Улучшить управление, повысить эффективность экономики, поднять производительность труда, укрепить дисциплину, вести борьбу с расточительством – таковы были ее основные цели. Последовали предложения усилить санкции в отношении коррупции, взяточничества, хищений, семейственности.

Почувствовав угрозу, чиновничество прибегло к испытанным способам самозащиты – к откровенному саботажу с одной стороны и доведению до абсурда решений центральной власти с другой.

Кампания против коррупции скоро затихла. Для укрепления дисциплины были приняты невиданные ранее меры. У проходных заводов директора лично ловили опаздывающих работников. Партийные и советские органы совместно с милицией и КГБ устраивали облавы в кинотеатрах, магазинах и других общественных местах, проверяя документы. Каждый задержанный должен был объяснить, почему он не на работе. Привычные ко всему советские люди безропотно заходили в автобусы, где происходила проверка, хотя это было, в общем-то, незаконно. Для удобства трудящихся были изменены часы работы магазинов, завоз продуктов начал осуществляться после окончания рабочего дня, так как рабочие жаловались, что колбасу раскупают днем пенсионеры и другие не работающие. Поставки были настолько скудными, что сразу возникали очереди, колбасу, сыр и другие продукты продавали по 1кг на руки и за 1-2 часа обычно все распродавалось. Появились так называемые “колбасные поезда”, в которых жители провинциальных городов и поселков ездили за продуктами в столичные, областные, шахтерские города, которые снабжались в первую очередь. В обычной речи слово “купить” было вытеснено словом “достать”. Везде стояли очереди, постоянно возникал дефицит то одного, то другого товара.

Осенью 1983 г. Ю. Андропов тяжело заболел и 9 февраля 1984 г. скончался от болезни почек. Его место занял личный друг Л.И. Брежнева 73 летний К. Черненко, также смертельно больной (он скончался 12 марта 1985 г.). Свою деятельность Черненко начал с того, что восстановил в должностях часть уволенных партийных работников, прекратил следствие по делам ряда высокопоставленных чинов, стал приглашать на официальные приемы дочь Л.И. Брежнева Галину. Тем самым он подчеркивал приверженность курсу Брежнева.

Периоды Ю. Андропова и К. Черненко показали номенклатуре непрочность ее положения, когда власти можно лишиться во мгновение ока, а то и сесть в тюрьму. Тем временем на политической арене появился новый слой правящей элиты, готовый к обновлению.

Сообщения о смерти К. Черненко и избрание нового генерального секретаря М. Горбачева разделило всего четыре часа. Начался новый последний этап истории СССР, получивший название “перестройка”. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире, ее сопоставляют с великими революциями, и если это слово не упоминается внутри страны, то это вызвано объективно выстраданными обстоятельствами. Революция пугает - слишком большой исторический опыт у русского народа в этом плане, не только по числу революций, но и по количеству жертв. С начала века в России произошло 3 революции и гражданская война, Россия участвовала в двух мировых войнах, не считая локальных. Безвозвратные потери России в XX в. составили:

· Первая мировая война 2,5 млн. человек;

· Октябрьская революция 1917 года и гражданская война - 8-12 млн. человек;

· Голод 1922 г. - 4-5 млн. человек;

· Голод 1932 г. - 5-8 млн. человек;

· Жертвы репрессий 30-40-х годов (расстреляно и умерло в лагерях) - 10 млн. человек;

· Великая Отечественная война - 27 млн. человек.

· Общие безвозвратные потери - 60 млн. человек.

Революционный процесс в историческом опыте России деконструктивен и неуправляем. “Движение масс” в его самых диких формах прошлось по социалистическим идеалам и идеалистам, как девятый вал по поврежденному кораблю. А могло ли быть иначе? За несколько перестроечных лет страна быстро пробежала путь от понятия “застой”, через предкризисное состояние к кризису и тупику. В чем отличие этих понятий?

Кризис - это органическая часть любой саморазвивающейся системы. Выходя из кризиса, можно идти вперед, а из тупика нет другого пути, как назад к тому месту, когда начался регресс общества. (Более подробно теория “тупика” раскрывается в работе профессора МГУ А. Бутенко “Правильно ли поставлен диагноз?”, опубликованной в газете “Неделя”, № 41, 1990 г.). Теория “тупика” предполагает, что процесс выхода из него будет достаточно управляем - президентское правление, военная диктатура или что-то подобное.

Возможность новой революции полностью отвергается русским общественным мнением даже на уровне подсознания. Реально это проявляется в недоверии к традиционным институтам, прежде всего к политическим партиям, как выразителям интересов каких-либо классов, социальных групп, слоев, корпораций. Традиционные партии, присущие индустриальной цивилизации, уходят с арены.

Оценивая российскую реальность, видно, что значительной части общества присуща маргинальность, чертами которой являются беспокойность, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснительность, эгоцентричность (см. Философский энциклопедический словарь, М., 1983 г., стр.341), отражающаяся, при общем недоверии к политическим институтам, на его стабильности. Отсюда наряду с желанием реформ - неожиданные призывы к авторитарному правлению и созданию коалиции правящей административной элиты с финансовой.

При существующих политических условиях не была возможна никакая иная административная система, кроме исключительно господствовавшей и доведенной до предела бюрократической системы. Ввиду отсутствия гражданского общества в какой-либо форме, тотальное реформирование возможно было только сверху и одновременно во всех структурах, что в сущности являлось революцией сверху (“общество разрушенных структур”, “зыбучий песок”).

Внутри страны апрель 1985 г. положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление социалистической системы.

Что же заставило в 1985 г. тогдашнее руководство КПСС провозгласить перестройку?

I. Внешние обстоятельства: отставание от США в гонке вооружений, ослабление авторитета СССР на международной арене, неконкурентоспособность на мировом рынке, комплекс неполноценности в связи с расширением личных контактов с иностранцами (разница в материальном уровне, незнание языков, неумение обращаться с компьютерами), невозможность продолжать жить в закрытом обществе.

Разразившийся в 1979 – 1980 гг. международный кризис из-за ввода Советских войск в Афганистан сильно обострил ситуацию. Во всем мире эти действия расценили, как открытую агрессию. Внутри страны ввод войск объясняли как “интернациональную помощь”. Западные страны в ответ ввели эмбарго на поставку в СССР новых технологий, оборудования, зерна, хотя эти ограничения часто обходили, но это повышало расходы страны. Известен скандал с поставкой двух высокоточных японских фрезерных станков, на которых вытачивались детали для советских подводных лодок.

Образ России - “монстра” подтвердился 1 сентября 1983 года, когда над островом Сахалин советским истребителем был сбит пассажирский самолет южнокорейской авиакомпании “Боинг-747” (причем погибло 269 человек).

“Призрак 1941 года” вновь кружил над Россией. Все эти идеологические россказни - “граница на замке” и тому подобное, не срабатывали. Отчетливо проявилось лицо советской военной машины - некомпетентность и безынициативность командования, огромный затратный механизм, дававший сбои в самый решительный для страны момент.

Эти события резко понизили авторитет страны, привели к серьезному сужению внешнеполитической сферы. Проводимая советским руководством политика, направленная на конфронтацию с капиталистическими странами и имеющая конечной целью установление советского варианта социализма во всем мире зашла в тупик, так как при сохранении существовавших тенденций СССР уже в ближайшем будущем должен был потерять статус великой державы.

Перестройка всех сфер жизни советского общества, вызванная глубинными внутренними причинами, с самого начала имела международную направленность. В ее вызревании существенную роль сыграли внешние обстоятельства. И правящая элита, и интеллигенция, и народ пришли к пониманию необходимости переоценки места СССР в мире, пересмотра стереотипов в своих собственных действиях, приведших к отрыву от реальности и тупику.

Переосмысление прежних представлений имело свою предысторию.

1. Первым этапом в ней можно назвать отказ от понимания мирного сосуществования, как формы классовой борьбы.

2. Следующим шагом было признание деидеологизации межгосударственных отношений.

3. И, наконец, был сделан вывод о приоритете общечеловеческих ценностей и новом мышлении.