3. Альтернативные версии
Изабелла Баварская, которой подносит своё сочинение Кристина Пизанская
3.1. Королевское происхождение
Дочь королевы
В частности, выдвигается гипотеза о королевском происхождении Жанны. Якобы она была внебрачной дочерью герцога Людовика Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской и родилась Жанна в ноябре 1407 года. Впервые эта версия была выдвинута неким супрефектом Бержерака Пьером Казом в 1805 году[11]. Данные хронистов разнятся: ребёнок, рождённый Изабеллой Баварской 10 ноября 1407 года во дворце Барбетт, называется либо сыном Филиппом, либо дочерью Жанной. Например, Клод де Вилларе во «Всеобщей истории Французского королевского дома» в первом издании 1764 года говорит о сыне по имени Филипп, в издании 1770 года уже о девочке Жанне, в третьем издании — снова о девочке. Через четыре года после смерти Вилларе его последователи в очередном издании «Всеобщей истории» вернулись к версии о сыне[12]. По официальной версии, ребёнок прожил от нескольких часов до суток и был похоронен в усыпальнице Сен-Дени. Сторонники альтернативной версии считают, что Изабелла опасалась мести обманутого мужа, и именно поэтому ребёнок от связи Изабеллы с тогдашним, как предполагают, её любовником Людовиком Орлеанским был подменён другим младенцем и отдан в семью д’Арк.
По мнению сторонников альтернативной версии, д’Арки не были землепашцами. Жак д’Арк (предполагаемый отец Жанны) родился в 1375 году в Сеффоне (Шампань) и принадлежал к ветви д’Арков, которая разорилась в результате войны и моровой язвы и временно утратила дворянское достоинство. В 1419 году д’Арк был старостой Домреми[13], подчиняясь непосредственно местному прево, откупщиком и главой местного ополчения. Об уровне доходов семьи говорит то, что он владел «двадцатью гектарами земли, из которых 12 составляла пашня, четыре — луга, и ещё четыре — леса», лошадьми и достаточно большим стадом овец и коров, а в 1419 году приобрёл в пользование замок Иль (ныне разрушенный).
Де Булетье и де Бро ссылаются на «показания», данные Шарлем дю Лис, потомком одного из братьев Жанны, бывшем в начале XVII века генеральным адвокатом двора, который говорит о некоем Жане дю Лис, епископе Арраса, что тот
Предполагаемый герб семьи д’Арк (современная реконструкция)
…сохранил древний герб, семьи Дарк, бывший у его предка Жака д’Арк, отца Девы, который представлял собой натянутый лук, и три стрелы, увенчанный шлемом с навершием оруженосца, и львом в верхней части главы, происходящим от провинции, в которой король указал ему жить. |
Также существует жалованная грамота, выданная Жану дю Лис в 1612 году, в которой отмечено, что
Указанному Жану, согласно его желанию, носить фамилию Дюлис, оставив за собой герб его предков д’Арк, который есть щит с лазурным полем, и на нём натянутый лук, обращённый впрям, и с ним три скрещённые стрелы, остриями нацеленные вверх, из которых две золотые, с серебряными остриями и опереньем, и одна — серебряная, с золотым остриём и опереньем, в верхней части главы — шествующий лев. |
Схема, иллюстрирующая альтернативную версию о «королевском» происхождении Жанны д’Арк
Мать (приёмная, по мнению сторонников королевского происхождения) Жанны, Изабелла де Вутон, происходила из семьи, связанной родственными узами с аристократическими семействами Бово, Неттанкур, Людр, Армуаз[14]. Обстоятельства появления Жанны в Шиноне, где она была принята самыми высокопоставленными лицами, ей были выделены слуги, назначена свита, где она имела право разворачивать боевой стяг (привилегия сеньоров-баннеретов), её умение владеть оружием — всё это сторонники альтернативной версии считают подтверждением её королевского происхождения.
Доказательством того, что Жанна была дочерью Людовика Орлеанского они считают и то, что она была известна под именем Орлеанская девственница ещё до освобождения Орлеана. Жак Желю, архиепископ Амбрёнский в своём сочинении «Мадемуазель д’Орлеан», обращённом к Карлу VII и написанном весной 1429 года, то есть накануне освобождения Орлеана[15], уже называет её Орлеанской девственницей[16].
Герб Жанны д’Арк, пожалованный ей королём
И, наконец, герб[17], которым наделил Карл VII 2 июня 1429 года лично Жанну Девственницу[18], содержит, по мнению некоторых исследователей, корону принцев крови, то есть, герб подтверждал происхождение Жанны от принца королевского дома. Другие склонны считать меч, изображённый на гербе, так называемой «тёмной полосой незаконнорождённости» (такая была в гербе Бастарда Орлеанского), однако в геральдике меч никогда не символизировал «тёмной полосы».
В 1934 году католический историк, почётный гражданин Ватикана и друг папы Пия XI Эдуард Шнайдер, работая в Ватиканской библиотеке, обнаружил так называемую «Книгу Пуатье» — запись вопросов церковной комиссии, назначенной королём в 1429 году, и ответы Жанны Девственницы. Шнайдер утверждал, что комиссия не верила в «голоса» и не признавала Жанну «посланницей Бога». Король послал в Домреми двух монахов для проведения расследования. В их отчёте говорилось, что все жители Домреми утверждали, будто Жанна — дочь Изабеллы Баварской и Людовика Орлеанского. Шнайдер, глубоко верующий католик, в частных беседах уверял, что его заставили дать клятву о неразглашении этих сведений:
Вероятно, власти Ватикана не были заинтересованы в прояснении этого вопроса: Жерар Песм обратился к папе с просьбой разрешить поиски «Книги Пуатье» в архивах Ватикана, но ответа так и не получил, хотя ещё более вероятно, что его письмо было просто проигнорировано.
По представлениям того времени, девственница могла служить одним из наиболее подходящих орудий возвещения воли Господа. Поэтому в 1429 году в Шиноне Жанну подвергли обследованию и провели его две королевы: Мария Анжуйская и Иоланда Арагонская. В 1431 году в Руане подобное обследование Жанны проводила герцогиня Бедфордская. Сословные различия в средневековом обществе были настолько велики, что трудно поверить, будто подобной чести удостоилась простая девушка[20].
Дочь короля
Карл и Одетта играют в шахматы с шутом
Версия, что Жанна была на самом деле незаконной дочерью королевы, несла в себе трудноразрешимые противоречия.
Во-первых, эта версия обвиняет во лжесвидетельстве саму Жанну, дававшую показания во время процесса в Руане, а также её мать и всех жителей Домреми, которые под присягой на Евангелии на оправдательном процессе утверждали, что Жанна родилась в Домреми в семье Жака Дарка и Изабель Роме[11]. Нарушение клятвы на Евангелии по средневековым представлениям означало гарантированную гибель души и попадание в ад.
Кроме того, Изабелла Баварская относилась к ней откровенно враждебно. И у дофина, узнавшего о происхождении Жанны, должны были скорее усилиться сомнения касательно его законнорождённости. В таком случае, как считает Е. Б. Черняк, дофин скорее постарался бы выдать новоявленную сестру замуж и забыть о её существовании, но отнюдь не давать под её начало войска.
Поэтому, как ещё одно предположение, была выдвинута гипотеза, что Жанна была незаконной дочерью короля Карла VI Безумного от его фаворитки Одетты де Шамдивер. Согласно этой версии, настоящим именем Жанны было Маргарита де Валуа. Она родилась во дворце полубезумного короля в 1407 году, и он воспитывал её как воина для самозащиты, так как два его сына были убиты сторонниками Луи Орлеанского, а «незаконный» Карл никак не подходил на эту роль. Далее, как и в первой версии, был разыгран спектакль о «вмешательстве Божьем», но в конечном итоге, когда Жанна сыграла свою роль, её потребовалось скрыть от посторонних глаз, что и было успешно сделано[21].
Эта версия также ничем не обоснована и опять же предполагает всеобщее лжесвидетельствование на оправдательном процессе.
3.2. Миссия Жанны
Джон Эверетт Милле. «Жанна д’Арк»
С давних времён существует версия о неслучайности появления Жанны при дворе будущего Карла VII.
Существует предположение, что за кулисами этой истории стояла тёща дофина Иоланда Анжуйская[23], которая в течение многих лет имела огромное влияние на своего слабовольного зятя. Дофин Карл, согласно слухам, пущенным англичанами, незаконнорождённый, отстранённый от наследования престола ещё в 1420 году Карлом VI, весьма нуждался в расположении общественного мнения в свою пользу.
С точки зрения сторонников «новой версии», начало истории Жанны было по сути своей «заговором двух королев», которые в 1407 году имели общие интересы, но в дальнейшем порвали друг с другом. Известно, что Иоланда была на тот момент одним из самых влиятельных во Франции политиков и дипломатов, позиция, которую она не выпустила из рук до самой смерти. Кроме того, она занимала высшие посты в третьем францисканском ордене. Карл VII в дальнейшем, засылая в пограничные города и замки своих шпионов, использовал среди них францисканских монахов («кордельеров», как их называли во Франции)[24], из чего делается вывод, что начало «монашеской сети» было положено королевой Иоландой.
Также она заложила основу и весьма результативно использовала так называемый «летучий батальон любви» — юных привлекательных фрейлин, которых по необходимости определяла в любовницы при бургундском и лотарингском дворах. Сторонники «новой версии» полагают, что именно она подала королеве идею определить в любовницы и сиделки к безумному королю Одетту де Шамдивер, она же помогла пристроить последнего ребёнка королевы от Людовика Орлеанского. Связь эта уже не скрывалась, так что «узаконить» ребёнка практически не было возможности. Обращают внимание, что будучи на четвёртом месяце беременности, королева всё же наведалась в отель Сен-Поль, где в это время жил безумный Карл VI.