Смекни!
smekni.com

Всемирная история том 1. Древний мир Оскар Йегер 2001г. (стр. 120 из 163)

Религия и неверие

По отношению к эпохе междоусобных войн следует отметить одно характерное явление. Господствующие круги Рима резко отличались один от другого и от всех других не богатством, не привилегированным политическим положением, а более возвышенным, более многосторонним, более обширным образованием. Кроме поэзии и искусства умственная деятельность искала себе наслаждения и в науке: правоведении, филологии, риторике, истории; наука, однако, вовсе не была еще общим достоянием многих. Доступная лишь очень небольшому меньшинству, она и этим меньшинством приобреталась лишь с величайшим трудом. Но зато эти немногие были проникнуты сознанием превосходства, силы и прав на господство в обществе. В одном пункте особенно выяснялась полная отчужденность высших классов от народа: религия массы уже не имела никакого значения для высших классов. Они в своих религиозных воззрениях давно перешли за ту первую ступень рационализма, которая выражалась в воззрениях Евгемера или Эпихарма (современников Александра Великого), которые пытались наивно пояснить основу народных верований в божество простой идеализацией смертных. В данное время боги и герои древних верований признавались уже не обоготворенными людьми, а просто несуществующими или, лучше сказать, существующими в воображении поэтическими образами, одухотворениями.

Читатель. С мраморного барельефа.

В руках у читающего — libellum, том из нескольких листов папируса или пергамента, соединенный наподобие современных книг.

Надо признаться, что не особенно приятно чувствовать себя освободившимся от верований и увлечений большинства своих современников: нелегко дышится человеку в разряженном и холодном воздухе громадных высот; немногие имеют мужество не только перед другими, но даже перед собой сознаться в полном разрыве с религиозными верованиями своего народа. Этого мужества не хватало даже у греческой философии в двух ее главных направлениях — стоическом и эпикурейском, одинаково широко распространенных среди римского общества. Как эпикуреизм, так и стоицизм должны были отвести в своих системах хотя бы самое скромное место Олимпу доброго старого времени; по воззрениям эпикурейцев, богам предписывалось идеальное существование в праведном покое и блаженстве, не нарушаемое никакой связью с миром и силами, его созидающими и разрушающими.

Пан и нимфа. Небольшая мраморная группа. Музей Вьенна.

Стоики также не отвергали существования богов, стараясь истолковывать мифы и народные представления о богах с символической и аллегорической точек зрения. Вообще говоря, стоическая философия, более подходившая характеру римлян, была сильнее распространена в высшем кругу римского общества, нежели эпикурейская, не совсем подходившая к слишком серьезному взгляду римлян на жизнь. Однако, хотя между правящими классами и не много можно было встретить открытых и явных эпикурейцев — сам эпикуреизм с его материалистическим стремлением к чувственному наслаждению и к тем средствам, которые могли его доставить, был широко распространен в высшем римском обществе. По отношению к верованиям народа этот высший класс держал себя очень осторожно — признавал в них нечто вроде государственной религии, на которой, в конце концов, основывался весь нравственный строй массы. Римская знать относилась к ней с великим уважением, и если осмеивала в ней те или другие стороны, то осмеивала очень осторожно и тайно. Среди знати вступление в коллегию авгуров, избрание в сан высшего жреца (pontifex), должность Flamen dialis — представляли собой почетные отличия, весьма лестные для честолюбцев; это нимало не мешало тому, что два авгура, встретившись наедине, не могли глядеть друг на друга без смеха…

Политическое положение после смерти Суллы

Внутреннюю неправду и недостаток в твердом нравственном принципе, в непогрешимом авторитете ощущал в себе и Сулла, и потому не в силах был этого изменить. То, что было им сделано, можно назвать реставрацией, но не реформацией. И едва только он успел умереть, как уже созданный им строй стал с самых различных сторон подвергаться нападкам. Разумеется, всякий новый распорядок, основанный на насильственном низвержении и принижении большой политической партии, всегда создает массу недовольных. К этому элементу присоединилось еще много других, вызываемых к жизни всяким переворотом, и общество очутилось в таком положении, что каждому честолюбцу, который с какой бы то ни было стороны стал в оппозицию с сулловским строем, уже представлялась возможность создать себе видное положение в политическом мире.

Лепид и Серторий

Такого рода оппозиционную попытку решился сделать Марк Эмилий Лепид, избранный консулом в год смерти Суллы (78 г. до н. э.): возвращение изгнанных, восстановление их прав или прав их детей на имущество, возвращение прав тех италийских общин, которые были подвергнуты каре за последнее восстание, восстановление народного трибунства во всем значении его прежней мощи — вот что было написано на его знамени. Однако он потерпел неудачу и в следующем году умер (77 г. до н. э.). Гораздо более опасным для восстановленного Суллой правления знати оказался один из бывших военачальников Мария Квинт Серторий, который сначала удалился из Испании, уступая численному перевесу войск, предводительствуемых легатом Суллы, но в 80 г. до н. э. вернулся туда же и стал во главе народного восстания лузитанцев.

Лань Сертория около трофея. С геммы из коллекции Маффеи.

Его лагерь стал опорой и убежищем для всех беглецов народной партии, и притом он удивительно ловко умел слить воедино римские и испанские элементы в своем войске. В 77 г. до н. э. к нему примкнули остатки войска Лепида, и тогда Серторий учредил в Испании нечто вроде настоящего правительства, с сенатом из 300 членов во главе, и в то же самое время всеми силами старался утвердить римские порядки в провинции и с ее испанским населением сумел стать в самые лучшие отношения: можно было не на шутку опасаться восстановления демократизма на развалинах сулловского государственного строя, т. к. наместник Суллы, Квинт Метелл Пий, не мог управиться с Серторием, и было возможно, что этот способный вождь мятежников явится, пожалуй, со своим войском и в Италии, перешагнув Альпы, как некогда перешагнул их Ганнибал, с которым туземцы его сравнивали.

Гней Помпей

Между высшими военачальниками, ближе всего стоявшими к Сулле, первое место занимал тот самый Гней Помпей, которого Сулла приветствовал однажды прозванием Великого (Magnus), когда этот 23-летний юноша по его приказанию разом покончил с попытками восстания народной партии в Африке. Что он не имел никаких прав на это прозвание — было достаточно доказано всей его дальнейшей карьерой; большую бестактность выказал он в том, что сразу потребовал для себя того исключительного положения, которого Сулла на несколько лет добился многолетними усилиями и крупными деяниями. Однако Помпей пользовался доверием в войске и знати оказал услуги при подавлении восстания Лепида; и вот, по выраженному им желанию, хотя он и не принял обязательных служебных степеней и консулом тоже не был, — его назначили проконсулом в Испанию для окончания войны с Серторием. Однако ему не так скоро удалось этого достичь, как он того ожидал. Вместе с Метеллом он год за годом вел совершенно тщетную борьбу с Серторием, и только тогда, когда Серторий в 72 г. до н. э. пал жертвой заговора, затеянного приближенным к нему военачальником, Помпею удалось наконец одолеть восстание и усмирить страну, оставшуюся без предводителя. Приведя в некоторый порядок дела провинции вместе с сенатской комиссией, Помпей в 71 г. до н. э. возвратился в Рим.

Орел римского легиона.

Вторая и третья войны с Митридатом, 74–63 гг.

Во время пятилетнего отсутствия Помпея государственный строй, установленный Суллой, в своих важнейших основах успел установиться и окрепнуть; но немного хорошего можно было сказать о реставрированном правлении сената. На Востоке вновь разразилась война с царем Митридатом Понтийским, именуемая третьей войной с Митридатом (74–63 гг. до н. э.); вторую войну вел с ним легат Суллы Луций Лициний Мурена, открывший военные действия в 83 г. до н. э. без приказания Суллы. Рядом с этой войной в громадных размерах проявилось и другое зло — морской разбой, развившийся среди сумятицы и внутренних волнений и войн в Азии и поощряемый бездеятельностью сенатского правления и назначаемых им правителей.

Быстроходное судно (celes). С барельефа на колонне Траяна. Эти беспалубные суда из-за их скорости часто применялись пиратами. Судно имеет два ряда весел и относится к классу бирем. Над тараном имеется еще один — надводный, для разрушения фальшборта неприятельских кораблей.