Смекни!
smekni.com

Киевская Русь 12 (стр. 2 из 4)

Объединителем восточных славян в составе Киевской Руси является сын Святослава Владимир I Красное солнышко (980 – 1015 гг.). С включением в 982 г. в состав государства Галицкой Руси и Волыни, завершилось территориальное оформление Киевской Руси. Начала складываться административная структура государства. Была окончательно ликвидирована автономия славянских племенных союзов. Местные княжения упразднялись, вместо них назначались князья-наместники из числа лиц княжеской династии. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского князя, получили название волость. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдье. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялась в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Такая система содержания наместников, его двора и дружинников получила название кормление.

Так образовалась Древняя Русь – могущественное государство средневековой Европы, соперничавшее с Византийской империей – главной мировой державой рассматриваемого периода истории.

2. Расцвет Киевской Руси.

2.1 Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси. Политический строй Киевской Руси представлял собой раннефеодальную монархию. Государством управлял великий князь. Его политической и военной опорой была дружина. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая состояла из бояр, младшая включала в себя дворцовую прислугу. По всем вопросам князь держал совет со старшей дружиной. Так родилась княжеская дума. Дружинники, служилая аристократия, городские старейшины составляли господствующий слой Киевской Руси. Сильные позиции занимала и вечевая власть, направляемая интересами богатого боярства и купечества. В Новгороде, Пскове, Киеве и в других городах для решения особо важных вопросов собиралось народное собрание – вече.

Основной формой земельной собственности и организации производства была вотчина. Землевладельцами становились князья и бояре. Происходит процесс «обояривания» земель. Складываются крупные частные землевладения, ставшие основой феодальных отношений на Руси. Крестьяне выплачивали дань не только князю, но и боярину за пользование землей или отрабатывали барщину.

Земледелие и скотоводство, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который в основных чертах сохранился и в последующее время. Однако в целом агротехнический уровень земледелия не был еще достаточным, чтобы сделать эту отрасль хозяйства устойчивой. Неурожайные годы в различных местах Руси в XI – XIII вв. были очень частым явлением. Это приводило к массовому голоду и вымиранию населения.

В эпоху Киевской Руси происходил настоящий расцвет ремесленного производства. В IX – XII вв. на Руси были известны ремесленники 40 – 60 различных специальностей: кузнецы, оружейники, ювелиры, гончары, чеканщики и др. Только из железа и стали древнерусские мастера производили более 150 видов различных изделий. Киевские металлурги в совершенстве владели сваркой, литьем, ковкой металла, наваркой и закалкой стали. Вместо сыродутного горна появляется более совершенная чугунолитейная домница. Растет специализация ремесла по районам.

Развитие ремесленного производства способствовало быстрому росту древнерусских городов. Согласно летописным источникам, в IX – X вв. на Руси было 24 города, в XI в. появилось еще 64 города, а в XII в. – 135. Среди городов первое место занимал Киев с населением в период его расцвета 100 тыс. жителей. Это был крупный ремесленный и торговый центр. Через Киев проходил водный путь «из варяг в греки» - от Балтийского к Черному морю и дальше в Византию. Большое значение имел Новгород – важнейший центр международной торговли в Северной Европе. Крупными городами на Руси были также Псков, Ладога, Полоцк, Смоленск, Чернигов и др.

Развитие торговли привело к возникновению денежной системы. Первое время деньгами служили скот и дорогие меха. Использовались также золотые монеты из Византии и арабских стран, серебряные западноевропейские монеты. С конца X в. На Руси начали чеканить свою монету. Денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра определенного веса и формы – гривны.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало концентрации больших денежных сумм в руках купцов, которые начли активно заниматься ростовщичеством, усиливая тем самым эксплуатацию народных масс. Под влиянием народных волнений княжеская власть пыталась ограничить ростовщичество. Великий князь Владимир Мономах в 1113 г. был вынужден издать «Устав о резах» (процентах), который запрещал ростовщикам устанавливать размеры годового процента свыше 50.

2.2 Становление и развитие Церкви, ее влияние на становление государственности. В 988 г. на Руси было принято христианство. Это событие произошло во время княжения Владимира I Красное солнышко и по его инициативе. Для ознакомления со всеми религиями и выбора лучшей, Владимир разослал в ряд стран русские посольства. В результате было выбрано православное христианство. Русских послов, побывавших в Греции, которая была частью Византийской империи, поразила красота и торжественность церковных служб, величие и благородство главной православной христианской идеи – идеи всепрощения и бескорыстия. В выборе православия сыграли также династические связи между Древней Русью и Византией. Владимира I женился на сестре византийского императора царевне Анне, исповедующей православие.

Процесс внедрения христианства был длительным. Веками восточные славяне были язычниками, обожествляли природные явления: огонь, воду, землю и т.д. Каждое из этих явлений имело своего Бога: Перун – бог грозы, Ярило – бог солнца, Велес – бог скота и т.д. Попытки насильственного крещения приводили к восстаниям.

Принятие христианства имело большое значение для развития Древней Руси. Единая религия закрепляла единство страны, способствовала углублению процесса консолидации жителей разных земель, составляющих Русь в единую культурную и политическую общность. Вместе с христианством Русь начала осваивать византийские ценности и идеалы. Из Византии пришли богослужебные книги, церковные ритуалы, сохранившиеся до сих пор, пышность царского двора, архитектура храмов, монументальная живопись, изображение двуглавого орла, а также трон, скипетр и шапка Мономаха – символы верховной власти. Появились первые монастыри, в числе которых выделялись Киево-Печерский и Ильинский подземный монастырь в Чернигове, ставшие центрами исторического летописания и духовного просвещения. Церковь внесла в древнерусское общество понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, освященного таинством венчания.

Принятие христианства оторвало Русь от мусульманской и языческой Азии и сблизило ее с христианской Европой. В течение четырех с половиной веков русская православная церковь была частью греко-византийской. В 1448 г. она стала независимой, самоуправляющейся, с русским митрополитом во главе. Определенные связи с греческой церковью сохранились до сих пор.

3.Начало феодальной раздробленности

3.1 Междуусобные войны русских князей. После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси. Зачинщиком усобицы был Святополк Окаянный, убивший своих братьев Бориса и Глеба. В междоусобных войнах князья - братья приводили на Русь то печенегов, то поляков, то наемные отряды варягов. В конце концов, победителем оказался Ярослав Мудрый деливший Русь (по Днепр) с братом Мстиславом Тмутараканским с 1024 по 1036 г., а затем после смерти Мстислава ставший "самовластцем".

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Руси оказалось значительное число сыновей, родных и двоюродных племянников великого князя. У каждого из них была та или иная "отчина", свой домен, и каждый в меру своих сил стремился увеличить домен или обменять его на более богатый. Это создавало напряженное положение во всех княжеских центрах и в самом Киеве. Исследователи иногда называют время после смерти Ярослава временем феодальной раздробленности.К внутренним противоречиям добавилось вторжение новых кочевых орд, которые на два столетия стали хозяевами степей.

В последней четверти XI в. в сложных условиях внутреннего кризиса и постоянной угрозы внешней опасности со стороны половецких ханов княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, "положив начало изгнанию братьев".