План
Введение
1 Дело Ходорковского
2 Отношение к чеченскому сепаратизму
3 Американские санкции
4 Отношение к реформе российской государственной власти
5 Создание системы ПРО США
Введение
Хронология американо-российских отношений в 2004
1. Дело Ходорковского
Арест и суд над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым вызвали недовольство США. Госдепартамент США заявил, что арест Ходорковского «вызывает подозрения в произвольном использовании судебной системы» и нанесёт серьёзный вред западным инвестициям. Влиятельный американский политический деятель Ричард Перл в интервью газете «Коммерсант» назвал кампанию против Ходорковского и «ЮКОСа» «произвольной, мстительной и капризной» и потребовал исключить Россию из «Большой восьмёрки». Конгрессмен Том Лантос совместно с сенаторами Джо Либерманом и Джоном Маккейном подготовил проект резолюции Конгресса об исключении России из «большой восьмёрки» за арест Ходорковского — которая в конечном итоге не была принята. Вместо этого в декабре 2003 года американский сенат принял резолюцию, призывающую российские власти обеспечить справедливое и открытое судебное расследование дела. В палате представителей резолюция о приостановлении членства РФ в «большой восьмёрке» была принята лишь комитетом по международным делам в конце марта 2004 года.
По мнению наблюдателей, в 2003—2004 годы Белый дом был в целом менее критично настроен в отношении политики российских властей, предпочитая ставить во главу угла партнёрство с Москвой в рамках антитеррористической коалиции.
2. Отношение к чеченскому сепаратизму
· 6 августа — США предоставляют политическое убежище Ильясу Ахмадову, «министру иностранных дел Ичкерии». МИД России делает по этому поводу следующее заявление: «Мы неоднократно обращались к американской стороне с мотивированными требованиями о выдаче этого пособника международных террористов, разыскиваемого российскими правоохранительными органами. Приходится с сожалением констатировать, что эти обращения в конечном счете проигнорированы. В этой связи мы не можем не рассматривать решение о предоставлении Ахмадову политического убежища в США иначе как очевидное проявление двойных стандартов в вопросах борьбы с терроризмом».
· 1—3 сентября — Сразу после трагедии в Беслане российское руководство пытается напрямую увязать действия террористов с Асланом Масхадовым. А поскольку теракт осудили во всём мире, то Москва рассчитывает, что осуждение будет автоматически распространено и на все окружение Аслана Масхадова, участие которого в подготовке теракта не доказано.
· 6 сентября российский президент Владимир Путин в интервью иностранным журналистам и экспертам резко критикует западных политиков, которые предлагают России вести переговоры с чеченскими сепаратистами.
· 7 сентября российский МИД объявляет, что Москва будет добиваться экстрадиции Ильяса Ахмадова, получившего политическое убежище в США.
· 8 сентября власти США объявляют, что не намерены отказываться от встреч с лидерами чеченских сепаратистов. Это означает, что расчеты России на полную и безоговорочную поддержку Запада по Чечне не оправдались. Представитель Госдепартамента, отметив, что США продолжат «сотрудничать с Россией в борьбе против насилия и терроризма», в то же время даёт ясно понять, что оценки США и России в отношении ряда представителей чеченских сепаратистов остаются различными — чеченская проблема сложна, и для неё необходимо искать политические решения: «Мы не встречаемся с террористами и теми, кто разжигает насилие. Те, кто осуществил теракты в России, не связаны с политикой, они связаны с терроризмом, и не следует путать эти понятия». Это заявление вызывает негативную реакцию главы российского МИД, который называет его «неуместным», отказавшись, впрочем, от более жёсткой критики Вашингтона.
· 28 сентября посол США в Москве Александр Вершбоу сообщил, что правительство США включило группу Шамиля Басаева в «список лиц, групп и организаций, вовлечённых или связанных с террористической деятельностью». Кроме того, посол заявил, что США не призывают Россию к переговорам с Асланом Масхадовым. Между тем Вашингтон по-прежнему не готов добавлять в список террористов лиц, уже находящихся на территории США.
3. Американские санкции
· 3 апреля — США ввели санкции против Омского моторостроительного предприятия им. Баранова за то, что, по мнению Госдепартамента США, компания поставила в Иран оборудование и технологии, которые могли использоваться в производстве оружия массового поражения. Срок действия санкций истёк 31 марта 2006 года.
· 15 июля — США ввели санкции против федерального научно-производственного центра «Алтай», обвинив его в нарушении режима нераспространения ракетных технологий. Срок действия санкций истек в ноябре 2006 года.
· 23 сентября — США объявили о введении санкций против 12 компаний из разных стран мира (в том числе российской «Khazra Trading») за поставку в Иран военных технологий и оборудования двойного назначения. Санкции действуют до 23 сентября 2006 года.
4. Отношение к реформе российской государственной власти
· 14 сентября госсекретарь США Колин Пауэлл выражает обеспокоенность предложениями российского президента по реформированию системы государственной власти и изменению избирательной системы России, назвав их отступлением от некоторых демократических норм.
· 15 сентября МИД России Сергей Лавров отреагировал предельно жёстко, заявив, что планируемые административные реформы — внутреннее дело России.
· Как отмечают, сам Белый Дом (президентская администрация) предпочёл сразу не комментировать намерения президента Путина назначать губернаторов и отменить выборы по мажоритарным округам, однако американский истеблишмент в целом, поддерживая Россию в борьбе с терроризмом, испытывает некоторое разочарование, поскольку полагает, что предложенный комплекс мер скорее связан с внутренними политическими проблемами, а не с антитеррористической борьбой. Вашингтонские сторонники укрепления связей с Москвой опасаются, что действия Кремля могут вызвать серьёзное охлаждение между Россией и США.
· В частности, газета The Washington Post публикует статью Роберта Кейгана, одного из идеологов неоконсерваторов, имеющих мощные позиции в республиканской администрации. Он называет планируемые реформы в России «шагом к тирании», не имеющим ничего общего с войной с терроризмом, попыткой «установления диктатуры в духе Фердинандо Маркоса, Анастасио Сомосы или Пак Чжон Хи».
· Эта статья воспринимается в Белом доме как призыв к чёткому определению отношения Джорджа Буша к тому, что происходит в России, и 15 сентября президент США Джордж Буш (младший) выражает озабоченность относительно «принимаемых в России решений, которые могут подорвать демократию»: «У великих демократий существует баланс власти между центральным правительством и местными правительствами, баланс между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Ведя борьбу с врагами демократии, надо придерживаться принципов демократии».
· Тем не менее американский президент не решается на какие-либо жёсткие меры давления по отношению к России, поскольку тем самым он накануне выборов фактически признал бы ошибочность курса на антитеррористический союз с Москвой, который его администрация проводила с 2001 года. Выступая позже на Генеральной ассамблее ООН, Буш выражает очень эмоциональную поддержку России в связи с Бесланом, а про угрозу демократии в России предпочитает умолчать. Российские дипломаты характеризуют выступление Буша как исключительно «миролюбивое».
5. Создание системы ПРО США
В 2004 году стало известно о том, что создание национальной системы ПРО США вышло на стадию размещения её передовых элементов за пределами территории США — и американского континента вообще.
В августе Дания подписала договор о модернизации американской РЛС системы раннего предупреждения в Туле (Гренландия).
17 октября 2004 года британская газета Independent сообщила, что в мае этого года Джордж Буш получил «тайное принципиальное согласие» премьер-министра Великобритании Тони Блэра на размещение в Великобритании американских противоракет.
Россия изначально заявляла о своём резко отрицательном отношении к разработке американской ПРО, считая её нарушением существующих американо-советских договоров об ограничении стратегических вооружений и систем ПРО.
В связи с подписанием в августе 2004 американо-датского договора о модернизации РЛС в Туле российский МИД заявил, что «в американскую ПРО объективно уже сейчас закладывается определённый потенциал, способный нанести ущерб российской безопасности», так что нельзя исключать возможность появления угрозы силам сдерживания России в перспективе.
Основания для опасений дает само географическое расположение РЛС Туле. Если во главу угла системы ПРО ставить защиту от угрозы со стороны стран-изгоев, то зачем модернизировать радиолокационные станции системы раннего предупреждения, размещённые в Гренландии и Великобритании и направленные туда, где, по определению, трассы ракет этих стран проходить не могут? В связи с этим, говорится в заявлении МИД, Россия оставляет за собой право на ответные действия.
После появления в октябре 2004 года сообщений о согласии Великобритании разместить на своей территории американские ракеты-перехватчики, МИД РФ выпустило официальное заявление, в котором говорилось: «Американская сторона заверяет нас в том, что создаваемая ПРО США вместе с её зарубежными базами не направлена против России. Однако мы до сих пор не получили ответ на наш вопрос, каким образом будет обеспечена и гарантирована такая „ненаправленность“. Пока такого ответа нет, российская сторона не может не принимать во внимание возможную угрозу безопасности России».
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Американо-российские_отношения_в_2004_году