План
Введение
1 Зарождение Испанского Ренессанса
2 Архитектура
3 Живопись
4 Скульптура
6 Музыка
7 Галерея
Список литературы
Введение
Испанский Ренессанс (исп. Renacimiento español) — термин используемый историками, культурологами и искусствоведами для описания достижений в культуре и искусстве Испании с конца XV до начала XVII века. Испанский ренессанс связан с пан-европейским Ренессансом, зародившемся в Италии в XIV веке. В Испании расцвет искусства наступил позднее, чем в передовых странах Европы того времени – Италии и Нидерландах. "Золотым веком" испанской литературы, театра, живописи обычно называют время с конца XVI до второй половины XVII столетия.
1. Зарождение Испанского Ренессанса
Расцвету испанской культуры непосредственно предшествовал самый прославленный период в истории страны. В конце XV века ранее раздробленная Испания объединилась под властью Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. В 1492 году, Испания, объединившаяся под центральной властью, завершила реконкисту – многовековую борьбу испанцев против арабов за отвоевание Пиренейского полуострова.
Начало следующего столетия ознаменовалось головокружительно быстрыми успехами испанской монархии. Её армии подчиняли территории в Европе, конкистадоры открывали новые земли. Благодаря военным захватам и династическим бракам Испания превратилась в огромную державу, во владения которой входили в XVI веке Нидерланды, некоторые области Италии, северное побережье Африки, богатые колонии в Новом Свете.
Если рассматривать испанское Возрождение в общеевропейском русле развития, то нельзя не заметить, что оно формировалось между двумя крупнейшими очагами ренессансной культуры – Нидерландами и Италией. На протяжении XV-XVI веков искусство испытывало непрестанное воздействие художественных традиций обеих стран. Речь идёт не о прямых заимствованиях, когда испанским мастерам приходилось учиться многому на образцах более передовых художественных школ, или о широком привлечении к королевскому двору иностранных архитекторов, скульпторов и живописцев, а о процессе творческого переосмысления иностранных традиций в духе формирующейся национальной культуры [1].
Неизгладимый отпечаток на испанское Возрождение кладёт грандиозный исторический фон эпохи – Великие географические открытия, в которых Португалия и Испания сыграли первостепенную роль и плодами которых пользовались в XVI столетии в большей мере, нежели какие-либо другие страны.
На короткое время Испания стала могущественнейшим европейским государством. В конце XV – начале XVI столетия в Испании было много цветущих городов, таких, как Валенсия, Севилья, Толедо. Они явились центрами развития новой ренессансной культуры.
После того, как Филипп II основал в 1561 году Мадрид, там сосредоточилась художественная жизнь страны. В Мадриде и его окрестностях строили дворцы. Их украшали картинами испанских художников и величайших живописцев Европы – Тициана, Тинторетто, Бассано, Босха, Брейгеля. Двор стал одним из главных центров развития искусства.
2. Архитектура
Архитектура Испании заговорила языком самостоятельных, оригинальных форм раньше, чем другие виды искусства.
В сфере зодчества создаются памятники светской и церковной архитектуры. Объединение страны под властью католических королей сказалось в испанском зодчестве в появлении сооружений, пропагандирующих в архитектурных образах величие и могущество королевской власти [2]. Многие здания строились как памятники военным победам испанского оружия: например, церковь Сан-Хуан де лос Рейес (Monasterio de San Juan de los Reyes) в Толедо – как памятник победам над маврами, Эскориал – как памятник победе над французами при Сан-Кантене.
3. Живопись
4. Скульптура
Наиболее значительные центры испанской скульптуры периода Ренессанса – Вальядолид, Севилья и Гренада.
Вальядолид (Кастилья) славился своими резчиками и ваятелями ещё с XVI века. Наиболее талантливые мастера того времени Алонсо Берругете и Хуан де Хуни (Juan de Juni) создавали произведения, отличавшиеся страстностью, экзальтацией. С Вальядолидом так же связано имя знаменитого скульптора Грегорио Фернандеса (Gregorio Fernández), внимание которого было направлено на усиление динамики поверхности скульптуры.
Несколько в ином плане работали севильские мастера. Античность всегда играла в Севилье значительно большую роль, чем в других городах Испании. Спокойствие, уравновешенность, гармоничность античной пластики импонировали севильским художникам "золотого века". Самым талантливым скульптором Севильи был Мартинес Монтаньес (Juan Martínez Montañés). Его произведения отличаются реализмом, строгой величавостью и одухотворённостью, роспись – особой широтой и смелостью мазка. Монтаньес прославился как создатель "Непорочного зачатия" – образа Мадонны, хранящегося в Севильском соборе и олицетворяющего душевную чистоту и совершенную красоту женщины. Монтаньес также был основателем большой школы скульпторов. Его ученик и последователь Алонсо Кано работал в Севилье, Мадриде и Гренаде.
Скульптурная школа Гренады, расцвет которой наступил во второй половине XVII века, тесно связана с творчеством А. Кано. Знаменитый гренадский мастер Педро де Мена (Pedro de Mena) был его учеником. Характерное для всей Испании нарастание мистицизма во второй половине века ярко проявилось в работах этого художника. "Задумчивые и одухотворённые, его герои живут в мире, отрешённом от земного" [3].
Литература
6. Музыка
7. Галерея
· Двор Евангелистов, Эскориал
· Положение во гроб, Хуан де Хуни
· Мёртвый Христос, Грегорио Фернандес
· Идеальный портрет испанского короля, Алонсо Кано
Литература
· Каптерева, Т., Искусство Испании: Средние века, эпоха Возрождения, Москва, 1988.
· Каптерева, Т., Испания: История искусства, Москва, 2003.
· Лившиц, Н., Искусство XVII века, Москва, 1964.
· Морозова, А. В., Античные образы в испанском искусстве XVI века, Санкт-Петербург, 2008.
Список литературы:
1. Каптерева, Т., Искусство Испании: Средние века, эпоха Возрождения, Москва, 1988, с. 10.
2. В. Савицкий, Этапы развития Ренессанса и Барокко. Москва, 1949, с. 118.
3. Лившиц, Н., Искусство XVII века, Москва, 1964, с. 112.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Испанский_Ренессанс