Заключение
В то время как английская политическая литература вырабатывала идеал правового государства, континентальной философии права выпала на долю не менее важная задача - отстоять самостоятельность светской науки и утвердить самое понятие права на новых, независимых от богословия основаниях. Эту задачу приняла на себя школа естественного права, существенным признаком которой является стремление к отысканию высших нравственных критериев положительных установлений.
В конце XVII-VIII веков концепция естественного закона претерпевает существенные изменения в трех направлениях. Во-первых, разум уже рассматривается не как высшая форма бытия, а в качестве субъективного начала, как субъект, противостоящий миру объектов. Новый западноевропейский человек ощущал себя как индивидуально мыслящее сознание, а все прочее - лишь данностью для этого сознания или воспринимаемой через его посредство. Теоретики школы естественного права утверждали, что естественный моральный закон, существующий во вселенной, осознается людьми благодаря их умственной способности, он очевиден и понятен всем разумным созданиям. Человек знает, а не просто чувствует, что хорошо и что - плохо. Естественный закон, таким образом, становится не проблемой подчинения человека воле высшего разума или воле Бога, а проблемой естественной способности человека проникать в природу вещей.
Во-вторых, к XVIII веку акцент перемещается с обязанностей на естественные права. Тем самым возобладала идея о данном природой праве действовать определенным образом, несмотря на приказы "гражданской власти". Права рассматриваются как реакция на ограничение человеческой свободы внутри детерминированного естественного порядка. Понятие обязанности в большей степени относится к гражданской власти, которая должна творить закон в соответствии с законом природы как "законом справедливости.
Третья отличительная черта - индивидуализм. На вопросы о том, кто владеет рациональной властью, и кто обладает естественными правами, XVII и XVIII века дали вполне конкретный ответ - индивид. Таким образом, право взяло превосходство над обязанностью, светский рационализм занял свое законное самостоятельное место наряду с религиозной верой, а индивидуальная независимость вытеснила корпоративную ответственность. Если классическая версия естественного закона была в большей степени доктриной против гражданского беспорядка, за корпоративную сплоченность и стабильность, то разновидность естественного закона в конце XVII-XVIII веков стала доктриной против угнетения людей гражданской властью, подтвердив принцип индивидуальной свободы.
Поводя итоги, следует заметить, что Гроций как основоположник теории естественного права, выводит его из начал природы, а право народов - из общего согласия и свободной воли народа. Право рассматривается как основа безопасности любого общественного союза, включая род человеческий или несколько народов. Источником права считается соблюдение разумных правил общежития. Естественным правом предписывается соблюдение договоров. Провозглашается вечность и незыблемость естественного права, которое служит основой права внутригосударственного и права народов.
Глоссарий
№ | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Теория естественного права | Теория основана на признание всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. |
2 | Право естественное | Гроций определяет как предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым. |
3 | Источник естественного права | человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми. |
4 | Право человеческое | складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов (Гроций Г.). |
4 | Божественное право | воля бога, но естественное право незыблемо настолько, что не может быть изменено и самим богом. |
5 | Справедливые войны | войны, причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные, на защиту имущества, территорий) (Гроций Г.). |
6 | Несправедливые войны | войны, захватнические, покорение др. народов. Представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов) (Гроций Г.). |
Список используемой литературы
1 Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования [Текст]: учебное пособие / С.С. Алексеев. – М.: Норма, 1999. – 413 с. – ISBN 5-89132-986-7.
2 Алексеев, С.С. Основы философии права [Текст]: учебно-методическое пособие / С.С. Алексеев. – СПб., 1999.- 320 с. – ISBN 5-78332-765-6.
3 Баскин, Ю.Я. Роль Г. Гроция в становлении и развитии науки международного права [Текст] / Советский ежегодник международного права Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман // Юрист. - 1982. С. 252-267.
4 Буткевич, В.Г. Политико-правовые взгляды Г.Гроция [Текст] / Советское государство и право / В.Г. Буткевич // Норма. – 1984.- № 9 – С.80-87.
5 Грабарь, В.Э. Трактаты Гюго Гроция, посвященные международному праву [Текст] / Известия АН СССР. Отделение экономики и права / В.Э. Грабарь // Юрист.- 1946. - № 6. – С. 59-76.
6 Казарин, А.И. Г.Гроций как политический мыслитель [Текст] / Вестник истории мировой культуры / А.И. Казарин // Норма.- 1958.- № 6 – С.59-76.
7 Керимов, Д.А. Основы философии права [Текст]: учебное пособие / Д.А. Керимов. – М.: Приор, 1992. – 432 с. – ISBN 5-8345-0267-7.
8 Нерсесянц, В.С. Философия права [Текст]: учебно-методическое пособие / В.С. Нерсесянц. – М.: Юрайт, 2002. – 231с. – ISBN 976-5-34279-7.
9 Чичерин, Б.Н. Политические мыслители [Текст] / Б.Н. Чичерин. – СПб., 1999. – 170 с. – ISBN 5-7875-0592-0.
10 Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки [Текст]: учебное пособие / Б.Н. Чичерин. – М.: Проспект, 1991.- 337с.
11 Шершеневич, Г.Ф. История философии права [Текст]: учебно - методическое пособие / Г.Ф. Шершеневич. – М.: Статут, 2005. -301с. ISBN 5-8255-0343-5.