Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Факультет Международный Институт Управления
Кафедра Теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема
Прогресс в праве России
Выполнила студентка
1 курса, 2 группы
Умарова Э.Р
Научный руководитель
Арендаренко А.В
Москва 2010г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА, ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ
1.1. ПОНЯТИЕ ПРАВА
1.2.РОССИЯ В НАДЕЖДЕ НА ПУТИ К ПРОГРЕССУ, ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА
ГЛАВА 2. ПРОГРЕСС ПРАВА В ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРАВОВАЯ ИНИЦИАТИВА – МОЩНЫЙ ФАКТОР ПРОГРЕССА
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ РОССИИ В ФОРУМЕ ЮРИСТОВ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВОЙ ПРОГРЕСС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Теория государства и права является составной частью юридических наук. Юридические науки представляют собой систему разнородных знаний, объединенных одним объектом (государство и право), взаимосвязанных между собой.
Следует отметить, что теория государства и права как юридическая наука выступает своеобразным резервуаром, в который могут «погружаться» или вновь «всплывать» некоторые юридические дисциплины общего или «стыкового» характера.
Задачами и целями данной работы является раскрытие сущности прогресса права в России.
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение возникновения государства и права считается неотъемлемой частью науки и учебной дисциплины теории государства и права.
Объектом исследования в работе являются отношения в деятельности по изучению самого прогресса права, его характеристик.
Предмет исследования – это непосредственно сущность проблемы по изучению прогресса права.
Следует отметить тот факт, что именно право активно воздействует на развитие экономических, социальных, национальных отношений, культуры, образования, науки.
Для того, чтобы определить прогресс в праве, необходимо изучить условия возникновения права, а также дать его определение.
Право неразрывно связано с существованием человеческого общества, и потому условия возникновения права являются условиями социальными. Вне общества, в природе, право не существует. В природе действует не право, а законы природы. Эти законы нерушимы и неизменны. Право изменчиво и может быть нарушено. Право проявляется только в обществе как специфический порядок общественных отношении, участники, которых имеют определенную социальную свободу действовать тем или иным образом, закрепленную в обязанностях других лиц. Причем мера этой свободы определяется социально признанными и обязательными для всех правилами должного поведения членов общества. Если гипотетически представить себе изолированного человека, не находящегося ни в каких отношениях с другими людьми (например, на недоступном для других необитаемом острове), то невозможно утверждать ни о наличии у него каких-либо прав, ни соответственно о наличии каких-либо правовых обязанностей. Это связано с тем, что всякое правомерное действие в отличие от простого проявления силы, мощи, своеволия предполагает соразмерную этому праву корреляцию поведения других субъектов, обязанных действовать или не действовать определенным образом в интересах управомоченного лица.
Но человек имеет права и обязанности не только по отношению к другому человеку, но и по отношению к обществу Может ли существовать общество, члены которого не подчиняются никаким обязательным для всех правилам повеления? Очевидно, что нет, так как это привело бы к распаду самого общества. Любое общество представляет собой некую целостность, структуру (строение) которой образуют внутренние связи (отношения), возникающие между членами общества, направленные на поддержание этой целостности. Следовательно, само понятие общества предполагает упорядоченность отношений, основанную на необходимости социального взаимодействия.[1]
Как было отмечено выше, и зависимости от целей того или иного общества они могут быть определены как первичные (публичные). И вторичные (частные) общества. В рамках первичных обществ реализуются основные потребности их членов, что делает невозможным существование индивидуумов вне такого социума. В таких обществах необходимый социальный порядок поддерживается с помощью норм/защищаемых властными органами такого общества и обязательных для всех, кому они адресуются, независимо от их личного желания или нежелания им следовать. Вторичные общества существуют в рамках первичных обществ и преследуют цели удовлетворения второстепенных потребностей, связанных со спецификой тех или иных социальных групп (общество собаководов, клуб любителей подводного плавания и т.д.). Подобные общества менее устойчивы, а установленные ими правила повеления часто носят договорный характер. Невозможность реализовать указанные потребности индивидуально, необходимость для этого совместных действии являются предпосылками для существования общества: социальное и индивидуальное в данном случае совпадают. Этим же обусловлено его внутреннее единство, солидарность его членов, несмотря не периодически проявляющиеся противоречия, конфликты, вражду. Поэтому установление и охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального биологического и социального воспроизводства человека, являются целью всего общества, условием его существования и развития.
Исторически в первоначальных обществах упорядочение в этих целях общественных отношений происходило при помощи общественной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних конфликтах. Эта власть обладала на физическое принуждение, но не имела для его реализации специальных органов. Властные решения, исходившие от общественной власти, осуществлялись или всем обществом, или ею уполномоченными представителями. Социально лечимые образцы поведения постепенно закреплялись и превращались в определенные правила поведения (обычаи), которым следовали все члены общества. Таким образом, возникало древнее, архаичное право, не имевшее письменной формы и строгой системы, но носившее общеобязательный характер и обладавшее безусловным авторитетом в глазах членов догосударственного общества. Право, таким образом, формируется как специфический социальный «язык».
Право как сфера должного представляет собой социальную ценность и невозможно без наличия субъектов, обладающих определенными интеллектуальными, эмоциональными и волевыми возможностями. Поэтому социопсихическими условиями права являются, возникновение у индивидуумов способности понимать идеальный смысл правил должного поредения, выраженных в общеобязательных нормах, признавать их в качестве оснований своих внешних поступков и самостоятельно реализовывать вытекающие из них полномочия и обязанности. К социокультурным условиям относится наличие в обществе самих общезначимых и общеобязательных правил поведения, определяющих права и обязанности членов социума и выступающих в качестве общезначимых ценностей.
Появление права — один из признаков перехода от первобытного стада к человеческому обществу, так как свидетельствует о появлении человеческих индивидуумов, обладающих определенной социальной свободой: возможностью действовать, осуществляя сознательный выбор того или иного варианта поведения на основе социально признанных норм должного.
С возникновением государства право вступает в новый этап своего развития. Оно становится более формализованным и системным. Возникает его письменная форма — законы. Государство получает возможность следить за исполнением законов через профессиональную деятельность специально уполномоченных на это лиц, прибегая в случае необходимости к организованному физическому принуждению. Условия возникновения государственно-организованного права связаны с условиями возникновения самого государства. [2]
Следовательно, можно сказать, что специфическим социальным условием возникновения развитых форм права является наличие государства.
Каждый человек, сталкивающийся с правом и задумывающийся над Природой этого явления, отмечал многообразие смыслов, связанных с его понятием. Очень часто право ассоциируется с общеобязательными правилами поведения, установленными в том или ином обществе или государстве. Вместе с тем, говоря «право», зачастую подразумевают оправданную свободу человека поступать тем или другим образом. И то, и другое представление о праве отражает определенный аспект его бытия. Право — явление многообразное, существующее в различных формах и видах. Оно пронизывает почти все сферы жизнедеятельности общества и лишь меньшая часть гигантского правового «айсберга» находится на виду государства и активно контролируется им, но эта часть является и наиболее важной для нормального существования общества. Но при всем своем многообразии право едино по природе, обладает единой структурой, едиными сущностными признаками. Иными словами, оно представляет собой многоединство.
Право можно описать как сложную социопсихокультурную систему, в которой слаженно действуют все элементы, и отсутствие хотя бы одною из них разрушает сам феномен права. Центральным элементом системы является правомочие, т. е наличная возможность для субъекта действовать оправданно тем или иным образом. Правовая возможность действия обеспечивается правовыми обязанностями тех субъектов, которые находятся в поле действий управомоченного. Эти обязанности могут носить или пассивный характер (обязанность не мешать действиям управомоченного субъекта), или активный характер (совершить определенные действия в интересах управомоченного). В этом смысле правомочие также невозможно без поддерживающей его обязанности, как север невозможен без юга, а правое невозможно без левого. Но правомочие является правомочием, а обязанность - обязанностью только тогда, когда они вытекают из признаваемых обществом (государством) общеобязательных правил поведения. Социально признанные нормы следует отличать от норм, признанных всеми. В любом обществе имеются субъекты, не считающие для себя необходимым исполнять обязательные для всех нормы, но и они знают, что от них требуется их соблюдение, поскольку это установлено в данном обществе, данном государстве. Такие социальные нормы определяют границы социальной свободы индивидуумов, устанавливая их Ирана и обязанности, причем неисполнение последних, как правило, связано с точностью значения принудительных мер к правонарушителю.