Слово "вече" соответствует французскому parlement, буквально - место, где народ говорит (о государственных делах). Русское слово "совет" происходит от того же корня, что и "вече". Все свободные горожане имели право принимать участие в собраниях веча. Хотя собрание созывалось всегда в столичном городе, представители пригородов имели право присутствовать там и голосовать. В действительности немногие из них имели возможность эти делать из-за удаленности и отсутствия практики оповещения "малых городов" о таких собраниях. Собрания созывались, как только возникала необходимость; народ собирался на рыночной площади, заслышав глашатаев или звон городского колокола.
Таким образом, по практическим соображениям, вече можно определить, с небольшими оговорками, как генеральную ассамблею населения лишь стольного города. Право голосовать имели одни мужчины, и только главы семей.
Обычай требовал, чтобы решение было единогласным. Небольшое меньшинство должно было подчиниться большинству. Когда не было четкого большинства, две разошедшиеся во взглядах партии спорили часами и часто развязывали драки. В таких случаях либо не приходили ни к какому решению, либо, наконец, одна сторона брала верх, и меньшинству приходилось неохотно принимать неизбежное.[15]
Обычно на собрании председательствовал городской глава, но иногда возглавить собрание просили митрополита (как это было в Киеве в 1147 г.) или местного епископа, по-видимому в тех случаях, когда влиятельная группа горожан находилась в оппозиции голове. Князь мог присутствовать на собраниях, как обычно и бывало, когда он сам созывал собрание. Нередко, однако, оно могло быть созвано группой горожан, недовольных политикой князя. В подобных случаях князь воздерживался от какого-либо участия в собрании. Такие собрания протеста как правило собирались на рыночной площади. В обычные времена вече проходило либо на площади перед княжеским дворцом, либо перед кафедральным собором.
Как мы уже видели, вече имело свой голос в решении вопроса о престолонаследии, поддерживая или выступая против кандидата с точки зрения интересов города, и в определенных случаях даже требовало отречения князя, уже находящегося у власти. В обычные времена оно сходилось во мнениях с князем и боярской думой по всем главным вопросам законодательства и общего управления. Реже оно действовало как верховный суд. В городах, где управление не было во власти князя, вече избирало голову и других представителей городского управления, а также глав пригородов.
Степень влиятельности веча варьировалась в разных городах. Вершин власти это учреждение достигло в Новгороде.
2.3. СЕЛЬСКО-ВОЛОСТНАЯ САМОУПРАВЛЯЮЩАЯСЯ ОБЩИНА
Рассмотрим структуру сельско-волостной самоуправляющейся общины как составной части древнерусского города-государства.
Заселенная и освоенная территория с центром в сравнительно большом сельском населенном пункте стала называться местными жителями волостью, объединением нескольких более мелких самоуправляющихся единиц — громад (состоявших из дворов- домохозяйств или дворищ), а население волости — крестьянским миром.
Сход волости назывался вечем, громадою или копою, и собирался не реже 2 — 3 раз в год.
Волость на своих собраниях-сходках выбирала волостного старосту («старца») и некоторых других «должностных» лиц (например, старшин), выносила обязательные для всего населения постановления, касавшиеся поборов на общественные нужды, разруба повинностей, сторожевой службы, принудительных сроков ведения сельскохозяйственных работ, решала вопросы о принятии в общину новых членов и выделении им земель. Волостная община самостоятельно вела сбор податей, низший суд и расправу. Волостной суд существовал в качестве «второй» инстанции, проводившийся в присутствии князя или его представителей (тиунов и доводчиков) во время вечевых и иных собраний, рассматривал тяжбы, нерешенные в нижестоящих звеньях, либо вопросы, связанные с наиболее тяжкими преступлениями. Представители княжеской администрации — тиуны и доводчики — являлись в волость, лишь в случае совершения тяжкого преступления и возбуждения уголовного дела, либо при возникновении спора с соседней волостью или крупным землевладельцем о границах ее территории.
Волость имела свой выборный крестьянский суд, и только наиболее общественно опасные деяния рассматривались княжеской властью, однако все «следственные» материалы по ним готовились специальными выборными местными представителями. Так, например, в соответствии с нормами «Русской Правды» княжескому суду подлежали те, кто совершил убийство во время грабежа без всяких на то веских (ссора) оснований. В этом случае община не выплачивала причитавшуюся виру, выдавала разбойника и всех членов его семьи князю.[16]
Одна или несколько деревень составляли сельский мир, сельское общество(сообщество) со своими децентрализованными публичными органами непосредственной и представительной (выборной) демократии — сходок, старостой, десятским. На повсеместно действовавших на Руси с древнейших времен сельских сходах демократическим путем обсуждались вопросы общинного владения землей, раскладки податей, «приселения» новых членов общины, проведения выборов, пользования лесами и пастбищами, строительства плотин, сдачи в аренду рыболовных угодий и общественных мельниц, «отлучки» и «удаления» из общины, пополнения общественных запасов на случай стихийных бедствий и неурожаев.
Традиционное сельское самоуправляющееся сообщество состояло из отдельных крестьянских дворов-домохозяйств («дворищ»), каждый из которых являлся единицей обособленной родовой собственности. Двор мог быть образован отдельной малочисленной семьей или группой семей (задругой), живущих «под одной крышей». Несмотря на то, что крестьянские дворы были связаны общинной собственностью на землю в единое целое, весь созданный в них необходимый продукт поступал в полную собственность отдельного двора, причем никто из членов древнерусского сельского сообщества (кроме членов соответствующего двора) не имел на него никаких прав. Долю каждого сельского двора-домохозяйства составлял тот необходимый хозяйственно-экономический продукт, что был создан именно в нем.
Таким образом, ко времени образования Древнерусского государства господствующей формой общественной организации у южных, северных и восточных русских не только в городах, но и в сельской местности — по крайней мере, в районах, наиболее развитых в социально-экономическом плане — была территориальная (соседская), а не патриархальная (родовая) община. На Русском Севере она именовалась погостом или миром, на юге — вервью. Сельская община территориально могла совпадать с селом или же состоять из нескольких сел (в таком случае термин «погост» в исторических документах Северо-Западной и Северо-Восточной Руси означал и центральное поселение общины). Иногда встречалась община-вервь, находившаяся как бы в «переходном состоянии» от родовой общности к территориальной — соседско-родовая община.
2.4. ФИНАНСЫ КАК ОТРАСЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ
Как мы видели, княжеский двор в Киевской Руси был тесно связан с государственным управлением. Несмотря на это, не было полного слияния киевского капитала и государственных финансов, и постоянно проводилось различие между тем и другим. Выясняется, что князь имел право на одну треть годового дохода или, во всяком случае, с дани, которую платили завоеванные племена. Так, княгиня Ольга присвоила одну треть дани, уплачиваемой древлянами; Ярослав, в то время когда он был заместителем своего отца в Новгороде, имел право на одну треть годового дохода, отправляя оставшийся баланс в Киев, и так далее.[17]
Между прочим, вся княжеская семья в целом - Дом Рюрика - должна была обеспечиваться из государственного дохода, и каждый член семьи требовал его или ее долю в этом доходе. К примеру, из грамоты, дарованной князем Ростиславом Смоленским епископу этого города (1150 г.), мы узнаем, что определенная часть «дани», собранной в смоленской земле, принадлежит княжеской жене. Несомненно, подобные соглашения имели место и в других княжествах.
Обычным способом удовлетворения требований членов княжеской семьи было закрепление за каждым определенного района или города для обеспечения их существования ("кормления", или "утешения"). Весь годовой доход (или его определенная часть из собранного в том районе) поступал в распоряжение владельца. Именно в этом смысле нам следует толковать замечание летописца, что Вышгород был собственным городом княгини Ольги, и подобные же утверждения о других князьях. Вдобавок к недвижимости, которой подобным образом пользовались члены княжеской семьи, каждый из них мог - а большинство так и поступало - владеть частными земельными наделами по его или ее собственному праву.
В этот период было три основных источника государственного дохода: прямые налоги, доходы с суда и штрафы с преступников за совершение преступления, а также таможенная пошлина и другие налоги на торговлю.
Прямые налоги развились из дани накладывавшейся на завоеванные племена первыми киевскими князьями. Как мы знаем, в десятом веке князь обычно каждый год вместе со свитой приезжал в завоеванные земли для собирания дани. Это было известно как полюдье. Первоначально дань собиралась главным образом мехами (черные куны, веверицы - белки), а в одиннадцатом веке уже преобладали деньги (бель или щеляги – серебряные монеты либо слитки серебра - гривны). Долгое время дань оставалась, как правило, ненормированной.[18]