Смекни!
smekni.com

Киевская Русь от Олега до Святослава (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Майкопский Государственный Технологический Университет

инженерно-экономический факультет

Реферат на тему:

«Киевская Русь от Олега до Святослава»

Выполнила:

студентка I курса

Группы ЭГ-11

Васильева В.В.

Майкоп

2009г.

Содержание:

Введение.......................................................................................................3

I. Правление князя Олега...........................................................................5

II. Правление князя Игоря...........................................................................8

III. Княгиня Ольга Мудрая..........................................................................10

IV. Правление князя Святослава Игоревича..............................................14

Заключение..................................................................................................18

Список использованной литературы.........................................................20

Введение

Древнейшая родина восточных славян — Центральная Европа, там где берут свои истоки реки Дунай, Эльба, Одер, Висла. Отсюда, вытесненные другими народами, многие славянские племена перебрались дальше к востоку. Переселение это совершилось не раньше VIIв. Одни племена двинулись к берегам Днепра, Припяти, Десны. Это были поляне, древляне, северяне и др. Еще один поток переселенцев дошел до берегов реки Волхов и озера Ильмень. Эти племена назывались ильменскими словенами. Часть славян (кривичи) осела на возвышенности, откуда вытекают Днепр, Москва-река, Ока. Осваивая новые земли, славяне потеснили, подчинили и ассимилировали балтские и угро-финские племена, которые тоже были язычниками и кормились земледелием, собирательством и охотой.

С XIв. на этих землях появились воинственные дружины варягов. Так наши предки называли скандинавов, которых в Европе знали под именем норманов (сами же они называли себя викингами).

В 862 году три князя (братья Рюрики, Синеус, Трувор), знаменитые или родом или делами, согласились принять власть на Руси. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область народа веси, а Трувор в Изборск, город кривичей.

Главными признаками существования государственности в раннесредневековом обществе современные историки считают наличие власти, отчужденной от народа, размещение населения по территориальному принципу и стягивание дани для содержания власти.

Первыми киевскими князьями, существование которых зафиксировано летописцами, были Аскольд и Дир. От первых времен Киевского государства до нас дошли только имена Аскольда и Дира. Летописцы рассказывают, что это были два брата, пришедшие из Новгорода. Возможно, Аскольд и Дир вовсе не были братьями и не княжили вместе. Но тем не менее это княжество стало этнокультурным, политическим и социальным центром, вокруг которого в конце IX века начало расти Древнерусское государство.

После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к родственнику Рюрика Олегу, который жил до этого в Ладоге. В 882г. Олег с дружиной подошел к Киеву. Под видом варяга-купца он предстал перед киевскими владетелями Аскольдом и Диром. Внезапно воины Олега выскочили из ладей и убили Аскольда и Дира. Киев подчинился Олегу. Так впервые земли восточных славян от Ладоги до Киева были объединены под властью одного князя. Возникло новое государство, позже названное историками Киевской Русью.

I. Правление князя Олега

(годы княжения - 882 — 912гг.)

Князь Олег во многом следовал политике Рюрика и присоединял сначала к Новгороду, а потом и к своему государству все новые земли. Олега можно назвать градостроителем — во всех присоединенных землях он сразу же «нача городы ставить». Это были деревянные крепости, которые позволяли господствовать над местностью и отбиваться от кочевников. Первые, с кем столкнулся Олег, были хазары — тюрки из Хазарского каганата — государства, принявшего иудаизм. Оно находилось в Нижнем Поволжье и Причерноморье. Олег вынудил племена северян и радимичей, ранее зависимые от хазар, платить дань ему, а не каганату.

Олег и его преемники на киевском престоле, включая в состав молодого государства земли племенных княжеств, заботились, прежде всего, о собирании дани и стремились воспрепятствовать стягиванию ее, прежде всего хазарами. Власть Олега опиралась на авторитет, упроченный удачными войнами, на многочисленных соратников, приближенных и возвышенных по воле князя. Настойчивая деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться и развивалась как полиэтническое государство. Его создали русские люди, которые были преобладающим большинством его населения. Вместе с ними в Киевской Руси жило свыше 20 разных народов. Неславянские народы влились в состав Киевской Руси в большинстве своем мирным путем. Древнерусское государство времен Олега оставалось все-таки не полностью консолидированным. Власть киевского князя в землях племенных княжеств была еще слабой, временами формальной, а системы управления, стягивания дани и судопроизводства - примитивными и действовали, время от времени, когда приезжали княжеские дружинники с Киева. Эта страна была, как на свое время, экономически развитой и имела большую военную мощь, про что свидетельствует сама возможность осуществления грандиозного военного похода Руси на Византию 907 года.

Благодаря победному походу Руси на Константинополь Олег сразу же подписал выгодный для своего государства мир с императором. Византийскому правительству пришлось уплатить большую контрибуцию и предоставить особенные льготы русским купцам и послам. В 911 году русско-грецкий договор был существенно дополнен.

Договора 907 и 911 годов - первые дипломатические и правовые акты Древнерусского государства - отражали реальность исторического и политического существования нового восточноевропейского государства, способного отстаивать свои интересы в международных отношениях. Походы Руси на Византию продолжались почти до середины XI века. Другим важным направлением внешнеполитической деятельности Киевского государства конца IX - начала X веков был восточный. Было совершено несколько походов Руси в арабские земли на юго-западном побережье Каспийского моря.

Олег умер в 912 году. Летопись так рассказывает о его смерти. Волхвы и кудесники предсказывали князю, что он примет смерть от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, но кормить его и беречь. Через несколько лет Олег вспомнил о предсказании и решил узнать о судьбе своего любимца. Ему сообщили, что конь уже умер. Олег посмеялся над несбывшимися предсказаниями волхвов и решил посмотреть на кости коня. Приехав на то место, где лежали конские кости, Олег спешился и поставил ногу на череп коня. Из черепа выползла змея и ужалила Олега в ногу. Так сбылось предсказание волхвов, и вещий Олег принял смерть от коня своего.

Во времена княжения Олега оживилось экономическое развитие общества. Расширялся, строился стольный град Киев. Однако восточнославянское этнокультурное сообщество оставалось не достаточно сгруппировано политически. Строительство государства было продолжено преемником Олега — Игорем.

II. Правление князя Игоря

(годы княжения -912 – 945гг.)

Преемник Олега Игорь (Ингвар) по прозвищу Старый правил 33 года. Он жил в Киеве, который стал для него родным. О личности Игоря мы знаем мало. Это был воин, суровый варяг. Он почти непрерывно покорял племена славян, облагал их данью.

Игорь правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всех киевских князей: вступил на престол — утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними — уличи. Несколько лет ему и его дружине пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега — дальние полуторговые-полупиратские экспедиции.

В 40-е гг. осложнились отношения с Византией. Как и Олег, Игорь совершал набеги на Византию. Первый его поход в 941г. провалился: греки сожгли русские суда горящей нефтью - «греческим огнем». Более благоприятно закончился поход 944 г., который привел к заключению взаимовыгодного мира. Стороны вступили в военный союз, направленный, в частности, против хазар. Это, конечно, отвечало интересам Древнерусского государства. Правда, искусные в дипломатии греки едва ли собирались всерьез помогать киевским князьям в борьбе с хазарами – они более пеклись о взаимном ослаблении своих противников. С другой стороны, русский князь должен был направлять военные отряды в Византию, которой приходилось вести тяжелую борьбу с другими противниками империи.

Примечательно, что при заключении договора русские и византийцы клялись, что не нарушат его. Игорь и его окружение, как язычники, присягали на оружии перед изображением Перуна. Но часть русских послов направилась в церковь святой Софии. Они уже были христианами.

Впрочем, в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и наконец добился успеха. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на побережье Каспия и со всей своей добычей безнаказанно возвратился домой. А там пришлось начинать все сначала: взбунтовались древляне.

Восстание древлян в 945 году, во время которого князь Игорь погиб, – это первое народное возмущение, описанное в летописи. Причиной восстания было, по-видимому, недовольство властью киевского князя, стремление родоплеменной знати, освободиться от обременительной опеки Киева. Поводом же послужила жадность Игоря, который, собрав дань в землях древлян и отправив обозы в Киев, вернулся с «малой дружиной» для вторичного сбора дани (полюдья). При Игоре дань, взимаемая с подвластных племен стала приобретать все большее значение. Она шла на содержание киевского князя и его окружения – бояр и дружинников, обменивалась на товары в соседних странах. Дань выступала как главный способ содержания правящего слоя. Древнерусского государства. Собиралась она архаично, что, в свою очередь, отражало архаичный характер самого государства.