321. Огонь произошел от воды*, кшатрий - от брахмана, железо — от камня, всепроникающая энергия тех [первых] угасает в отношении источников своего существования *.
326. Вайщию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью * и особенно разведением скота.
413. Но щудру, купленного или некупленного*, он может заставлять исполнять [такого рода] услужение (dasya), ибо тот был создан самосущим для услужения брахману. [8]
С самого верху проводится религиозное закрепление порядка повиновения со ссылкой на того, кто вездесущ и не осязаем.
91. Но только одно занятие Владыка указал для щудры — служение (^u^ru^a) этим варнам со смирением *. [8]
Сверху устанавливаются жесткая иерархия с возникающим прообразом механизма государства, основанного на принуждении и подчинении одних другими
418. Надо ревностно побуждать вайщиев и щудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир. [8] и связанный с этим механизм взаимозависимости ветвей власти.
322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире и в ином. [8]
А с другой стороны, точнее снизу, закрепляются общности связанных близкой степенью родства друг с другом людей и устанавливается запрет на переход из одной варны в другую.
24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне].
29. А они затем порождают от женщин друг друга многих отверженных, - еще более порочных и презренных. [8]
Но как любой запрет, возникший из обычая, он был "успешно" впоследствии преодолен и к концу 2-го тысячелетия число каст в Индии достигло 3000-х тысяч.
5. Китай
Китайская цивилизация, замкнутая на себя и наверное единственная из ныне существующих в которой правовая система отношений родилась и продолжает жить в течении столь длительного возраста, что при всей критике со стороны преемственных и заимствованных друг у друга в особенной части Романо-Германских правовых систем и Англо-Саксонских в их общих частях доказала свое право на жизнь.
Изменяются формы достижения согласия, как переходной ступени от невежества к знанию, в трех основных китайских школах философско—правовой мысли.
5.1 Даосизм в книге "Книга "Гуань-цзы" (VII в до н.э.) Гуань Чжуна"
Пустотное, не имеющее формы, зовется Путем. А то, что рождает и вскармливает все вещи, зовется Силой. Отношения между государем и подданным, отцом и сыном зовутся долгом. Повышение и понижение в должности, поклоны при встрече, взаимная уступчивость в обращении, различие между близкими в дальними — все это зовется ритуалом. А образец, по которому решаются все дела — большие и малые, сложные и простые — и применяются все наказания, будь то казнь или запрет, зовется законом. [9]
5.2 Конфуцианство ( 479 до н. э. )
Учитель сказал: — Если править с помощью закона, улаживать наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность. [10]
5.3 Легизм ( Шан Ян - 350 г до н.э.)
"Умный творит законы, а глупый подчиняется им, достойный изменяет правила благопристойности, а никчемный обуздывается ими" ("Шан цзюнь шу", гл. 1). "Когда народ сильнее своих властей, гос-во слабо; когда власти сильнее своего народа, армия могущественна. [...] Когда проступки скрываются — народ победил закон; когда же преступления строго наказываются — закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется смута; когда закон побеждает народ, усиливается армия" (там же, гл. 5). [11] но то, к чему стремиться власть, а именно к насаждению уступчивости и покорности через закон – неизменно.
6. Обычаи и законы Древнего Рима
6.1 Законы 12-ти таблиц ( V в. до н. э. )
Еще в законах двенадцати таблиц предпринимается попытка придать децемвирами (decem viri ) последующим постановлениям народного собрания силу закона ( таблица 12 "впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона" [20] ) , т.е. происходит распространение регулятивной функции зарождающейся законодательной власти на изменяющиеся обстоятельства будущих правоотношений, некая специализация правотворчества и перенос необходимости принятия решений в области правоотношений на коллегию из десяти мужей.
Значимые дела не должны осуществляться без волеизъявления народа, на ком лежит обязанность назначать магистратов, осуществлять судебную власть и исполнять закон. Закон принятый впоследствии имеет главенство над утратившим силу. [19.3]
6.2 Институции Гая ( II в н.э. ), кодификация Юстиниана ( 529 - 534 г н.э. )
Гайо Jus Civile и Jus Gentium.
Народы, живущие по законам и в соответствии с обычаями, пользуются вместе со своим собственным правом, общим правом всех людей: таким образом, право, установленное народом для себя самого является собственным и называется цивильным правом, свойственным самим гражданам. А право, которое устанавливается среди всех людей , называется правом общенародным. Так римский народ пользуется наряду со своим собственным правом, правом, общим для всех людей. [12]
Со слов одного из известнейших римских историков, Тита Ливия:
Брат, давно уже мы живем друг с другом не как сотрапезники на пирах. Любой ценою желаешь ты царствовать. Но твоей надежде мешает мой возраст, мешает право народов, мешает древний македонский обычай, мешает, наконец, и воля отца. [13]
Слова Персея, старшего сводного брата Деметрия по отцу, рожденного от наложницы подтверждают преобладающую власть домовладыки в то время. ( Позднее Персей убил Деметрия.)
У аргосцев был обычай, чтобы в первый день народных собраний преторы возглашали имена Юпитера, Аполлона и Геракла как бы для доброго предзнаменования. Позднее закон добавил к этому перечню имя царя Филиппа. [13]
Напоминает более поздний закон о цитировании в эпоху домината, который по конституции Константина ( 321 г. н.э. ) сначала установил приоритет использования мнений видных юристов при рассматривании дел в следующем порядке; Попениан, Павел и Ульпиан, а затем в 426 г. н.э. ( Кодекс Феодосия ) добавил к ним Гая и Модестина и в конце закрепил это в Кодексе Юстиниана ( 529 — 534 г н.э. ).
Из декрета императора Юстиниана префекту Джону.
Более того я приказываю, что бы время подачи жалобы для опротестования завещания после открытия наследства согласовывалось с мнением Ульпиана. Мнением Модестина, который утверждал, что это время должно исчисляться от смерти наследодателя — пренебрегать, дабы наследник не был введен в заблуждение … [19.2]
Сципион сказал им, что карфагеняне нарушили не только перемирие, но и право народов, защищающее послов, он, однако, не сделает ничего недостойного римских обычаев и собственных его правил. С этими словами он отпустил послов и стал готовиться к войне. [13]
Cобытия 209 г. до н.э. правовая оценка которых могла быть проведена римской магистратурой, учрежденной в 242 г. до н.э. и использующей в своей работе право народов ( jus gentium).
Около двух тысяч лет спустя:
Статья 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях ( Вена, 18 апреля 1961 г н.э.)
Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и ли достоинство. [14]
Ведь ничто внешне так не обманчиво, как ложное суеверие. (7) Когда преступления оправдывают религией, закрадывается опасение, что, карая людские заблуждения, мы можем нарушить связанные с ними права богов. Но от сомнений такого рода вас избавляют бесчисленные декреты понтификов, постановления сената, ответы гаруспиков. .. [13]
Без комментариев
Для того, чтобы преступление не осталось без наказания, достойное кары безрассудство заставляет неоднократно повторять постановленное, поскольку даже недавним запрещением оно не было исправлено. Ибо если столько раз запрещалось, то теперь уже обычай никому не позволяет еще активнее стремиться к запрещенному. [14]
Замкнутая мысль с надеждой на успех и очень напоминает условный рефлекс, возникающий в течение жизни особи и не закрепляющийся генетически ( не передаются по наследству ).
6.3 Юлиан, Ульпиан, Павел, Гермогениан об обычае ( II – IV в. н.э.)
Будучи одной из самых ранних форм права, обычай остался прежним с точки зрения способа выражения и порядка обеспечения правовых норм. Это объясняется связью обычая как формы права с общественным и личным правосознанием и правовым поведением. В отличие от судебной деятельности, изданных законов и заключенных договоров, которые являются продуктами субъектов права, обычай представляет собой следствие самих общественных отношений. Исследование обычаев говорит о специфике общественной и правовой организации той или иной общности, а также выявляет общие пути развития отдельных национальных правовых систем.
Интересны замечания Римских юристов в отношении своих обычаев, как проявлений морально-этических правил поведения и их постепенным превращением в закон, изданный одним, записанный некоторыми и исполняемый всеми ставшие обычаи уже для нас:
Новицкий, известный среди современных юристов за составление удачного учебника по Римскому Частному Праву различает писанное (ius scriptum) и неписанное (ius non scriptum ) право, где писаное право – это письменные указания органов власти на определенный момент времени, а неписаное – это нормы жизни людей, подтвержденные практикой их применения. И если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаям (бытовыми). [16]