Смекни!
smekni.com

История хентая (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 Ранний период
2 1960—1970-е годы
2.1 Первые аниме
2.2 Эротическая манга
2.3 Эрогэкига

3 1980-е годы
3.1 «Золотой век аниме»
3.2 Бум лоликона в Японии
3.3 Другие жанры

4 Современность
4.1 1990-е годы
4.1.1 Вопросы цензуры
4.1.2 Аниме и манга в Японии
4.1.3 Распространение хентая за рубежом

4.2 2000-е годы

Список литературы

Введение

Появление и развитие хентая, порнографической манги и аниме, во многом обусловлено специфично японским культурно-историческим отношением к эстетике и сексуальности.[1] Манга и аниме в Японии в своём современном виде начали становление во время и после Второй мировой войны.[2] Современный хентай же получил свое развитие лишь в 1970-х годах, когда манга начала коммерциализироваться, а читательская аудитория, успевшая полюбить её в детстве, — взрослеть.[3][4][5] Чтобы снова привлечь читателей, мангаки стали включать в свои работы элементы эротики и кровавые сцены.[6] Японские законы, действовавшие со времён Второй мировой войны до начала 1990-х годов, запрещали графическое изображение половых органов, поэтому создатели хентая, как и любых других продуктов содержащих порнографические элементы, были вынуждены подвергать их частичной цензуре или изображать схематически или символически.[7] Цветы и раковины символизировали влагалище женщины, а змеи, фрукты, овощи — мужской половой член.[8] Также использовались другие приёмы, например, половые органы прикрывались с помощью эстетического бондажа — сибари.[9]

1. Ранний период

Сюнга Янагавы Сигэнобу, ок. 1820 года,
частная коллекция.

Сюнга периода Мэйдзи. Неизвестный автор, ок. 1900 года.

Большинство исследователей согласны в том, что эротическая манга и аниме берут своё начало в период Эдо (1600—1868) или даже ранее, хотя невозможно в точности определить, насколько сильно влияние данной культурной традиции распространилось на современных аниматоров.[10] В период Эдо возникает интерес к жанру бытового романа кибёси,[11] сюжеты в котором зачастую носили эротический характер. По форме кибёси представляли собой рассказы в рисунках, снабженные краткими текстовыми пояснениями.[12]

Кроме того, появляется новое направление в изобразительном искусстве — укиё-э. На гравюрах в этом стиле фигурировали не только гейши и популярные актёры: авторы сюнги (яп. 春画?, букв. «весенняя картинка») изображали порнографические сцены, где персонажи с преувеличенно огромными половыми органами принимали самые разнообразные позиции,[10] вступали в половые акты с демонами мужского и женского пола, призраками, животными.[13][14][15] Персонажи редко изображались полностью обнажёнными, они одеты в свободные кимоно, что было призвано дополнительно стимулировать сексуальное возбуждение.[16] Оригинальность сюжетов приветствовалась и была важна из-за высокой конкуренции на рынке.[17] Наивысшей популярностью сюнга пользовалась в XVIII—XIX вв.[18] Она в образовательных целях изучалась девушками, которые вскоре должны были вступить в брак.[16] После Реставрации Мэйдзи (1868) сюнга стала нелегальной,[19] однако, она оказала большое влияние на визуальный ряд и сюжеты современной японской порнографии.[1]

2. 1960—1970-е годы

2.1. Первые аниме

Первым произведением в жанре хентая должно было стать аниме Хакусана Кимуры (木村白山) «Освежающий корабль» (яп. 涼み舟 Suzumibune?, 1932 г.), незаконченное по причине изъятия полицией. Работа над ним была завершена только наполовину.[20] Следующая попытка объединить эротику и японскую анимацию была предпринята лишь в конце 1960-х годов. По инициативе Осаму Тэдзуки, старавшегося поправить финансовые дела своей компании Mushi Production и привлечь в индустрию аниме взрослую аудиторию, была снята экранизация «Тысяча и одной ночи» Senya Ichiya Monogatari (1969) — первая часть эротической трилогии «Анимерама» (анимация + синерама + драма[21]), куда впоследствии вошли Cleopatra (1970) и Kanashimi no Belladonna (1973).[20] Для работы над Senya Ichiya Monogatari было нанято в общей сложности 60 000 сотрудников, а его создание заняло примерно полтора года.[22][23]

Хотя надежды Осаму Тэдзуки не оправдались, под влиянием его произведения конкурирующая компания Leo Production (レオ・プロダクション) в том же году выпустила другую эротическую аниме-версию «Тысяча и одной ночи», Maruhi Gekiga Ukiyoe Senya Ichiya (яп. ㊙劇画 浮世絵千一夜?) в стиле укиё-э.[24] У неё также были проблемы с законом, а показ в кинотеатрах был разрешён только после того, как были вырезаны шесть наиболее откровенных сцен.[20] В целом, мультипликация в те годы рассматривалась как чисто детское направление кинематографа.[20] Последней эротической работой, показанной в кинотеатрах, стала Yasuji no Pornorama Yacchimae (1971).[20]

2.2. Эротическая манга

Обложка первого тома Harenchi Gakuen (1969 год, Shueisha).

В 1968 году корпорация Shueisha готовила к выпуску журнал манги Shonen Jump,[25] который, по замыслу Shueisha, должен был составить конкуренцию изданиям для мальчиков от компаний Kodansha (Shonen Magazine) и Shogakukan (Shonen Sunday). Одной из первых работ, публиковавшихся в Shonen Jump, стала комедийная манга Harenchi Gakuen (букв. «Бессовестная школа») Го Нагаи, которая мгновенно обрела значительную популярность[26][27] и подняла тиражи только что созданного журнала до миллиона экземпляров.[26] Действие этого произведения происходит в школе, где ученики мужского пола и преподаватели заняты тем, что подглядывают за полуобнажёнными школьницами и пытаются разглядеть женские трусики.[25]

Несмотря на то, что по современным стандартам содержание Harenchi Gakuen считается достаточно невинным,[26] в своё время она подверглась суровой критике за вульгарный сюжет, излишнюю откровенность, демонстрацию подростковой сексуальности и повлекла протесты учителей, женских ассоциаций и родительских комитетов.[28][29] Родители устраивали публичные сожжения Harenchi Gakuen.[30] Тем не менее, эта и другая эротическая манга Го Нагаи публиковалась в крупнейших журналах того времени: Kekko Kamen (1974) выходила в Shonen Jump, Oira Sukeban (1974) — в Shonen Sunday, Hanappe Bazooka (1979) — в Young Jump. Автор оказал огромное влияние на мир манги и на японское общество,[31][32] став первопроходцем «этти» — аниме и манги, в которых содержатся намёки на эротические сцены или юмор с сексуальным подтекстом.[33][34]

В 1970-х годах появляются первые работы, посвященные тематике гомосексуальной любви, но в ранней юри- и яой-манге эротическая составляющая отсутствовала.[35] Откровенный по содержанию яой существовал в форме любительской манги — додзинси — создаваемой фанатами либо по оригинальным сюжетам, либо по мотивам других популярных произведений.[36]

2.3. Эрогэкига

Журнал экспериментальной манги Garo, созданный Кацуити Нагаи в 1964 году, в 1970-х годах открыл дорогу движению эротической гэкиги — откровенной манги с реалистичным рисунком.[37] В 1970-х годах индустрия манги испытала бум эрогэкиги.[38] Тираж Garo к 1971 году достиг 70 тыс. экземпляров. В нем публиковалась авангардная манга и эрогуро.[39][40] Цензурные ограничения способствовали тому, что в произведениях вместо предельно откровенных сексуальных сцен содержались сцены крайней жестокости и демонстрировались различные сексуальные девиации.[37] В 1973 году появился первый журнал эрогэкиги Manga Erotopia, в котором печатались такие авторы, как Тосио Маэда, популяризовавший жанр «эротического хоррора», и Масами Фукусима (ふくしま政美), автор кровавой Nyohanbo (女犯坊, «Монах-насильник»).[41][42] За Manga Erotopia последовали Manga Erogenika (1975) и Manga Alice (1977).[37] Популярность жанра упала к 1980-м годам, когда Японию, по выражению исследователя Фредерика Шодта, охватил «лоликонный вирус» — в эротической манге повсеместно встречались откровенные сцены с участием девочек 8—12 лет.[43][44]

3. 1980-е годы

3.1. «Золотой век аниме»

1980-е годы называют «Золотым веком» аниме.[45] Распространение кассетных видеомагнитофонов и проигрывателей лазердисков вернуло на рынок порнографию, с тех пор занимающую солидное место в индустрии видеофильмов.[41] В 1984 году появились два первых эротических OVA-сериала — Lolita Anime и Cream Lemon.[46][47] Оба вписывались в цензурные ограничения, в частности, запрет на демонстрацию лобковых волос.[48][9]Cream Lemon, называемый одним из наиболее значимых явлений в анимации 1980-х годов[49], сочетал секс и эротику с пародиями на популярные мангу и аниме.[46] Большая часть его серий не была объединена персонажами и сюже­тами и представляла собой отдельные новеллы разных жанров с од­ним лишь общим условием — минимум один половой акт. Помимо разнообразия сюжетных мотивов, в сериале была представлена большая часть известных половых извращений с укло­ном в лесбийский и садомазохистский секс.[50] В создании Cream Lemon принимали участие такие впоследствии известные аниматоры, как Тосихиро Харано (Fight! Iczer One) и Хироюки Китакубо (Blood: The Last Vampire).[51]

Следующим после Cream Lemon крупным событием в мире хентая стал выход манги Тосио Маэды «Уроцукидодзи. Легенда о сверхдемоне» (1986), получившей известность благодаря откровенности, жестокости и особенно наличию сцен изнасилований девушек огромными щупальцами — «тентаклями».[52][53][54] В представлении западного зрителя тентакли являются символом хентая.[1][55] Аниме, снятое по мотивам «Уроцукидодзи» в 1987 году, выделяли из ряда подобной продукции «качественная анимация и лихо закрученный фантастический сюжет с налетом мистики и оккультизма».[56] Оно стало чрезвычайно популярным в США и Европе и породило множество сиквелов.[54][57] Тосио Маэда объяснял, что выдумать фантастическое существо с щупальцами в качестве одного из главных героев его вынудило японское законодательство, запрещающее изображение откровенных сексуальных сцен между людьми, в то время как у его вымышленного персонажа — демона — отсутствовал человеческий половой член.[58] Под влиянием манги Тосио Маэды в 1980-х годах были сняты The Legend of Lyon: Flare (1986)[59], Battle Can Can (1987)[60] и другие аниме, в которых присутствуют персонажи с тентаклями.