Смекни!
smekni.com

Английская буржуазная революция (стр. 2 из 7)

В то же время, с XVI в. в Англии, особенно на севере – в Шотландии – укрепилось течение протестантизма, кальвинизма. Сложилась особая идеология (религиозная и политическая одновременно) пуританизма, приверженцы которой не принимали государственно-подконтрольной церкви и священников, настаивали на полном церковном самоуправлении общин и, в итоге, провозглашали хотя бы частичное высвобождение гражданина из-под власти государства. Ряд неудачных политических решений Якова и Карла, попытки примириться с Испанией на династической основе, брачный союз с католической Францией, включая тайные соглашения о послаблениях при английском дворе католическим священникам, всё это вызвало небывалый рост общественной оппозиции.

Кризис отношений абсолютистской государственности и общества обрёл конкретный вид противостояния короны и парламента.

1.2 Политические течения

Одной из важнейших особенностей английской революции XVII в. является своеобразное идеологическое оформление ее социально-классовых и политических целей. В преддверии и в ходе революции определились два лагеря, представлявших противоположные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители «старого», феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем «очищения» англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, независимой от королевской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто светский характер, во многом объяснялась особой ролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Роль боевой теории восставших играла идеология Реформации в форме пуританизма, выполнявшего идеологическую функцию в процессе мобилизации сил революции.

Пуританизм как религиозное течение возник задолго до революционной ситуации в стране, но в 20-30-е гг. XVII в. превратился в идеологию широкой антиабсолютистской оппозиции. Наиболее важным следствием этого движения явилось распространение в широких слоях общества сознания настоятельной необходимости перемен как в церкви, так и в государстве.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе революции в лагере пуритан окончательно определились три главных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров.

Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан. Пресвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648гг., который сопровождался вначале мирным, или «конституционным», развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

Индепенденты, политическим лидером которых стал Оливер Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. «Индепендентский», радикальный, этап революции (1949-1660гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1949-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктатуру (1953-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к реставрации монархии[3].

В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте «Народное соглашение» (1647г.) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы «общего права». Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-политической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.

Наиболее радикальную часть левлеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступали с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма, однако их влияние на ход событий было незначительным.

Выступавший за сохранение существующих порядков лагерь сторонников короля составляли придворная аристократия и феодальное дворянство, а также обладавшая большими материальными богатствами и значительным влиянием среди части населения англиканская церковь.

1.3 Назревание революционного взрыва

Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма.

Особо памятной становится парламентская сессия 1628г. Едва собравшись, парламент принимает «Петицию о праве», содержащую идею буржуазной конституционной монархии. В документе указывалось, что нарушаются законы Эдуарда I и Эдуарда III, согласно которым никакие налоги не могут быть введены без согласия парламента; что не осуществляется защита частной собственности на землю от покушения на нее со стороны королевских чиновников. Ссылаясь на Великую хартию вольностей, Петиция напоминала, что ни один английский подданный не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен земли или изгнан без судебного приговора. В пятой статье указывалось, что Хартии также противоречит деятельность Звездной палаты и Высокой комиссии.

Далее Петиция возражала против систематического постоя солдат и матросов у населения, против введения военного положения. Отмечая многочисленные случаи смертных приговоров, выносимых судами вопреки обычаям страны, Петиция отмечала, что истинные преступники в лице высших сановников остаются безнаказанными.

Подводя итог в десятой статье, нижняя палата просила не налагать никаких налогов без согласия парламента, не наказывать тех, кто откажется от уплаты налогов, не разрешенных парламентом, не арестовывать никого без суда.

В содержании Петиции обращает на себя внимание тот факт, что оппозиция противопоставляет абсолютистским притязаниям короны древние, исконные свободы и привилегии, ратует за их восстановление, а не за установление новых привилегий.

Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции – о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос – о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия.

Петиция о праве во многом лишь повторяла содержание статей 12 и 14, 39 и 40 Великой хартии вольностей, но в новых условиях она приобрела значение документа, предвещавшего конец королевского абсолютизма и переход к иной государственности[4].

Приняв петицию и дав сначала на неё положительный ответ, король вскоре прервал сессию парламента, мотивируя этот акт «неприемлемым для королевской прерогативы» содержанием «Петиции».

Тогда в марте 1629г., выразив открытое неповиновение королю, приказавшему отсрочить парламентскую сессию, нижняя палата объявила, что всякий, кто введёт новшество в религию, кто «побудит налагать и взимать» пошлины, не утверждённые парламентом, кто добровольно внесёт или уплатит такого рода пошлины, должен быть признан «предателем вольностей Англии и врагом отечества». Без обсуждения палата единогласно приняла эти предложения, и её члены покинули зал заседаний.

В ответ на эту революционную акцию Карл распускает парламент с тем, чтобы, как он надеялся, не собирать его вовсе.

2 КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Годы беспарламентского правления (1629-1640 гг.) характеризовались полным произволом королевской власти. Карл I для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Одним из результатов такого правления стало вооруженное восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию.

Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент. Этот парламент, работавший с 13 апреля по 5 мая 1640г., вошел в историю под названием Короткого.