В мае 1991 г. коммунисты провели неразрешенную демонстрацию, в ходе которой произошли беспорядки и один офицер милиции был убит. Расследование было спущено на тормозах.
Летом 1991 г., воспользовавшись отсутствием президента СССР М.С. Горбачева, силовые министры, одновременно являющиеся депутатами, согласованно выступили в Верховном Совете СССР с мрачными докладами о положении в стране, в которых обвиняли реформаторов и “агентов влияния”. Но аналитики КГБ просчитались: Верховный Совет не взбунтовался против Горбачева и не создал хунту.
Михаила Горбачева больше беспокоили рост демократического, рабочего и националистического движения и особенно проблема сохранения Союза ССР, из которого вышли Латвия, Литва, Эстония. К августу 1991 г. с большим трудом удалось подготовить новый компромиссный проект союзного договора оставшихся девяти республик, подписание которого намечалось на 22 августа. М. Горбачев, как правило, выдвигал на государственные посты людей, которые по своим личным или политическим качествам были ничтожествами и не могли с ним конкурировать на политической арене. Он не учел только одного: этих людей продолжали объединять общая судьба, стадный инстинкт. Чтобы сорвать подписание союзного договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства решилась на захват власти в стране. В ночь с 18 на 19 августа, вновь в отсутствие президента, который отдыхал в Крыму, произошла попытка “дворцового переворота”. 19 августа 1991 г. ТАСС передал сообщение о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли 8 человек: исполняющий обязанности президента СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр внутренних дел Б.К. Пуго, министр обороны Д.Т. Язов, заместитель председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, председатель Крестьянского союза В.А. Стародубцев, президент Ассоциации госпредприятий А.И. Тизяков. На улицы Москвы и других крупных городов были выведены войска и танки. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах страны, о восстановлении старой структуры власти, о приостановлении деятельности всех партий, кроме КПСС, о запрете митингов и демонстраций. Были запрещены все центральные газеты, кроме “Правды”, “Известий”, “Труда”, прекратили работу все каналы телевидения, кроме первого и почти все радиостанции. Народу пообещали по 12 соток земли под дачные участки. Члены ГКЧП рассчитывали немедленно созвать Верховный Совет СССР, но председатель Верховного Совета А. Лукьянов не согласился его созвать раньше 26 августа. В этот же день, 19 августа, состоялась пресс-конференция членов ГКЧП, показанная по телевидению. Журналисты задавали откровенно издевательские вопросы, члены ГКЧП терпеливо отвечали. У Янаева, “крепкого мужика”, с похмелья тряслись пальцы.
Правительство России не признало ГКЧП. В 12 часов дня 19 августа Б. Ельцин поднялся на один из танков и зачитал обращение с призывом к всеобщей бессрочной забастовке. Призыв этот успеха не имел, но десятки тысяч людей стали собираться к зданию Верховного Совета России и строить заграждения. Мировое общественное мнение и даже государственные деятели официально поддержали правительство России.
Вечером Ельцин объявил членов ГКЧП вне закона. Неожиданно министр обороны Язов отдал приказ вывести войска из Москвы. Четыре представителя ГКЧП полетели в Крым на переговоры с М. Горбачевым наперегонки с вице-президентом России Руцким. 22-23 августа заговорщики были арестованы.
Переворот способствовал подъему авторитета президента России Б. Ельцина и одновременно подтолкнул некоторые республики к выходу из Союза. 6 сентября 1991 г. М. Горбачев признал независимость Литвы, Латвии, Эстонии. 1 декабря 1991 г. население Украины на всенародном референдуме проголосовало за независимость. 8 декабря в Беловежской Пуще руководители России, Украины и Белоруссии – Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич зафиксировали реальность: роспуск СССР и создание Союза независимых государств (СНГ). 25 декабря президент СССР М.С. Горбачев заявил о своей отставке. Красный флаг над Кремлем был спущен, последняя мировая империя прекратила свое существование. Каждый народ, каждая республика рассчитывали на быстрый прогресс.
Россия унаследовала от СССР 76 % территорий, 51 % населения, 60 % основных производственных фондов, 76 % предприятий, производящих средства производства. На ее долю приходится 90 % добычи нефти, 73 % добычи газа, 63 % производства электроэнергии, 80 % экспорта сырой нефти, почти 100 % экспорта газа. Россия также унаследовала 85 % вооруженных сил. На короткое время в руках Б. Ельцина сосредоточилась невероятная власть (государственная мощь плюс всенародная поддержка). Россия объявила себя правопреемницей всех долгов и обязательств СССР. В этот момент Ельцин мог осуществить самые радикальные реформы, но последовал лишь “косметический ремонт”. Самой радикальной частью были сначала приостановка, а затем полный запрет на деятельность КПСС. Все силовые структуры остались прежними, была несколько ограничена власть КГБ.
Программа радикальных экономических реформ была одобрена властями России осенью 1991 г., ее принятие и проведение связано с именем Е.Т. Гайдара. Предложенная им программа основывалась на концепции шокотерапии, использованной в процессе модернизации в странах третьего мира и в Восточной Европе. С началом либерализации предприятия-монополисты взвинтили цены до максимума. Возникла проблема неплатежей. Конкуренция внутри России отсутствовала, единственной возможностью оставалось открытие рынка для иностранных товаров.
Главными задачами экономической реформы были:
· создание условий для конкуренции, ликвидация монополий;
· конверсия;
· создание рынка труда;
· установление внутренних цен на основе мировых;
· введение частной собственности;
· развитие частнособственнических инстинктов у населения.
Ваучерная приватизация была гениальным изобретением по своей простоте, доступности и учету уравнительной ментальности населения.
Постепенно наметился перелом в рыночных отношениях. Образовался слой бизнесменов, банкиров, торговцев. Освобождение цен и либерализация торговли наполнили страну продовольственными и промышленными товарами.
Но политическая борьба не ослабла. Оппозиция сосредоточилась в системе советов, которые все более приобретали облик КПСС, стремясь захватить власть, ничего не делать, ни за что не отвечать, но все контролировать. Трудности России заключались в том, что первую волну русской иммиграции составили сторонники социализма, вытесненные из национальных республик (партийные работники, милиционеры, сотрудники спецслужб и др.). Они составили довольно активную часть оппозиции.
Стремясь не допустить социальных конфликтов, правительство продолжало списывать неплатежи, выдавать зарплату на государственных предприятиях и учреждениях (в сущности, на уровне “пособия по безработице”) в надежде, что какая-то часть предприятий выживет, а рабочие постепенно приспособятся к рыночным условиям. особую заботу составляли пенсионеры, и дело дошло до того, что в некоторых регионах пенсионеры превратились в самый обеспеченный слой населения.
Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти и скрытую борьбу между ними за собственность. В марте 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ об установлении “особого порядка управления страной” до преодоления конституционного кризиса. В очередной раз президент обратился за поддержкой к народу. В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся референдум по вопросу доверия президенту и досрочных перевыборов всех ветвей власти. На первый вопрос народ ответил “Да”, на второй - “Нет”.
Почувствовав поддержку, подтвердив свою легитимность, Б. Ельцин 21 сентября 1993 г. издал указ № 1400 о роспуске неэффективного двухступенчатого парламента (Съезда народных депутатов и Верховного Совета, как постоянно действующего органа), проведении в декабре выборов нового органа – Федерального собрания и референдума по проекту новой Конституции страны.
Конфронтация между претендентом в “новые Сталины” председателем Верховного Совета России Р.И. Хасбулатовым и Ельциным привела к открытому столкновению. Большинство конституционного суда поддержало Хасбулатова. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой объявил себя исполняющим обязанности президента и приступил к формированию нового правительства. Хасбулатов созвал чрезвычайный съезд народных депутатов и призвал к сопротивлению. Б. Ельцин призвал к роспуску съезда до 4 октября.
В здании Верховного Совета оказалось много оружия, сторонники Хасбулатова и Руцкого стали вооружаться, к ним примкнули радикальные коммунисты, фашисты, националисты; их молчаливо поддерживали сотрудники силовых ведомств. 2 октября были прорваны кордоны милиции вокруг Верховного Совета.