Смекни!
smekni.com

Иван Грозный и избранная им рада (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ СТР.

1. Исторический портрет Ивана Грозного..................................................... 3-7

2. Причина реформ........................................................................................... 8-9

3. Избранная рада и ее состав........................................................................ 10

4. Преобразования в области церковного и светского законодательства..11-15

5. Реформы центрального и местного управления и армии........................16-17

Список использованной литературы............................................................. 18

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИВАНА ГРОЗНОГО

В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного,
составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох.
Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и
знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было
совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по
своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного.
Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений
характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся
загадочным, уяснить и определить его было немаловажной задачей
отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном
изучении как былевой, так и бытовой стороны того века, к которому
принадлежал царь Иван.

Царь Иван родился в 1530 году. От природы он получил ум гибкий и бойкий,
вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум.
Но обстоятельства, среди которых протекало его детство, рано испортили
этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано
осиротел, на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. В
душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство
сиротства, брошенности и одиночества, о чем он твердил при всяком
случае: «родственники мои не заботились обо мне». Как все люди, выросшие
среди чужих, Иван рано усвоил привычку ходить, оглядываясь и
прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами
превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто
приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих.
В торжественные церемониальные случаи при выходе или приеме послов его
окружали царственной пышностью. Необходимость сдерживаться, дуться,
глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое
озлобление против людей. Сцены боярского своеволия и насилия, среди
которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость, из
которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, что
заставляло его быть всегда настороже. Как все люди, слишком рано
начавшие борьбу за существование, Иван преждевременно повзрослел.
В 17-20 лет он поражал окружающих непомерным количеством пережитых
впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и
в зрелом возрасте. Когда Великому князю исполнилось 17 лет, он собрал
двор и объявил о своем намерении жениться, но еще до своей женитьбы он
объявил им свое намерение венчаться на царство. С этого времени
российские монархи начали не только в сношениях с другими державами, но и
внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями,
сохраняя и титул великих князей. А между тем знатные сановники объехали
Россию и представили лучших невест государю он избрал из них юную
Анастасию, дочь вдовы Захарьиной, которой муж был окольничий, а свекор -
боярином Иоанна III. Но не знатность, а личные достоинства невесты
оправдывали его выбор. Современники приписывают ей все женские
добродетели: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность,
благость, ум; не говоря о красоте. Венчание прошло в храме богоматери.
Прервав веселые пиры двора, Иоанн и супруга ходили пешком зимою в
Троицкую Сергиеву лавру и провели там первую неделю великого поста,
ежедневно молясь над гробом святого Сергия. Но сия набожность Иоаннова
неискренняя любовь к добродетельной супруге не могли укротить его пылкой
беспокойной души, стремительный в движениях гнева, приученный к неуемной
праздности, к забавам грубым, неблагочинным. Он любил показывать себя
царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности
прихотей. Играл, так сказать милостями и опалами; умножал число
любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольничал, чтобы
доказать свою независимость; он не знал, что государь, истинно
независимый, есть только государь добродетельный. Примером того может
служить то, что 70 челобитников псковских пришли с жалобами, обвинениями
на своего наместника князя Турунтая-Проньского. Государь не выслушал:
закипел гневом; кричал и топал, лил на них горящее вино, палил им бороды
и волосы, велел их раздеть и положить на землю. Они ждали смерти. В сию
минуту донесли Иоанну о падении большого колокола в Москве; он ускакал в
столицу, и бедные псковитяне остались живы. Честные бояре с потупленным
взором безмолвствовали во дворце; шуты забавляли царя, а льстецы славили
его мудрость. Добродетельная Анастасия молилась вместе с Россиею, и бог
услышал их. Характеры сильные требуют сильного потрясения, чтобы
свергнуть с себя иго злых страстей и с живою ревностью устремиться на
путь добродетели. Никогда Россия не управлялась хуже. Глинские, подобно
Шуйским, делали, что хотели именем юноши-государя; наслаждались
почестями, богатством и равнодушно видели неверность частных
властителей; требовали от них раболепства, а не справедливости.
Одной из главных черт характера Иоанна IV стала неспособность
сдерживать себя в чем-либо, неспособность ставить своим желаниям и
планам разумные пределы. С течением времени царь стал подвержен
приступам гнева, во время которых он терял над собой контроль. Через
четверть века в состоянии такого припадка ему суждено было убить своего
сына Ивана. Придя в ярость в споре с сыном по ничтожному поводу, царь
ударил того в голову жезлом. Царевич от раны заболел и умер, родитель
его «рыдал и плакал», придя в себя и осознав содеянное, да было поздно.
До начала 60-х годов самовластие Иоанна IV было ограничено в
политическом отношении «Избранной радой», а в моральном - его
наставником митрополитом Макарием и женой Анастасией, единственным
существом, к которому Иван питал в зрелые годы приязнь и любовь.
Царь Иван IV 3,5 десятилетия обладал всей полнотой власти в Московском
государстве. Он ставил перед собой весьма масштабные задачи и нередко
добивался успеха, но затем терял плоды первоначальных побед, во всем
желая большего, не умея хоть в чем-либо себя ограничить. В результате он
окончил свои дни как проигравшийся картежник, слепо уверовавший в свою
удачу, поставивший на карту все свое состояние и к концу игры
распрощавшийся с большей его частью. Судьба этого государя представляет
собой великолепный пример правителя, стремившегося более к личной славе
и могуществу, нежели к пользе государства, которое досталось ему по
праву рождения.
Значение царя Ивана. Таким образом, положительные значение царя Ивана в
истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы
думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила
его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее
подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на
современный ему порядок. Жизнь московского государства и без Ивана
устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без
него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем:
важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений,
какие были им подготовлены.
Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственным дельцом. Одностороннее,
себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его
нервной возбужденности лишало его практического такта, политического
глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение
государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для
себя самого кончил тем, что поколебал самое основание этого порядка.
Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана - одной
из прекраснейших по началу - по конечным его результатам наряду с
монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царь
жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его
можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы
погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти
враги сидели.
Но, тем не менее, добрая слава Иванова пережила его худую славу в
народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания
затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на судебнике и напоминало
приобретение трех царств монгольских, доказательства дел ужасных лежали
в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань,
Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого
виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования;
отвергнул или забыл названия мучителя, данное ему современниками, и по
темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным [6].

2. ПРИЧИНА РЕФОРМ

Слово «царь» пришло на Русь из Византии - так по-русски звучал титул византийских императоров – «цезарь», который, в свою очередь, произошел от имени римского императора Юлия Цезаря. Царский титул говорил, что Иван явился наследником власти византийских императоров и стал вровень с королями европейских держав и ордынскими ханами, которых издавна именовали на Руси «царями».

Наступила новая эпоха. Сбывались слова псковского старца Филофея, обращенные к отцу Ивана, князю Василию III: «Два Рима пали, а третий (Москва) стоит, а четвертому не бывать». Пали Римская империя и «второй Рим» - Византия. С принятием Иваном царского титула Москва становилась третьим Римом - оплотом христианства во всем мире, и московский князь был отныне «царем православия».