Смекни!
smekni.com

История развития офтальмологии в Республике Татарстан (стр. 2 из 4)

Здесь он встретился с молодыми русскими врачами из других университетов — С.Н. Ложечниковым, Л.Л. Гиршманом, А.В. Ивановым, Э. Вольфрингом, М.Е. Мандельштамом, обеспечившим в дальнейшем большой прорыв в развитии отечественной науки [4, C.51].

С 1868 по 1870 гг. Адамюком опубликовано много работ, большинство из которых посвящены глаукоме: сущности ВГД, зависимости последнего от кровообращения, иннервации, влияния лекарственных средств на физио-логическое состояние глаза.

За свою жизнь ученый опубликовал 95 научных работ, по проблеме глаукомы — 16 [7, C.15].

Самые известные из них: О глаукоме (Ученые записки Казанского университета. – 1874); Материалы к этиологии и лечению глаукомы (Казань, 1874); U..berderGlaucom (Archirfu..rAugenheilkunde. – 1878); DaschininumbeiGlaucom (Zentrallblattfu..rAugenheilkunde. – 1880); Два случая глаукомы в афакичных глазах, с некоторыми данными относительно ее этиологии (Вестник офтальмологии.– 1889); Zwei Fa..lle von Glaucoma malignum (Archiv fu..r Angenheil-kunde.– 1896).

В своих работах Емилиан Валентинович высказывал мнение о том, что давление внутри глаза находится в полной зависимости от состояния кровообращения в нем. Причину повышения давления он видел в задержке кровообращения внутри глаза, главным образом, в отводящих путях крови — в вортикозных венах. Другие же изменения в глазу, наблюдаемые при глаукоме,как считал ученый, представляют явления последующие, зависящие от указанной задержки в оттоке крови.

Из-за границы Е.В. Адамюк возвратился с большим количеством печатных работ и хорошей подготовкой для клинической и преподавательской деятельности.

28 мая 1870 г., еще до окончания срока заграничной командировки, Е.В. Адамюка избрали доцентом кафедры офтальмологии Казанского университета. В то время отдельного помещения ни для клиники, ни даже для теоретического преподавания офтальмологии в университете не было.

Поэтому на первых порах своей деятельности Адамюк столкнулся с большими трудностями. Поначалу ему приходилось самому мыть и готовить хирургический инструмент ввиду отсутствия помощников на кафедре. Получив в свое распоряжение часть комнат хирургической клиники, Адамюк быстро организовал глазную клинику сначала на 6, потом на 10 и на 15 коек.

Глазная клиника в таком виде просуществовала до 1900 г., когда была переведена в новое помещение. В 1871 г. Е.В. Адамюк был избран экстраординарным, а затем (в 1872 г.) ординарным профессором кафедры офтальмологии Казанского императорского университета [4, C.50].

Созданная Е.В. Адамюком глазная клиника вскоре стала пользоваться большой популярностью у населения Поволжья. Клиника сыграла важное значение в борьбе с трахомой, весьма распространенной в то время в Поволжье.

Как выдающегося врача Е.В. Адамюка знали далеко за пределами региона, сотни больных приезжали к нему из Сибири и Урала, многим из них он сохранил и вернул зрение. Е.В. Адамюк разработал теорию инфекционного происхождения трахомы.

Емилиан Валентинович Адамюк был прекрасным преподавателем,он настолько увлеченно читал свои лекции, что нередко затягивал их на 2-3 часа, вместо указанного в расписании одного часа.

Главным научным трудом профессора Адамюка явилось «Практическое руководство к изучению глазных болезней», которое вышло в четырех томах в период времени с 1881 по 1898 гг. В «Руководстве» рассматривались вопросы рефракции, офтальмоскопии, болезни роговицы, стекловидноготела, сетчатки и зрительного нерва.

Профессор Адамюк был чрезвычайно строгим и самокритичным и, будучи недовольным одним из разделов «Руководства», он сжег рукопись. Ученики Адамюка, выслушавшие этот раздел в устном изложении, были очень огорчены судьбой рукописи, тем более, что написать данный раздел профессору уже не пришлось. Многие работы Е.В. Адамюка были известны и за рубежом, так как публиковались на немецком, французском, английском и голладском языках.

Емилиан Валентинович любил студентов, был отзывчив к их просьбам, многим лично ассистировал при выполнении операций на животных, а затем помогал в операционной.

Профессор сделал операционным днем в клинике воскресенье, что давало возможность присутствовать на операциях всем желающим. Операции всегда проходили при большом скоплении студентов[7, C.14].

В университете высоко оценили заслуги Емилиана Валентиновича.

Через 25 лет его преподавательской деятельности, когда он мог уйти в отставку, его попросили остаться на новый срок и избрали почетным членом Казанского университета в 1894 г. Вскоре научные общества Симбирска, Вятки, Астрахани, Минска, Киева, а также Кавказское Общество врачей избрали профессора Е.В. Адамюка своим почетным членом. Емилиан Валентинович в течение ряда лет состоял гласным городской Думы. На этом посту он добивался проведения санитарно-гигиенических мероприятий для улучшения жизни простого народа.

С 1900 г. здоровье профессора стало ухудшаться — повторялись приступы малярии и острого ревматизма. С 26-летнего возраста он наблюдал у себя симптомы глаукомы, которая, к счастью, не нарушила его зрение.

В это время для глазной клиники было выделено новое помещение, поэтому Адамюку пришлось потратить много сил на ее организацию. Осенью того же года, не дослужив третий университетский срок, Е.В. Адамюк ушел в отставку, несмотря на настоятельные просьбы членов факультета и коллективные заявления студентов.

В 1902 г. он перенес воспаление легких, с поражением сердца и сильно ослаб. Тем не менее он интересовался наукой, участвовал в выпусках «Вестника офтальмологии». Последней работой Е.В. Адамюка стала статья «По поводу заявления доктора Выгодского относительно лечения глаукомы», напечатанная в 1906 г. в Вестнике офтальмологии (№ 3).

Будучи тяжело больным, Емилиан Валентинович не переставал лечить пациентов у себя дома, накануне смерти принял несколько человек. Умер профессор Е.В. Адамюк 5 сентября 1906 г. [1].

Большой заслугой Е.В. Адамюка, кроме организации офтальмоло-гической кафедры университета и глазной клиники, следует считать создание Казанской научной офтальмологической школы, из которой вышли такие ученые, как академик В.В. Чирковский, профессора А.Г. Агабабов, К.Х. Орлов, В.Е. Адамюк (сын) и др. [4, C.51].

Большиноство из них прославили отечественную офтальмологическую науку. Один из учеников Емилиана Валентиновича, профессор А.Г. Агабабов, возглавлявший впоследствии кафедру офтальмологии Казанского университета на протяжении 20 лет, написал о своем Учителе следующие строки: «Он сделал все, даже больше, чем может всякий посвятивший себя служению родине» [1].

Глава 2. Становление офтальмологической службы в Казани

14 ноября 1922 года был открыт первый в мире Казанский научно-исследовательский трахоматозный институт им. Е.В. Адамюка (со стационаром на 30 коек) в национализированном купеческом особняке по адресу: ул. Бутлерова, 14. Основание Казанского трахоматозного института послужило началом организованного ведения борьбы с трахомой в республике.

На базе Трахоматозного института была организована кафедра глазных болезней Казанского клинического института, позднее преобразованного в Казанский ГИДУВ, а затем в КГМА.

История кафедры связана с именами крупных ученых - офтальмологов, которые руководили ее работой: заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член Академии медицинских наук РСФСР, профессор В.В. Чирковский, заслуженный деятель науки ТАССР Е.В. Адамюк, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор А.Н. Мурзин.

Все разработки научных сотрудников Казанского трахоматозного института были посвящены проблемам трахомы.

Монография «Трахома» профессора В.В. Чирковского была удостоена Государственной премии СССР, по инициативе профессора А.Н. Мурзина издавался журнал «Вопросы трахомы», сыгравший большую роль в деле борьбы с трахомой в советском союзе [5, C.30 – 31].

Во время войны, когда Казань превратилась в один большой госпиталь, самые тяжелые травмы орбиты и глаз оперировали сотрудники Казанского трахоматозного института. Опыт этих операций был обобщен в монографии профессора А.Н. Мурзина «Комбинированные повреждения орбиты и носа», не потерявшей своей актуальности до наших дней.

С 1943 года были разделены полномочия заведования кафедрой глаз-ных болезней казанского ГИДУВа и руководство Казанским трахоматозным институтом. Первым директором Казанского трахоматозного института была назначена Биткова Анна Ивановна, которая работала до 1958 года.

В 1956 году Казанский научно-исследовательский трахоматозный институт им. Е.В. Адамюка был преобразован в Республиканский трахоматозный диспансер МЗ ТАССР и объединен с детской больницей для лечения больных трахомой.

Республиканский трахоматозный диспансер МЗ ТАССР осуществлял организационно-методическое руководство, подготовку кадров и большую профилактическую и консультативно-лечебную помощь населению республики по борьбе с трахомой.

В 1964 году усилиями всех медицинских работников и общественных организаций трахома как массовое заболевание в ТАССР была ликвидирова-на. В 1966 г. Республиканский трахоматозный диспансер был переименован в Республиканскую офтальмологическую больницу МЗ ТАССР.

Вклад сотрудников больницы в дело ликвидации трахомы в республике был высоко оценен Правительством. Почетное звание «Заслуженный врач РСФСР» было присвоено Зубаирову М.М, звание «Заслуженный врач ТАССР» присвоено Прищенко Ю.П., Сабитовой Д.И, Салиховой Д.Ш.

Главными врачами Республиканского трахоматозного диспансера, в последующем переименованном в Республиканскую офтальмологическую больницу, работали Прищенко Юлия Поликарповна. (1958-1976 г.г.), Расческов Юрий Алексеевич (1976-2002 г.г), Амиров Айдар Наилевич (с 2002г. по настоящее время) [6].

В эти годы на смену больным трахомой приходят больные катарактой, глаукомой, патологией глазного дна и травмами органа зрения. Из года в год растет число операций на глазном яблоке, внедряются новые технологии, в результате чего повышаются показатели эффективности использования коечного фонда.