Смекни!
smekni.com

Галицко-волынское княжество 2 (стр. 4 из 5)

Судебная власть была объединена с административной. Высший суд проводил князь, а ниже — тивуны. Основным законом оставались положения «Русской Правды». Городской суд часто базировался на немецком праве.[28]

3.4. Войско

Войско Галицко-Волынского княжества было организовано по примеру традиционного русского. Оно состояло из двух главных частей — «дружины» и «воев».

Дружина служила основой княжеского войска и формировалась из подразделений бояр. «Большие» бояре были обязаны выступать в поход лично с определённым количеством конницы и своими подданными, количество которых могло достигать тысячи человек. От простых бояр требовалось прибыть на позиции только в сопровождении двух воинов — тяжеловооружённого оружейника и лучника-стрельца. Молодые бояре «отроки» составляли своеобразную гвардию князя, постоянно пребывая при нём. В свою очередь, вои были народным ополчением и формировались из «простых людей» — мещан и селян; их использовали лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако из-за постоянной внутренней борьбы князь не всегда мог рассчитывать на помощь бояр.

Эпохальными для Галицко-Волынского государства стали военные реформы Даниила Романовича, который первым на пространстве бывшей Киевской Руси создал независимое от боярской дружины княжеское войско, набранное из простых людей и безземельного боярства. Оно делилось на тяжеловооружённых оружейников и легковооружённых стрельцов. Первые исполняли ударные функции, как конницы, так и пехоты, а вторые — роль зачинщика сражения и подразделений прикрытия. Унифицированного вооружения это войско не имело, но пользовалось осовремененным арсеналом западноевропейского образца — облегчёнными железными латами, копьями, сулицами, рогатинами, мечами, облегчёнными луками-рожанцами, пращами, самострелами, а также средневековой артиллерией с «сосудами ратными и градными». Командовал этим войском лично князь или верные ему воевода либо тысяцкий.

В XIII веке претерпело изменения фортификационное строительство. Старые русские укрепления из земляных валов и деревянных стен начали заменяться замками из камня и кирпича. Первые новейшие крепости были возведены в Холме, Каменце, Берестье, Черторыйске[29].

4. Культура

Евангелист Марк (Владимир, XIII век, Волынское Евангелие)

На территории Галицко-Волынского княжества сформировалась самобытная культура, которая не только унаследовала традиции Киевской Руси, но и вобрала в себя множество новаций из соседних стран. Большинство современных сведений об этой культуре дошли до нас в виде письменных свидетельств и археологических артефактов.

Главными культурными центрами княжества были большие города и православные монастыри, которые одновременно играли роль основных просветительских центров страны. Ведущую роль в культурной жизни страны занимала Волынь. Сам город Владимир, главный город Волынского княжества, являлся древней цитаделью Рюриковичей. Город прославился благодаря князю Василию, которого летописец вспоминал как «книжника великого и философа, какого не было на всей земле и после него не будет». Этот князь развил города Берестя и Каменец, создал собственную библиотеку, построил немало церквей по всей Волыни, которым дарил иконы и книги. Другим значительным культурным центром был Галич, известный своим митрополичьим собором и церковью св. Пантелеймона. В Галиче также была написана Галицко-Волынская летопись и создано Галицкое евангелие. К самым большим и самым известным монастырям княжества причислялись Полонинский, Богородичный и Спасский.

Про архитектуру княжества известно немного. Письменные источники описывают в основном церкви, не упоминая о светских домах князей или бояр. Данных археологических раскопок тоже немного, и их не хватает для точной реконструкции тогдашних сооружений. Остатки храмов княжества и записи в летописях дают возможность утверждать, что в этих землях оставались крепкими традиции архитектуры Киевской Руси, но чувствовались новые веяния западноевропейских архитектурных стилей.[30].

Изобразительное искусство княжества находилось под сильным влиянием византийского. Галицко-Волынские иконы особенно ценились в Западной Европе, многие из них попали в польские храмы после завоевания княжества. Искусство иконописи галицко-волынских земель имело общие черты с московской иконописной школой XIV—XV веков.[31]. Хотя православные традиции не поощряли развитие скульптуры в связи с борьбой с идолопоклонничеством, на страницах Галицко-Волынской летописи упоминаются скульптурные шедевры в Галиче, Перемышле и других городах, что свидетельствует об католическом влиянии на мастеров княжества. Моду в декоративном искусстве, особенно в обработке оружия и военных приспособлений, диктовали азиатские страны, в частности Золотая Орда.

Развитие культуры в Галицко-Волынском княжестве способствовало закреплению исторических традиций Киевской Руси; на протяжении многих веков они сохранялись в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе, в летописях и исторических произведениях. Но в то же время княжество попало под влияние Западной Европы, где галицко-волынские князья и знать искали защиты от агрессии с востока.[32]

5. Русские княжеские роды, происходящие из Галицко-Волынского княжества

Потомками галицко-волынских князей считаются князья:

· Друцкие

· Друцкие-Соколинские

· Друцкие-Соколинские-Гурко-Ромейко

· Друцкие-Любецкие

· Бабичевы

· Путятины

6. Источники и историография

6.1. Источники

Основными источниками для изучения истории Галицко-Волынского княжества являются местные и иностранные летописи, описания путешествий, различные грамоты, данные археологических раскопок.

Начальный период истории Галиции и Волыни в период первых Ростиславичей описывает «Повесть временных лет», а о событиях 1117—1199 годов повествует Киевская летопись. 1205—1292 годы охватывает Галицко-Волынская летопись, которая условно разделена на две части — правление Даниила Романовича и княжение Владимира Васильевича.

К основным источникам, описывающим историю Галиции и Волыни, относят польские хроники Галла, хроники Винцентия Кадлубека и хронику Яна Длугоша, чешскую хронику Козьмы Пражского, немецкую хронику Титмара Марзебуржского и венгерские хроники Яноша Туроци и «Chronicon Pictum». О последних годах существования Галицко-Волынского княжества повествуют польские летописи Янко из Чарнкова, Траска, Малопольская летопись, а также чешские хроники Франтишека из Праги и венгерская Дубгицкая хроника.

Ценными являются грамоты Владимира Васильевича 1287 года и Мстислава Данииловича 1289 года, вписанные в Галицко-Волынскую летопись, и оригиналы грамот Андрея и Льва Юрьевичей 1316—1325 годов и Юрия II 1325—1339 годов.[33]

6.2. Историография

Первые исследования, посвящённые истории Галиции и Волыни, появились в конце XVIII века. Это были работы австрийских историков Л. А. Гебгарда, Р. А. Гоппе и Й. Х. Энгеля. В начале XIX века польский историк Ф. Сярчинский издал работы по истории княжеств Перемышльского и Белзского, З. М. Гарасевич скомпилировал материалы по истории церкви в Галиции.

Первым историком, который написал научную «Историю древнего Галицко-русского княжества» в трёх частях (1852—1855) был Д. Зубрицкий. Его делу последовал и А. Петрушевич, который в 1854 году в статье «Обзор важнейших политических и церковных происшествий в Галицком княжестве с половины XII до конца XIII ст.» дал общую оценку истории Галиции. В 1863 году профессор Львовского университета И. Шараневич впервые на основе исторических, археологических и топонимических источников издал во Львове «Историю Галицко-Волынской Руси от древнейших времён до лета 1453». Его работу продолжили историки С. Смирнов, А. Белёвский и А. Левицкий.

В первой половине XIX века историю Волыни и Холмщины исследовали С. Руссов, М. Максимович, В. Комашко, Л. Перлштейн и М. Вербицкий, Ю. Т. Стецкий, А. Крушинский и другие. Их работы имели обзорно-популярный характер. В 1885 году в Варшаве вышла в свет специализированная работа А. В. Лонгинова «Червенские городы, исторический очерк, в связи с этнографией и топографией Червоной Руси», посвящённая истории Холмщины. Древняя история Волыни была освещена в 1887 году в работе О. Андреяшева и в 1895 году в монографии П. Иванова.

Большинство работ XIX века освещали в основном политическую тематику Галицко-Волынского княжества, не затрагивая социально-экономическую. Также история Галиции и Волыни рассматривалась через призму политического бытия Австро-Венгрии и Российской империи, легализируя права и претензии этих государств на вышеупомянутые земли.

После присоединения Западной Украины к СССР в 1939 году тема Галицко-Волынского княжества была поднята советской историографией. Исследователи XX века уделяли внимание в основном социально-экономической обстановке в княжестве. Новые подходы к освещению истории княжества были представлены в работах Б. Д. Грекова, В. И. Пичеты, В. Т. Пашуто. В 1984 году была издана первая фундаментальная монография по истории Галицко-Волынского княжества под авторством И. Крипякевича.[34]

Список литературы:

1. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

2. Владимир-Волынский

3. В 1130—1140 годах галицкий князь Иван Ростиславич основал на Дунае Берладское княжество. В «Слове о полку Игореве» упоминается, что Ярослав Осмомысл «закрыл Дунаевы ворота, рядит суда к Дунаю». «Список городов русских, дальних и ближних» конца XIV века упоминает о городах в Молдавии и в Нижнем Дунае.

4. Крип’якевич І. Галицько-волинське князівство. Київ, 1984. — С.21-37.

5. Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз, А. И. Ефрон. СПб., 1890—1904

6. Крип’якевич І. Галицько-волинське князівство. Київ, 1984. — С.18-20.

7. Ряд исследователей выступает против обозначения раннесредневековых объединений славян как племён, так как есть основания полагать, что они это были уже не родовые, а территориальные объединения. Профессор МГУ А. А. Горский предлагает вместо этого использовать термин Константина Багрянородного «славинии».