Смекни!
smekni.com

История почты и почтовых марок Палестины (стр. 1 из 4)



План
Введение
1 Досовременная история
1.1 Древний мир
1.2 Арабский халифат (628—1099)
1.3 Эпоха крестоносцев (1099—1187)
1.4 Правление мамлюков (1270—1516)

2 Османское правление (1516—1918)
2.1 Почтовая связь в Османской империи
2.1.1 Почтовые отделения Османской империи
2.1.2 Почтовые тарифы Османской империи (1840—1918)

2.2 Иностранные почтовые отделения
2.2.1 Российские
2.2.2 Австрийские
2.2.3 Французские
2.2.4 Германские
2.2.5 Итальянские
2.2.6 Египетские
2.2.7 Прочие


3 Британская военная и гражданская администрация (1917—1948)
3.1 Почтовые марки и почта британской Египетской экспедиционной армии (1917—1920)
3.2 Британский мандат (1920—1948)
3.3 Мандатные почтовые отделения
3.4 Мандатные почтовые тарифы

4 Переходная и местная почтовая связь (1948)
4.1 Минхелет хаам
4.2 Местная почта
4.2.1 Цфат
4.2.2 Ришон-ле-Цион
4.2.3 Нагария


5 После 1948 года
5.1 Египет и Иордания
5.2 Израиль
5.3 Палестинская национальная администрация

6 Пропагандистские виньетки
6.1 Виньетки Еврейского национального фонда
6.2 Англо-палестинская компания
6.3 Виньетки палестинских организаций


Список литературы

Введение

История почты и почтовых марок Палестины связана с её географическим положением на перекрёстке дорог империй древнего Ближнего Востока, Леванта и Среднего Востока. Почтовая связь в регионе впервые возникла в Бронзовом веке, во время правления Саргона Древнего, а последующие империи в течение тысячелетия создали и использовали ряд разных систем почтовой связи.

В эпоху современной почты среди почтовых администрация на территории Палестины были австрийская, французская, итальянская, германская, египетская и российская почтовые отделения (благодаря договоренностям, достигнутым с Османской империей), Египетская экспедиционная армия, Британский мандат, а также различные промежуточные органы в преддверии Арабо-израильской войны 1947—1949 годов и после неё. После 1948 года почтовую связь осуществляли Египет, Иордания, Израиль и Палестинская национальная администрация.

Говоря об истории почты до 1948 года, большинство филателистов называют эту географическую область Палестиной или Святой землёй (Holy Land), хотя некоторые также использует выражение Земля Израильская («Эрец Исраэль», Eretz Israel). В этой статье рассматривается история почты, которая привела к появлению двух нынешних почтовых администраций региона: почтовой администрации Государства Израиль и почтовой администрации Палестинской национальной администрации.

1. Досовременная история

До современной истории почты власти разных империй организовали механизмы доставки пакетов и писем.

1.1. Древний мир

Самое раннее использование почтовой связи в этом регионе датируется Бронзовым веком, во времена правления Саргона Древнего (2333—2279 до н. э.). Его империю «связывали воедино дороги, по которым осуществлялась регулярная почтовая связь, а глиняные печати, которые применялись вместо марок, сейчас хранятся в Лувре. На них указаны имена Саргона и его сына.»[1]

Во времена правления персов (538—333 до н. э.), обширная сеть дорог, поддерживаемых персидским государством, была частью эффективной имперской почты. Создание почты и улучшение дорожной сети приписывают монарху Дарию I (521—486 до н. э.).[2] Конные курьеры, известные как «быстрые гонцы» (персидский язык:pirradaziš), перевозили корреспонденцию между королевским двором и провинциями, останавливаясь только чтобы поесть и отдохнуть, и, если надо, сменить лошадей, на станциях снабжения, расположенных примерно на расстоянии одного дня пути друг от друга.[3] Персидская курьерская сеть является фоном для события, описанного в Книге Есфири Ветхого Завета.[4]

Арабский халифат (628—1099)

Империя Омейядов (661—750), которые ввели «чеканку первых чисто арабских монет» в Палестине, также разработала систему почтовой связи.[5] Караван-сараи, располагавшиеся вдоль главных дорог с севера на юг и с востока на запад и служившие местом отдыха паломников и путешественников, способствовали функционированию почты, известной как «барид» (barid).[6] Почта, известная под именем «барид» (Barīd) (араб. بريد‎‎), работала и во времена халифата Аббасидов (750—969), причём этим словом до сих пор называют почту в Арабском мире.[7][8] При Фатимидах (969—1099), работала голубиная почта, впоследствии усовершенствованная мамлюками. Родословные почтовых голубей велись в специальном реестре.[9]

Эпоха крестоносцев (1099—1187)

Летописцы Первого крестового похода зафиксировали случайный перехват сообщения, предупреждавшего герцога Кесарии о прибытии крестоносных армий, когда почтовый голубь был убит соколом над военным лагерем крестоносцев в мае 1099 года. В сообщении, написанном на арабском, говорилось следующее[10]:

«Привет от короля Акры герцогу Кесарии. Собачье племя, глупый, упрямый, буйный народ, прошёл через мою землю. Если ты ценишь свой образ жизни, ты и твои единоверцы должны нанести им урон, поскольку ты можешь легко делать, что пожелаешь. Передай это сообщение в другие города и крепости.»

Почтовые голуби использовались в этот период на регулярной основе. Например, Эдвард Гиббон отмечает, что во время осады Акры (1189—1191) крестоносцами жители осаждённого города вели регулярную переписку с войсками султана с помощью почтовых голубей.[11]

Правление мамлюков (1270—1516)

При правлении мамлюков конная почта работала в Дейр эль-Балахе (Deir el-Balah), Лидде, Ладжуне (Lajjun) и других городах на пути из Каира в Дамаск.[12] Почта, организованная мамлюками, под руководством Бейбарса, была известна как Barīd, как и во времена арабского халифата. Племянник главного секретаря султана Бейбарса приписывал введение и развитие почты Barid мамлюками рекомендациям своего дяди, ас-Сахиба Шарафа ад-Дина Абу Мухаммеда аль-Вахаба (al-Sahib Sharaf al-Din Abu Muhammed Al-Wahab). Племянник пишет, что в ответ на просьбу Бейбарса информировать его о самых последних новостях о франках и монголах, Аль-Вахаб, «объяснил ему о том, что Barīd достигла в древние времена и во времена халифов и предложил ему [создать эту почту]; [султану] понравилась эта идея, и [он] распорядился [о её создании].»[8]

После того как мамлюки вытеснили крестоносцев, аннексировали айюбидские княжества и разбили монгольскую армию в Анатолии, Бейбарс создал провинцию Сирия (в состав которой вошла Палестина) со столицей в Дамаске. В этот момент имперские коммуникации через территорию Палестины были настолько эффективны, что Бейбарс мог бы похвалиться, что он может сыграть в поло в Каире и в Дамаске на той же самой неделе. Между этими двумя городами поддерживалась ещё более быстрая связь с помощью голубиной почты.[13] Её роль в организации оборонительного союза против крестоносцев была отмечена Раймундом Агилерским (Raymond of Agiles), который посчитал, что это довольно «нечестно».[14]

Османское правление (1516—1918)

2.1. Почтовая связь в Османской империи

Во время пребывания Палестины в составе Османской империи на её территории были в обращении почтовые марки, выпускаемые османскими властями.[15] В 1834 году после улучшения системы транспорта и связи в Османской империи была создана новая имперская почта. Османские почтовые отделения работали почти во всех крупных городах Палестины, в том числе в Акко, Хайфе, Цфате, Тверии, Наблусе, Иерусалиме, Яффе и Газе.[16] Благодаря работе филателистов-исследователей стало возможным воссоздание достоверного списка почтовых отделений Османской империи в Палестине.

Султанский указ от 12 рамазана 1256 года (14 октября 1840 года)[17] привёл к значительному улучшению работы османской почты и созданию сети установленных маршрутов регулярной перевозки корреспонденции конными курьерами («татарами»).[18] Начиная с 1841 года, маршрут на Бейрут был продлён до Палестины и проходил из Бейрута через Дамаск и Акко в Иерусалим.[19]

Почтовая связь на местном уровне организовывалась губернаторами провинций, при этом право взятия её в аренду (posta mültesimi) ежегодно выставлялось на аукцион в марте.[18] Сообщается, что в 1846 году аренду получили итальянские предприниматели Сантелли (Santelli) и Мичарелли (Micciarelli), которые обслуживали почтовую связь из Иерусалима в Рамле, Яффу, Тир и Сайду.[20] К 1852 году доставка почты осуществлялась еженедельно из Сайды через Тир, Акко (на Бейрут), Хайфу и Яффу в Иерусалим, также с 1856 года добавился Наблус. В том же году открылись два новых маршрута: Иерусалим-Хеврон-Газа и Тверия-Назарет-Шефа-Амр-Акко.[21] В 1867 году почта по маршруту Иерусалим—Яффа доставлялась дважды в неделю, а с 1884 года по маршруту Наблус—Яффа — ежедневно.[21]

В последнее столетие османского правления помимо государственной почты Османской империи на её территории было разрешено осуществлять почтовую связь ещё до шести иностранным государствам. В основе таких прав лежали Капитуляции Османской империи (Ottoman capitulations) и другие двусторонние международные договоры.[22] В начале Первой мировой войны османские власти аннулировали специальные почтовые права, которые имели эти иностранные государства на территории империи. С 1900 года и до окончания войны гражданам Османской империи, в том числе и проживающим в Палестине, запрещалось пользоваться услугами иностранных почтовых отделений.[22][23]

В путеводителе «A Handbook for Travellers in Syria and Palestine» (1858), Josias Leslie Porter описывает османскую почту того времени[24]:

Почтовые отделения Османской империи

Первоначально все почтовые конторы имели статус промежуточных станций, и письма гасились почтовыми штемпелями только в почтовом отделении Бейрута, с единственным исключением: считается, что отметки «Джебель Любнан» (Djebel Lubnan)[27] ставились на промежуточной станции Стаура (Staura, Ливан). В 1860-е годы большинство промежуточных станций стали почтовыми отделениями и обзавелись собственными почтовыми штемпелями, вначале только штампами-негативами (на оттисках текст остаётся неокрашенным и выглядит как белые буквы на тёмном фоне).[28] Почтовые штемпели почтового отдела почтового отделения, как правило, содержали слова «posta shubesi», в отличие от слов «telegraf hanei» на штемпелях телеграфного отдела. В 1860 году на территории Палестины работало десять почтовых контор. В 1900 году их стало 20, а в 1917 году — 32. Почтовые вагоны имелись на трёх маршрутах: Яффа — Иерусалим,[23] Дамаск — Хайфа,[29] и Мессудши — Наблус.[30][31] На других маршрутах почтовые штемпели почтовых вагонов неизвестны.[29]