Форма вещественного доказательства – это те процессуальные средства, которые закрепляют фактические данные, полученные от вещественного объекта: протокол следственного, судебного действия, зафиксировавший обнаружение вещественного доказательства, протокол его осмотра и постановление о приобщении к делу. Автор придерживается мнения, что вещественное доказательство приобретает свое значение только в сочетании указанных трёх процессуальных средств. Отсутствие любого из них делает вещественное доказательство порочным с точки зрения его процессуальной формы.
Иногда содержание вещественного доказательства определяют в зависимости от содержания других доказательств. Автор считает неверным, содержание одного доказательства определять в зависимости от содержания другого и относить к содержанию вещественного доказательства все признаки предмета, независимо от того, какими доказательствами они установлены. При такой трактовке сущности вещественного доказательства оно теряет свое собственное содержание.
В уголовном судопроизводстве используются доказательства, которые по форме ими не являются. Это недопустимо, считает автор, как с точки зрения задач процесса, так и интересов его участников, в частности, обвиняемого, потерпевшего и других лиц.
Автор считает, что приглашая на допрос свидетеля, назначая экспертизу или решая вопрос о приобщении к делу предмета в качестве доказательства, всегда необходимо руководствоваться правилом об относимости доказательств.
К вещественным доказательствам закон относит любые предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела. Это не точно, считает автор. Потому что, вещественные доказательства – это не любые предметы, используемые в качестве средств к обнаружению преступления, а лишь те, которые в силу своей связи с событием преступления, в силу наличия у них в прошлом этой связи приобретают значение вещественных доказательств.
Автор также считает, что к группе вещественных доказательств «деньги и иные ценности, нажитые преступным путём» необходимо относить лишь материальные ценности, которые не были объектами преступных действий обвиняемого, но приобретены в результате совершения преступления.
Он приходит к выводу, что вещественное доказательство – это единство объекта материального мира и фактических данных, источником которых он является.
Оценка вещественных доказательств, как и любых других доказательств, заключается в определении их относимости, допустимости, достоверности. Анализ вещественного доказательства позволяет определить относимость доказательства и решить другие вопросы. Представление предмета участником процесса, а не обнаружение его следователем на месте происшествия, может повлиять на оценку его достоверности.
Автор, считает, что при оценке доказательства необходимо проанализировать весь ход, процесс его создания: условия обнаружения, хранения, тщательность осмотра, соблюдение порядка процессуального оформления. Важно решить вопрос о подлинности вещественного объекта, тот ли это предмет, который был обнаружен как вещественное доказательство; выяснить все, что могло повлиять на его сохранность, изменение свойств, фальсификацию.
Определяя достоверность вещественных, как и любых доказательств, необходимо исходить из всей совокупности доказательств по делу, наличия согласованности или противоречий между ними.
3.5 Протоколы следственных и судебных действий
1. Документы в уголовном судопроизводстве являются одним из видов доказательств.Они подразделяются на две основные группы: 1 – протоколы следственных, судебных действий, 2 – иные документы.
Чаще всего документами в уголовном судопроизводстве бывают различные письменные акты, но возможен и другой вид документов. Для их приготовления можно использовать не только писчую бумагу, но и фотобумагу, фотоплёнку, магнитную ленту и другой материал; они могут быть не только письменными, но и графическими, фотографическими.
Не ограничивая документы лишь письменными актами, вместе с тем неверно определять документ, как « материальный предмет, на котором зафиксированы сведения об определённых фактах» Такое определение документа как бы отождествляет его с вещественным доказательством.
Любой источник фактических данных приобретает значение доказательства лишь в рамках производства по уголовному делу с соблюдением определённой процессуальной формы.
Разграничение документа и документа – вещественного доказательства имеет большое значение: от этого зависит их правильное использование в доказывании, кроме того, законом установлен разный порядок их процессуального оформления. Документы – просто приобщаются к делу, а в отношении документа – вещественного доказательства должны быть вынесены: протокол обнаружения, протокол осмотра, постановление о приобщении к делу. На практике возникают проблемы при разграничении этих видов документов. Наиболее правильный подход, считает автор, к его решению состоит в предложении учитывать не один какой-то решающий признак в их разграничении, а совокупность таких признаков. К ним, прежде всего, следует отнести способ сохранения и передачи сведений о фактах. В документе таким способом является описание событий, фактов, а в документе – вещественном доказательстве – их непосредственное отражение на документе, а не описание.
Достоверность документа проверяется обычными следственными и судебными действиями, сопоставлением сведений, содержащихся в документе, с теми сведениями, которые получены из других источников.
В судебном разбирательстве проверка и оценка документов должна непременно сопровождаться их оглашением в ходе судебного следствия. Оглашение как всего документа полностью, так и какой-либо его части, возможно по инициативе суда или других участников процесса.
2. Протоколы следственных и судебных действий являются особым видом документов в уголовном судопроизводстве. Их значение для доказывания состоит в том, что они выступают основным процессуальным средством оформления следственных действий, их результатов, а также хода судебного разбирательства.
Доказательственное значение имеют протоколы следующих следственных действий: осмотра, освидетельствования, выемки, обыска, задержания, предъявления для опознания, следственного эксперимента. Перечень этот, надо полагать, не исчерпывающий.
Среди всех документов в уголовном судопроизводстве особое место принадлежит протоколу судебного заседания. Это единственный процессуальный документ, который свидетельствует обо всем, что происходит в судебном разбирательстве.
Обеспечению наибольшей достоверности протокола свидетельствует порядок, по которому в случае несогласия председательствующего с поданными замечаниями они вносятся на рассмотрение распорядительного заседания суда в составе судей, участвующих в разбирательстве дела. Автор считает, что в распорядительное заседание следовало бы вызывать не только лиц, подавших замечание на протокол судебного заседания, но и других участников процесса, заинтересованных в полном и достоверном изложении фактов в протоколе судебного заседания.
В целях улучшения качества протоколов судебных заседаний в юридической литературе были высказаны различные предложения. Автор считает, что наиболее эффективным в этом плане было бы расширение использования звукозаписи в уголовном судопроизводстве.
Заключение
Как мы видим, автор затронул множество проблем и нашёл для них разумные решения. И эти решения важны потому, что разработка и исследование вопросов уголовно-процессуального доказывания, как и других проблем уголовно-процессуальной теории и практики, должны содействовать постоянному повышению эффективности деятельности органов расследования, прокуратуры, адвокатуры, суда, укреплении. Правовой основы в жизни нашего общества.
Используемые источники:
- См. Горский Г. Ф., Кокорев Л. Д., Элькинд П. С. Проблемы доказательств в советском уголовном процессе. Воронеж, 1978.
- УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ16 июля 1999 г. № 295-З