Смекни!
smekni.com

Золотое кольцо России 2 (стр. 1 из 2)

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО Рф

"Краса полуночной природы, Любовь глаз, моя страна"
Языков

ПЛАН

1. Вступление. Москва
2. Сергиев Посад
3. Переславль Залесский
4. Ростов на дону Великий
5. Ярославль
6. Кострома
7. Нерехта
8. Иваново
9. Холуй, Палех
10. Мстера
11. Владимир
12. Суздаль
Заключение
Перечень используемой литературы

1. ВСТУПЛЕНИЕ. МОСКВА

"Бывают города-труженики, города-коммерсанты, города-ханжи, города-музеи, города-венценосцы". Так писал о городках К. Паустовский. Это касается всех городов мира, но лишь в Рф есть созвездие городов, городков и поселков, которые уже издавна зовут Золотым кольцом Рф. В этих городках смешиваются неповторимые монументы архитектуры, скромная краса природы и гений человека -- его мастерство, видение жизни и рвение украсить собственный быт -- народные промыслы. Эти места плодотворны, облагораживают человека, вызывают у него подъем душевных сил, гордость за собственный люд. Так что все-таки входит в понятие "Золотое Кольцо"? Это сама Москва и окружающие её областные городка: Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново и множество районных городов: Ростов на дону Великий, Суздаль, Переславль-Залесский, Нерехта, Плесс, Палех, Гусь-Хрустальный и множество остальных, восхитительных собственной природой и архитектурой либо своими мастеровыми мест. Так случилось, что Москва -- тоже драгоценный камень "Золотого кольца России". Лишь самый большой и самый прекрасный. Начиналась Москва в XII в., как и остальные городка Золотого кольца, маленький крепостью Владимиро-Суздальского княжества. Сначала XIV в. внук Александра Невского столичный князь Юрий Данилович задумал отобрать ярлычек на Великое княжение Владимирское у богатой и мощной Твери. С тех пор тут, в Москве, стало биться сердечко Рф. Иван Калита -- брат Юрия укреплял и расширял Московскую Русь. Царственный внешний облик Москва заполучила при Иване III опосля его свадьбы на византийке Софье Палеолог. При ней на Русь приезжают итальянские профессионалы, сооружаются стенки и башни Кремля, белокаменные соборы, которые сохранились до наших дней. Строительный вид Москвы формировался в протяжении почти всех веков. Фаворитные русские и забугорные профессионалы трудились над созданием неповторимого вида красивейшей столицы мира. Описание её - задачка непосильная для данной работы, потому обратимся к иным городкам.

2. СЕРГИЕВ ПОСАД

Традиционно турне по Золотому кольцу начинается с Сергиева Посада. Основанный в XV в., и названный в честь святого Сергия Радонежского, город знаменит одним из самых почитаемых российских монастырей - Троице-Сергиевой Лаврой. Она появилась на холмике Маковец неподалеку от городка Радонежа. Мощи святого захоронены в лавре, ставшей типичным "русским Ватиканом". За высочайшими стенками размещены соборы -- Троицкий, Успенский, церковь Сергия, Рождества Иоанна Предтечи, мужской монастырь, духовные школы, самая богатая в Рф библиотека религиозной литературы, почти все именитые иконы, золотой потир князя Василия Темного. Рядом с Успенским собором находится усыпальница Бориса Годунова и его родных.
Тут история российского православия как будто бы оживает в камне, красках, колокольных звонах.

3. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

На севере от Москвы лежит Ярославская область. Въезжая в нее со стороны Москвы, мы попадаем в Переславль-Залесский, что размещен в 100 км от столицы на берегах Плещеева озера. Давно селились люди вокруг озера, образующего волны даже при маленьком ветре. В 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий основал город. Он некогда был богат и знаменит. Само заглавие городка переводится с древнерусского как "перенявший славу". Самым известным переславским князем был Александр Невский, родившийся тут и получивший власть в Новгороде. На Красноватой площади князю установлен монумент. Этот городок видел практически всех великих князей и царей. В эру Ивана Сурового Переславль стал оплотом опричнины. Правитель разглядывал его как стратегический пункт, ведущий на Вологду, где он хотел сделать столицу. Никитский монастырь в 1561--1964 гг. был преобразован в неприступную крепость.
Сначала XVII в. Переславль-Залесский был захвачен польско-литовскими интервентами, которых в 1609 г. войска Скопина-Шуйского выдворили из городка. Горожане совместно с ополчением Минина и Пожарского участвовали в освобождении Москвы. Небывало оживился Переславль в 1688 г., когда Петр I начал строить на Плещеевом озере "флотилию", положившую начало русскому флоту. Со всей страны стали съезжаться сюда плотники, кузнецы, лесорубы, резчики. Они оказали влияние на развитие ремесел в городке.
В данный момент город -- заповедное место. Он пленяет каждого особенным уютом, спокойствием узеньких улочек, тихим течением Трубежа, перевернутыми лодками около осторожных домиков, вдоль улицы -- реки.
В городке четыре работающих монастыря: Горицкий Успенский монастырь, появившийся при Иване Калите, Троицкий Данилов монастырь был основан иноком Даниилом, крестным папой Ивана Сурового; Федоровский монастырь, известный собором Федора Стратилата; Никитский монастырь -- древнейший в городке, существовавший с 1350 г. Старейшее сооружение Северо-Восточной Руси -- Спасо-Преображенский собор (1157 Г.). Храм максимально прост и скромен, но сколько в нем силы и мощи! Он поражает собственный суровостью и неприступностью. В соборе похоронены отпрыск и внук Александра Невского. На площади перед храмом сооружен монумент полководцу.
Овеянное легендами Плещеево озеро, замечательное по красе и чистоте, является одной из основных ценностей Переславля-Залесского. В 1988 г. на местности городка был сотворен Переславский государственный парк. Он призван сохранить неповторимую историческую среду.

4. Ростов на дону ВЕЛИКИЙ

Городка, как люди: у каждого своя судьба. Одни -- из обычных получают значимость, остальные, некогда процветавшие, -- теряют былую славу. Ростов на дону Великий -- один из древнейших российских городов. Он старше Москвы практически на 300 лет, ровесник Киева и Новгорода. Ростов на дону на озере Неро упоминается в "Повести временных лет" в 862 г., когда на Русь был призван Рюрик -- родоначальник российских князей. Уже с XVII в. город назывался Великим. Это означало не размер городка, а величину светской и духовной власти. Великим называли лишь два городка -- Новгород, северную столицу Рф, и Ростов на дону - центр епархии. Был он столицей Залесья, позже -- центром удельного княжества. Ко времени монгольского нашествия город имел каменный собор, княжеский двор с церковью, епископский двор и несколько монастырей, где сначала XIII в. Появилась школа иконописи и духовное училище. В XVI в. взят в опричнину Иваном Суровым, а сначала XVII в. разорен польско-литовскими интервентами. Ростов на дону долго сохранял значение большого центра на пути из Москвы в Архангельск и 1-го из огромнейших епархиальных центров Руси. Во 2-ой половине XVII в. при митрополите Ионе III Сысоевиче сооружается Архиерейский двор, получивший заглавие Ростовский кремль. Многое из того, что и сейчас восхищает нас в Ростове на дону, соединено с именованием Ионы Сысоевича. Это не только строительный ансамбль Ростовского кремля, но и именитая звонница Успенского собора. Всего на звоннице 15 колоколов. Посреди их самый большой -- Сысой, весом 32 тонны. Звоны колоколов слышны в радиусе 20 км. Этими звонами восхищались французский композитор Гектор Берлиоз и российский певец Федор Шаляпин. Но не только монументами архитектуры славится Ростов на дону Великий, а к тому же самобытным искусством красочной эмали -- финифтью, которая знаменита далековато за пределами Рф.

5. ЯРОСЛАВЛЬ

В 1010 г. на месте селения Медвежий гром при слиянии рек Которосли и Волги ростовским князем Ярославом Мудрым был заложен город, задачей которого была охрана пути от Волги к Ростову Великому. В летописи Ярославль упоминается с 1071 г. Сначала XIII в. благодаря выгодному географическому положению перевоплотился в один из больших городов Ростовской земли и скоро стал столицей княжества. В 1463 г. Ярославль присоединился к Столичному княжеству. Его история тесновато переплетается как с именами царей династии Романовых, князя Пожарского, полководцев Александра Невского, так И с именами узнаваемых людей - Федора Ушакова, поэта Н. Некрасова. Поистине золотым для Ярославля стал XVII в. В этот период сложилась ярославская школа зодчества (церковь Ильи Пророка, Богоявленская церковь, постройки Спасо-Преображенского монастыря). Монастырь воспользовался покровительством столичных властей. В 1792 г. ярославский собиратель старинных манускриптов и библиограф А. И. Мусин-Пушкин нашел в библиотеке монастыря перечень ценнейшего монумента древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Современный Ярославль -- областной центр Рф, порт на Волге. Население -- 630 тыс. Обитателей. В городке 5 вузов, 3 театра, цирк, филармония, музеи. Известны ярославские шины, эмали, краски, дизели, синтетический каучук. В драгоценном колье древнерусских городов город сияет броским, немеркнущим светом.

6. КОСТРОМА

Далее путь наш лежит в Кострому -- один из узнаваемых городов Золотого кольца Рф, его жемчужины. Кострома далее всех размещена от Москвы (330 км). Предположительно город был основан в 1152 г. Юрием Долгоруким как форпост северных рубежей Руси. С 1246 г. Кострома -- центр самостоятельного княжества, а посреди XIV в., Опосля присоединения к Столичному княжеству, становится опорным пт российского страны в Поволжье. Особенное значение Костромы для истории Рф -- это призвание на королевство из Ипатьевского монастыря Миши Романова, положившего начало новой династии русских монархов. Украшение центра городка -- неповторимый ансамбль Торговых рядов XVIII в. и одна из самых восхитительных церквей Верхнего Поволжья -- церковь "Воскресения на Дебре" (XVII в.).
В Костроме все особенно: центральную площадь местные обитатели именуют Сковородкой, стоит на ней 1-ый в Рф монумент крестьянину-герою, а монумент Ленину - на постаменте Романовых. В городке оживают известные имена -- Иван Сусанин, Миша Романов, Борис Годунов, литературные персонажи А. Островского. На улицах городка много старинных коттеджей с кованными оградами, столетние липы.

7. НЕРЕХТА

В Костромской области есть обычный уездный российский городок Нерехта. 1-ые упоминания о городке относятся к 1214 г. В XIV--XVIII вв. Нерехта -- центр солеварения, а с XVIII в. -- центр ремесел: иконописного, сапожного, серебряного, льняного. В этом маленьком городе 5 церквей: Владимирская (1676--1678 гг.), Никольская (1710--1725 гг.), Воскресенская, Преображенская, Крестовоздвиженская, Троице-Сыпанов монастырь.

8. ИВАНОВО

Дуга нашего путешествия поворачивает на юг, в Ивановскую область. В 1971 г. город Иваново отметил собственный вековой юбилей, но село Иваново понятно с 1561 г. Конкретно в этом году Иван Суровый пожаловал Иваново братьям супруги Марии Темрюковны - кабардинским князьям Темрюковичам-Черкасским. Сначала XVII в. село разорили польско-литовские интервенты, но, оправившись, село становится огромным торговым и фабричным центром. Тут возникают текстильные мануфактуры. Ивановские ситцы известны во всем мире. Типичный строительный вид городка складывается из шикарных коттеджей и кирпичных корпусов текстильных фабрик. Иваново известен революционными традициями: стачками, забастовками, первыми Советами рабочих депутатов. Иваново остается художественным центром Рф, известным своими традициями.

9. ХОЛУЙ, ПАЛЕХ

Известное на весь мир село Палех размещено в 60 км от Иваново. Тут изготавливают красивые лаковые миниатюры. Узнаваемый южноамериканский живописец Рокуэли Кент оставил при посещении Палеха в книжке отзывов последующие слова: "Искусство Палеха заслуживает того, чтоб быть посреди величайших работ всех времен". Стиль древнерусской живописи берегут наиболее 3-х веков, при всем этом имея собственный свой уникальный стиль маленького письма. Они пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски скоро высыхают, не растворяются при наложении слоев, что дозволяет получать тонкие цветовые переходы. Большая часть изделий имеют темный фон, картинки условны, фигуры вытянуты, покрашены в сказочно-необычные цвета. Эта область народного искусства донесла до наших дней традиции старой иконописи.
Южнее Палеха лежит поселок Холуй -- поэтический уголок, воплощение красоты среднерусской природы. Тут было развито мастерство иконописи. Создавались дешевые иконы для села. Опосля революции профессионалы Холуя стали писать на папье-маше темперными красками. Их миниатюры различаются от палехских, мстерских, федоскинских внедрением синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Огромные партии художественных изделий народного промысла идут на экспорт: в Великобританию, США, Италию, Испанию, Канаду и остальные страны, где знают и высоко ценят искусство мастеров Холуя и Палеха.

10. МСТЕРА

Неподалеку от Холуя, но уже во Владимирской области, на реке Клязьме размещен поселок Мстера. Он знаменит своими художественными промыслами. Миниатюры из папье-маше мстерских мастеров удачно конкурируют с схожими из Холуя, Палеха, Федоскино. Еще поселок известен своими вышивальщицами, создающими изделия владимирской глади (белоснежное по белоснежному) и миниатюрами из сплава (солонки, сахарницы и иная утварь). Тихая красота российской природы, её очарование, легенды и сказки преобразуются тут в творения рук человечьих, украшая жизнь, оставаясь в истории на века.

11. ВЛАДИМИР

Итак, мы во Владимирской области, пожалуй, самой симпатичной и броской на Золотом кольце. Летопись в первый раз упоминает о Владимире в 1108 г. Основание городка было соединено с именованием князя Владимира Мономаха, державшего в то время в собственных руках плодородные земли. Защищаясь от набегов волжских булгар и враждебных рязанских и Муромских князей, Владимир Мономах приказывает насыпать земельные валы и укрепить поселение на высочайшем берегу Клязьмы. Новому городку было дано имя Владимир. Край этот долго назывался Залесским, потому что находился далековато от Киева и Чернигова за глухими и дремучими лесами. Город становится пограничной крепостью Суздальского княжества. Возвышение и расцвет городка начинается во времена княжения Андрея Боголюбского. Он превращает город в столицу Владимиро-Суздальского княжества. В 1158 г. на высочайшем холмике началось стройку огромного белокаменного Успенского собора. Белоснежный, с золотыми куполами, богато увенчанный золоченой медью и позолотой, фресками. Он поражал современников, создавал большущее впечатление. Сочетание белоснежного камня и золота было необычайно красиво. Богатым был интерьер собора. Летописец с восторгом перечисляет серебряные и золотые сосуды, мозаичные полы, богатство света и огромное количество светильников.
Посреди оборонительных сооружений Владимира особенное место заняли сложенные из белоснежного камня Золотые ворота (1164 г.). Совместно с тем они были местом праздничных встреч и проводов не только князей, но и ратников, отправлявшихся защищать Русь. У Золотых ворот встречали дружины Александра Невского и столичного князя Дмитрия Донского. Под аркой ворот проезжали Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Могучие стенки Золотых ворот выдержали натиск Батыя в 1238 г., не дав им ворваться в город через ворота. Достаточно скоро Владимир становится одним из огромнейших городов на Руси. Но он оставался в основном древесным и потому нередко горел. Об одном из пожаров писал летописец в 1185 г. Он докладывает, что сгорел практически весь город, а Успенский собор весь сгорел. Зодчие не только вернули его, но и дополнили, превратили храм в новый большой собор с восемнадцатью колоннами. И вот над городом и речными широтами величаво поднялся пятиглавый Успенский собор. В нем вплоть до Ивана III возводили на княжеский престол не только владимирских, но и столичных князей. Собор горел еще пару раз, его грабили, он терял собственный симпатичный вид. В 1408 г. для возобновления старой росписи собора из Москвы был прислан умнейший российский живописец Андрей Рублев с Даниилом Черным и учениками.
Живописцам пришлось расписывать Успенский собор поновой. Сразу с росписью стенок собора Андрей Рублев создал один из грандиознейших иконостасов того времени, где иконы основного ряда были наиболее 3-х метров высоты. К огорчению, до нашего времени вся роспись не дошла. Фресковая роспись Андрея Рублева проникнута огромным гуманизмом, фигуры людей грандиозны, их лица наделены государственными чертами, дышат душевной стойкостью и нравственной чистотой. В собственных фресках Андрей Рублев раскрыл идеал собственного современника и свое представление о человеке.
В 1194 г. на княжеском дворе владимирского князя Всеволода III Огромное Гнездо начинается сооружение новой умопомрачительной постройки, которая обязана была олицетворять могущество и силу владимирского князя. Таковой постройкой стал Дмитриевский собор. Этот храм благодаря необыкновенной, богатой, декоративной росписи, владел особенной торжественностью и царственной величавостью. Белокаменная резьба как бы спадает тяжеленной тканью от золоченой главы и завершается кистями колонок аркатурного пояса. Неизменное впечатление производит необычайное обилие животного и растительного мира. На его стенках большой скульптурный портрет Всеволода III и его семьи, также фигура Александра Македонского. Снутри собора сохранилась маленькая часть фресковой росписи, выполненная умнейшими мастерами.
На рубеже XII--XIII вв. в городке основывается княжеский дамский монастырь. В отличие от наиболее ранешних зданий Владимира он был сложен из узкого кирпича - плинфы, а не из белоснежного камня. В XVII в. собор монастыря был расписан восхитительным русским мастером Марком Матвеевым. Жизнерадостная красочная живопись отражает личное отношение профессионалы к человеку. В XVII в. на местности старого посада поднялась стройная, многоярусная церковь Богородицы. Неподалеку от Золотых ворот возникла совсем малая церковь Николы. В XVIII в. строится церковь Николы в Галлеях, церковь Спаса и Георгиевская, трехэтажная Никитская церковь.
Неоценимые монументы белокаменного зодчества с неповторимыми фресками были восстановлены русскими реставраторами и стают сейчас перед нами в их немеркнущей красе.
Посреди XII в. Неподалеку от городка Владимира на высочайшем берегу реки Клязьмы возводится княжеская резиденция Боголюбово. Летопись докладывает, что князь Андрей выстроил "город камен". Град Боголюбов был первым каменным городом Северной Руси, очевидцем возвышения, славы и катастрофической смерти 1-го из выдающихся людей Старой Руси -- князя Андрея Боголюбского. Конкретно сюда князь привез чудотворную икону Божьей Мамы. Сейчас на месте княжеской резиденции -- работающий дамский монастырь. Тут сохранился неповторимый фрагмент бывшего дворца -- башня с винтовой лестницей и переход в собор. До этого центральное место посреди зданий княжеской резиденции занимал Рождественский собор, окованный золоченой медью, площадь перед дворцом была выложена белокаменными плитами. Внутреннее убранство храма восхищало современников: фресковая роспись, необыкновенные круглые столбы храма, его пол, выложенный из огромных золоченых медных плит, большущее количество золотой и серебряной утвари, увенчанной драгоценными камнями. Все это сверкало и переливалось в свете свеч, утверждая и подчеркивая могущество и достояние владимирского князя. В 1174 г. в итоге боярского заговора Андрей Боголюбский был убит в собственном пригородном дворце. Посреди поздних зданий монастыря завлекает внимание пятиглавый храм в честь той, известной иконы Божьей Мамы (1866 г.), который идентичен с Храмом Христа Спасателя (арх. К. А. Тон). Сохранилась церковь Рождества Богородицы (1756 г.), Благовещенская трапезная церковь (1804 г.).
Из великолепного тройного окна лестничной башни раскрывается превосходный вид на заливные луга, где проглядывает необычайно изящное здание белокаменного храма. Это церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Монумент, получивший благодаря совершенству собственных форм мировую известность. Храм -- монумент воинской победе владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время храм был монументом отпрыску Андрея -- Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью. Это был 1-ый на Руси храм, посвященный новому праздничку Покрова Богородицы. Необычайно тяжелая задачка стояла перед мастерами, получившими от князя заказ на постройку этого храма на широком просторе. Усложняло дело то, что во время весеннего половодья все окрестные луга заливались водами Нерли и Клязьмы. Но зодчие потрясающе совладали с поручением. Они заложили на лугу фундамент из булыжника, на котором возвели из тесаного белоснежного камня в два приема стенки, ставшие основанием храма. Стенки эти засыпали снутри и снаружи грунтом и плотно утрамбовали. В итоге образовался храм, облицованный белоснежным камнем. На этом массивном, высотой в 5,3 м, основании зодчие возвели прелестный, по-девичьи грациозный храм Покрова на Нерли. Видимый издалека, храм поражает собственной невесомостью, устремленностью вверх. "Как дым костра в безветрие, как пламя". Это достигнуто мастерами за счет огромного числа вертикальных линий и незначимому наклону внешних стенок вовнутрь. Стенки храма украшены бессчетными женскими лицами, которые оттеняют пластичность стенок.
Великолепное зрелище представляет собой церковь Покрова на Нерли в весенний разлив, когда подобно белоснежному лебедю, она плавненько скользит посреди большого аква места. Так и стоит этот умопомрачительный, незабываемый и одинокий храм, глядясь в протяжении веков в тихие воды Старицы, поражая всех своим совершенством.
"...И белоснежная церковь глядится Из кленов и лип -- сюда, Как белая птица Из мягенькой листвы гнезда".
Даниил Андреев.

12. СУЗДАЛЬ

Суздаль, пожалуй, самый узнаваемый город Золотого кольца. Типичная "туристическая Мекка"(священное место поклонения мусульман). В 1983 г. Интернациональная федерация журналистов (ФИЖЕТ) присудила собственный знатный приз "Золотое яблоко" Суздалю. Таким образом, город стал первым в Рф, получившим такое высочайшее международное призвание за сохранение памятников государственной культуры, их внедрение в интересах туризма, пропаганду культурно-исторического наследия. "Музей под открытым небом" -- самое чёткое определение этого старого российского городка. Суздаль упоминается в первый раз на страничках российских летописей в 1024 г. и описывает целый период в развитии российской государственности и культуры. В XI в. Суздаль -- большой город на северо-востоке Киевской державы, а посреди XI в. Суздаль добивается наивысшего расцвета: он становится столицей и большим торговым центром. Это было во время правления отпрыска Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, ставшего первым самостоятельным суздальским князем. При отпрыску Юрия Долгорукого столица княжества была перенесена во Владимир. Трагические действия монголотатарского нашествия наносят экономике и культуре края тяжкий урон, город был сожжен и разграблен, значимая часть населения была уведена в плен. Вернуть себе былое значение и политическую самостоятельность город больше не сумел. Он в XIV в. входит в состав Столичного княжества. Город остается заметным религиозным, ремесленным и культурным центром Руси.
XVI и XVII в. -- период интенсивности строительства в Суздале. В это время формируются все ансамбли, наилучшими из которых являются ансамбли старого Кремля, Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей.
У Суздаля -- счастливая и именитая в истории страны судьба. Не было в Рф ни 1-го большого действия, в каком не участвовал бы город либо его граждане. Юрий Долгорукий, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский, Дмитрий Виноградов -- эти и почти все остальные знакомые всем россиянам имена соединены с старой суздальской землей.
По многообразию памятников, по сохранности собственного начального вида Суздаль не знает себе равных. Нынче тут на площади 9 кв. км имеется и подлежит охране выше 200 памятников архитектуры XII--XIX вв. Город сумел сохранить старую топографию, непередаваемый спектр старинного российского городка, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды.
Древнейшая часть Суздаля -- Кремль, в каком возвышается кафедральный собор Рождества Богородицы (XII в.), южные и западные ворота собора выполнены по неповторимой технике огневого золочения. Архиерейские палаты (XV--XVII вв.) -- самый старый монумент архитектуры Суздаля, колокольня (1635 г.), Популярная своими часами-курантами, древесная Никольская церковь (1776 г.) из села Глотово -- входят в ансамбль Кремля.
К западу от Кремля, на противоположном берегу р. Каменки, находится Музей древесного зодчества и крестьянского быта. Сюда были привезены более достойные внимания древесные постройки XVIII--XIX вв. из сел Владимирской области. Так появился музей под открытым небом -- "село" с Преображенской и Воскресенской церквами, крестьянскими избами, хозяйственными постройками -- амбарами, овинами, колодцами, ветряными мельницами. Наикрупнейшим ансамблем Суздаля является Спасо-Евфимиев монастырь. Его территория ограничена крепостными стенками, с 12 башнями XVII в. На соборной площади монастыря размещается Успенская шатровая трапезная церковь (1525 г.).
На низком берегу р. Каменки размещен дамский Покровский монастырь. Это один из красивейших ансамблей. Монастырь известен как место ссылки неугодных жен авторитетных родов и фамилий. В соборе Покрова похоронены: супруга великого столичного князя Василия III - Соломония Сабурова, дочь Ивана III Александра, 5-ая супруга Ивана Сурового Анна Васильчикова. В этот монастырь была сослана дочь Бориса Годунова Ксения, и 1-ая супруга Петра I Евдокия Лопухина. Сейчас монастырь работающий. На высочайшем берегу Суздали стоит Ризположенский монастырь (XIII в.). На местности Васильевского монастыря действует мужской монастырь.
Неподалеку от Суздаля на берегу реки Нерли в селе Кедикма в XII в. Размещалась резиденция князя Юрия Долгорукого. Князь стремился контролировать речной торговый путь из Суздаля. По преданию, конкретно на месте княжеского замка когда-то было место святых князей Бориса и Глеба на пути их следования из Ростова и Мурома в Киев. В Кидекме князем Юрием в 1152 г. была построена церковь Бориса и Глеба. Тут погребены отпрыск Юрия Долгорукого Борис, его супруга и дочь. Храм покоряет силой и простотой. В 1992 г. главные строительные ансамбли городка -- Кремля, Покровский и Спасо-Евфимиев монастырь, также церковь Бориса и Глеба в Кидекме внесены в Перечень Глобального Наследия ЮНЕСКО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во Владимирской области есть еще несколько городков, заслуживающих внимания. Это - Юрьев-Польский, основанный Юрием Долгоруким. Чудом сохранился тут храм Святого Жору и Архангела Миши монастырь; столица российского хрусталя -- Гусь-Хрустальный. Купец Мальцев положил начало городку, организовав стекольный завод, чем добыл славу маленькому поселку. Впечатляет и г. Гороховец -- "Град святой Богородицы". Тут сохранились бессчетные храмы, монастыри XVII--XVIII вв. Самый старый город Владимирской области -- Муром, раскинувшийся на берегу Оки. И для друзей и для недругов, пришедших с востока, Русь начиналась с Мурома. На данной заставе родился Илья Муромец. Ему поставлен над Окой монумент. Иван Суровый проходил тут во время собственного похода на Казань. 10 лет трудились тут зодчие и возвели четыре храма. И вновь дуга Золотого кольца замыкается в столице Рф -- Москве. Этот туристический маршрут увеличивает свою популярность год от года. Тут все есть, что нужно для настоящего познания: достойные внимания экспозиции музеев, комплексы монастырей, колориты российских старинных городов, великолепная среднерусская природа, комфортабельные гостиницы, рестораны с российской кухней. Эти провинциальные городка -- хранители и источники истинно российского духа, самосознания цивилизации, её традиций, святынь и устоев -- всего, чем сильна и богата Наша родина.
О светло светлая
И украсно увенчанная Земля Руськая,
И почти всеми красотами удивлена еси...
Озеры почти всеми удивлены еси
Реками и кладезями местночитьными,
Горами крутыми, бугры высочайшими,
Дубравами незапятнанными, полями дивными...
Городы великими, селы дивными...
Всего еси испольнена земля Руськая...
(Безымянный поэт XIII в.)

Перечень ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Даниил. Российские боги М., 1989.
2. Владимир. М., 1970.
3. Ефремов М. К. Природа моей страны. М., 1985.
4. Материалы Веб серии www.zolotoe-koltso.ru Городка Золотого кольца.

Скриншоты: