· Раннее детство: до 2 лет.
· Период сна разума – от 2 до 12 лет.
· От 12 до 15 лет.
· Период нравственного воспитания (период «бурь и страстей») – с 15 до совершеннолетия.
Задачи воспитания. Основа - физическое воспитание.
· Развивать внешние чувства ребёнка. Укреплять здоровья ребёнка.
· Осуществлять умственное и трудовое воспитание
· Воспитание добрых чувств.
· Воспитание добрых суждений.
· Воспитание доброй воли.
Средства воспитания. Воспитание вне общества ( до 15 лет).
· Ребёнка должна вскармливать мать.
· Не следует отнимать у ребёнка свободу, мешать природе.
· Учить в прямом смысле слова пока не стоит.
· Велика воспитывающая роль примера.
Нравственное воспитание можно дать только в обществе.
· Выбор предметов исходя из интересов ребёнка
· Всё с максимальной наглядностью.
· Труд воспитательное средство.
· Наблюдая картины человеческих страданий, нужды, горя, юноша будет видеть и добрые примеры.
· Изучение биографий великих людей, изучение истории.
· Совершение добрых дел.
Физическое воспитание. Руссо отводил особое место физическому воспитанию как средству гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, как фактору преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственно чистых идеалов и помыслов, становления всего организма. Говоря о физическом воспитании, Руссо отказывается от идеи отрицательного воспитания, советуя с раннего возраста проводить интенсивную физическую закалку ребенка, подвергая его определенному риску. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни в среде, близкой природе и ручному труду.[4] Трудовое воспитание. Физический труд непременная обязанность человека. При воспитании нужно постоянно приучать руки к труду и полезным для человека занятиям. Религиозное воспитани. Настоящая религия – религия сердца. Размышляя о мудром устройстве Вселенной, ребёнок сам приходит к мысли о её творце. Каждый свободен верить посвоему. Воспитание женщины. Руссо с большим вниманием рассматривает вопрос о том, какую жену выбрать для Эмиля. Воспитание невесты Эмиля Софи должно быть противоположно тому, которое получил ее жених. Назначение женщины, в понимании Руссо, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Руссо считал, что «естественное состояние» женщины — зависимость, и «девушки чувствуют себя созданными для повиновения», что никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно. Резкое противоречие в содержании воспитания мужчины и женщины у Руссо понятно — он видит свой идеал семьи в семье ремесленника, мелкого буржуа.[5]
Вклад в развитие мировой педагогики. Основоположник теории свободного воспитания.Многие идеи свободного воспитания явственно проявились в теоретических воззрениях и практической деятельности ряда педагогов уже на рубеже XVIII и XIX вв – И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель. Положение Ж.-Ж. Руссо о том, что свобода — одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, — взяли за основу представители концепции свободного воспитания, получившей широкое распространение в конце XIX — начале XX в.[3]
6. Жан-Жак Руссо как композитор
Руссо принадлежит несколько музыкальных произведений, в том числе опер.
Наиболее значительно и известное музыкальное сочинение Руссо — опера — «Деревенский колдун» (фр. Le Devin du Village), написанная под влиянием итальянской оперной школы на собственное французское либретто. Первое представление оперы состоялось 10 октября 1752 года в Фонтенбло в присутствии короля. Интересно, что либретто оперы Руссо, вольно переведённое на немецкий язык, легло в основу оперы В. А. Моцарта «Бастьен и Бастьенна».
7. Память
· Имя Руссо стало нарицательным в философии, по нему названо течение руссоизм
· В большинстве коммун Франции имеется улица имени Жан-Жака Руссо
· Как минимум один корабль Marine Nationale назывался «Жан-Жак Руссо»
Ссылки
· Лион Фейхтвангер. Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо
· Манфред А. Молодой Руссо
· Руссо, Жан-Жак в библиотеке Максима Мошкова
· Жан-Жак Руссо. Эмиль, или о воспитании
Литература
· Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. М.: Новая Москва, 1923.
· Верцман И. Е., Жан-Жак Руссо, М., 1958.
· Асмус В. Ф. Жан Жак Руссо. М.: Знание, 1962.
· Лотман Ю. М., Руссо и русская литература XVIII в., в кн.: Эпоха Просвещения, Л., 1967.
· Сиволап И.И. Ж..- Ж.. Руссо в советской литературе. 1917-1976 гг. (к 200-летию со дня смерти) // Французский ежегодник. 1976. М., 1978.-С. 247-257.
· Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М.: Наука, 1980.-112 с.
· Занадворова Т.Л. Сентиментализм Ж.-Ж.Руссо. Челябинск, 1983.
· Ж.-Ж. Руссо: Pro et Contra Автор: Златопольская А.А. и др. Издательство: Русской Христианской гуманитарной академии. 2005. - 798 с. ISBN: 5-88812-220-3
· Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века . - СПб.: Мiръ, 2007 . - 535 с.
· Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Волтер.Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества) . - М.: Изд-во Инситута философии РАН (ИФРАН), 2006 . - 249 с.
· Cassirer, Ernst (1945). Rousseau, Kant, Goethe. Princeton University Press.
· Kitsikis, Dimitri (2006).Jean-Jacques Rousseau et les origines françaises du fascisme. Nantes: Ars Magna Editions.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Руссо,_Жан-Жак