Отметим, что одним из факторов, определяющих развитие восточных славян, стал великий водный путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Славяне вели торговлю с византийцами, получая от них металлы, ткани, соль, предметы роскоши. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства”. Сбор дани с племен в виде вышеуказанных товаров становился для князей занятием настолько выгодным, что порождал стремление объединить в одних руках всю территорию вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
Главную роль в процессе объединения восточнославянских земель играли племена полян и ильменских славян с центрами в Киеве и Новгороде. Причем положение Киева было предпочтительнее, так как он давал выход на Византию, а Новгород – лишь на страны Северной Европы, в IX в. значительно отстававшие от нее в развитии. Основу экономики древних славян составляло земледелие. Восточные славяне проживали оседло. Жилища представляли собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода в соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения VI – VIII вв.
Расселение ускорило и выделение знати. Ее появлению способствовало повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда, что создавало возможность получения продукта, достаточного для содержания господствующего социального строя. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - “нарочитые люди”, ”лучшие мужи”. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.
Существовало ополчение: «полк», «тысяча», разделенная на «сотни». Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, живущую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались “полюдье”. Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью был дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.
В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь “из варяг в греки” или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.
Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописях. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 городов. Поэтому варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарикой – страной городов.
Как и все народы, находившееся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог- бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос. Общее число языческих славянских персонажей не поддается учету. Известно не менее 400 названий и имен. Множественность верований, привязанность к природе не способствовали консолидации общества, выработке общих духовных и нравственных ориентиров. Большую роль играло в жизни племен жречество (ведуны, кудесники -выполняли функцию жрецов).Большую власть имели волхвы, обладавшие правом ритуального убийства мужчин и женщин. Языческие храмы (капища) были пышными и наполнены идолами.
И в заключение отметим, что, вступив на путь разложения родового строя, зарождения земельного и имущественного неравенства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства- Киевской Руси.
Лекция 2. Киевская Русь
Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала IX – XII вв. Киевская Русь. В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – геополитическая и пространственная ситуация – государство Русь занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства.
Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, культуры, языка и создавать сильную государственную власть.
Государство восточных славян, получившее политико-географическое название «Русь», возникло в IX в. Вначале, в IX в., сформировалось два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, кривичей и финноязычных племен на севере, в районе озера Ильмень. К тому времени создались объективные предпосылки для объединения северного и южного центров государственности восточных славян. Политически это объединение осуществили северные (новгородские) князья. Однако центром Древнерусского государства стало более развитое в экономическом отношении Среднее Поднепровье. Русский монах-летописец начала XII в. Нестор, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словени, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. – Авт.) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». В 862 г. власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии Рюриковичей, просуществовавшей до конца XVI в.
Правивший после Рюрика его родственник князь Олег (879 – 912),совершив поход из Новгорода в низ по Днепру, взял Смоленск, главный город кривичей, затем Любеч, хитростью овладел Киевом, где и утвердился, став в 882 г. новгородским и киевским князем. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей. В соответствии с летописной традицией 882 год принято считать годом образования Древнерусского государства с центром в Киеве.
Летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.
Отметим, что в длительной дискуссии между так называемыми норманистами и антинорманистами важную, а порой и решающую роль играли политико-идеологические соображения. Норманисты утверждали, что государство на Руси было создано скандинавами-норманами (у нас их называли варягами), их оппоненты это отрицали.
Дискуссионной является и проблема происхождения названия “Русь”. Наиболее разработанной является “скандинавская” версия. Она исходит из того, что в основе слова “Русь” лежит древнескандинавский глагол “грести”, означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Некоторые же исследователи высказывают предположения об иранской, балтской или славянской этимологии этого слова.
В настоящее время не вызывает сомнений как автохтонное (т.е. на местной славянской основе) формирование государства Русь, так и значительное участие в этом процессе выходцев из Скандинавии, которые сыграли активную роль в образовании господствующего слоя. То, что дружинники – викинги не создавали на Руси новых политических структур, а лишь включились в шедшие здесь процессы государствообразования, подтверждается типологическим сходством и синхронностью генезиса феодализма у славян и скандинавов.