Социологов, рассматривающих созданную юристами социологию права как отрасль общей социологии, видимо, в какой-то мере вводят в заблуждение аналогичные утверждения отдельных западных и отечественных юристов.
Но подобные суждения юристов — это результат их ограничительной трактовки самой юриспруденции лишь как юридической догматики. Здесь речь идет о давнем споре между представителями различных школ и направлений внутри самой юридической науки.
Однако юридическая наука, как известно, никогда не состояла лишь из юридической догматики. Она всегда включала в себя помимо юридической догматики (этого, по словам Г. Гуго, "юридического ремесла") много других составных частей, направлений, школ, которые были в той или иной мере ориентированы на изучение права в системе его социальных связей. Это прежде всего естественно-правовые учения о праве и государстве, опирающиеся на социальное понятие права. На современном языке можно сказать, что естественное право — это определенная концепция юридико-социологического понятия права как объективного социального явления, не зависящего от государства и воли законодателя. Причем по своему правовому смыслу и значению естественное право трактовалось и трактуется в соответствующих учениях как нечто первичное и определяющее по отношению к позитивному праву и государству.
К моменту зарождения социологии (первая половина XIX в.) юриспруденция уже обладала огромным собственным опытом юридического познания общественных отношений и большими знаниями о праве как общественном явлении. Юридическое изучение социальных явлений диктовалось и диктуется тем фундаментальным обстоятельством, что право — это определенная форма общественных отношений. Социальные явления и отношения — это не просто внешний контекст для права, а то реальное, фактическое содержание, которое опосредуется, упорядочивается и оформляется через регуляцию поведения людей определенными правовыми (и государственно-правовыми) формами, нормами и принципами. Ясно, что без надлежащего предварительного познания содержания регулируемых общественных отношений невозможно и сколько-нибудь осмысленное, целенаправленное и результативное их регулирование. Поэтому юриспруденция, занимавшаяся проблемами права как регулятора общественных отношений, всегда в той или иной форме изучала вопросы социальной обусловленности и социальной роли позитивного права, социальных условий и социальных последствий его действия.
Наличие в рамках юриспруденции такой самостоятельной области знания, как социология права, признается большинством отечественных юристов. Однако среди них нет единства в вопросе об отраслевой принадлежности социологии права. Некоторые ученые трактуют социологию права как теоретическую дисциплину, неразрывно связанную с теорией права. Другие авторы, разделяя теоретическую и эмпирическую социологию права, относят первую к общей теории права, а вторую рассматривают как самостоятельное направление исследований в рамках правоведения в целом. И в том и в другом случаях, по сути дела, исходят из посылки о наличии разрыва между теоретическим и эмпирическим уровнями знания в социологии права. Такой подход не соответствует общим принципам построения науки, предполагающим единство (взаимопроникновение, взаимодополнение) теоретического и эмпирического знания в рамках одной научной дисциплины. Не соответствует он и современному состоянию социологии права.
В юридической литературе высказывается и мнение о том, что социология права — это самостоятельная наука, представляющая собой "новое направление в отечественном обществоведении". Такой подход к проблеме, основанный на слишком буквальной трактовке понятия "междисциплинарная наука", представляется уязвимым с точки зрения логики построения научного знания. Меж дисциплинарный характер социологии права не означает, что она имеет тот же статус, что и соответствующие общественные науки (юриспруденция и социология). Ведь социология права — это не отдельная самостоятельная общественная наука вне и наряду с юриспруденцией и социологией. Она возможна лишь как отдельная научная дисциплина в рамках той или иной смежной науки, т.е. как юридическая дисциплина или как социологическая дисциплина.
Предметом нашего изучения является социология права как юридическая дисциплина, которая объединяет в себе теоретический и эмпирический уровни юридико-социоло-гического исследования права.
Общая социология и ее влияние на формирование социологии права
Социология как самостоятельная наука возникла к середине XIX в. под влиянием позитивистской социальной философии О. Конта. Последующее интенсивное развитие социологии в значительной мере было стимулировано ростом интереса к эмпирическим исследованиям общественных отношений. Зародившаяся на теоретико-методологической почве позитивистской философии, социология быстро переросла узкие рамки позитивизма и в настоящее время включает в себя большое число различных школ и направлений.
Как следует из наименования данной науки (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение), социология — это наука об обществе. Общество, вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных, — это объект научных исследований социологии. Что же касается определения предмета социологии, то этот вопрос до сих пор является дискуссионным среди специалистов. При этом за всем многообразием формулировок так или иначе стоит понимание социологии как науки, изучающей функционирование общества как целого. Эту мысль достаточно четко выразил известный американский социолог Т. Парсонс, который отмечал, что социология изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции социальных систем, общества в целом.
Таким образом, можно сказать, что главная особенность социологического подхода состоит в том, что он нацелен не на отдельные фрагменты общественной жизни (такие, как право, политика, экономика и т.д.), а на изучение закономерностей развития общества как целостности, когда и право, и политика, и экономика, и религия, и иные факторы и сферы общественной жизни рассматриваются в их взаимосвязях, пересечениях, взаимовлияниях и оцениваются с точки зрения их роли в обеспечении целостности социальной системы.
На уровне общих социологических теорий (т.е. на так называемом макросоциологическом уровне) речь идет об изучении закономерностей организации, функционирования и развития общества в целом. На уровне частных, или специальных, социологических теорий отдельные социальные явления и процессы (относящиеся к сфере экономики, политики, права, идеологии и т.д.) анализируются с точки зрения их места и роли в системе общественных отношений, с позиций их вклада в интеграцию общественного целого, т.е. трактуются как факторы социальной интеграции.
Другой особенностью социологического знания является его нацеленность на изучение закономерностей функционирования общества. Здесь следует отметить, что широкое признание мировой обществоведческой мыслью того обстоятельства, что жизнь общества подчиняется определенным, объективным по своей природе закономерностям, в значительной мере связывается с появлением и развитием социологии. Так, известный французский социолог Э. Дюркгейм писал, что теоретизирование по поводу политических и социальных (добавим — и правовых) явлений началось задолго до появления науки социологии. "Республика" Платона, "Политика" Аристотеля, бесчисленное множество трактатов, для которых эти два произведения послужили своего рода образцами, например Кампанеллы, Гоббса, Руссо и многих других, уже рассматривали эти вопросы. "Но эти разнообразные исследования отличались от тех, которые обозначаются словом "социология" одной существенной чертой. В действительности они имели целью не описывать и объяснять общества такими, какими они суть или какими они были, но обнаруживать, чем они должны быть, как они должны организовываться, чтобы быть как можно более совершенными. Совершенно иная цель у социолога, который исследует общества, просто чтобы знать и понимать их, так же физик, химик, биолог относятся к физическим, химическим и биологическим явлениям... Это значит, что социология могла появиться только тогда, когда стали понимать, что общества, как и остальная часть мира, подчинены законам, которые необходимо вытекают из их природы и ее выражают". При всем преувеличении Э. Дюркгеймом значения естественнонаучной методологии для анализа социальных явлений (характерном для социологов прошлого века) он в целом верно подметил здесь то новое, что социологический подход привнес в обществоведение-