Имея достаточно времени, войска приступили к созданию прочной обороны. Военные советы и штабы фронтов и армий, командиры, штабы и политорганы соединений сосредоточили свое внимание на расположении оборонительных полос, их оборудовании, создании соответствующей группировки войск и организации системы огня. Воины рыли траншеи, строили блиндажи и укрытия различного типа, готовили основные, запасные и временные позиции для артиллерии и минометов. Они создавали противотанковые районы и опорные пункты, устанавливали многочисленные противопехотные и противотанковые заграждения, оборудовали командные и наблюдательные пункты, приспосабливали к круговой обороне деревни, села, города. Хорошо было организовано прикрытие оборонительных сооружений огнем артиллерии, минометов, стрелкового оружия. Никогда еще за прошедшие два года войны наши войска не создавали такой совершенной обороны. Только 3 полосе, занятой Центральным фронтом, было вырыто свыше 5 тыс. км траншей и ходов сообщения. Главная полоса обороны, как правило, состояла из двух-трех позиций. Каждая из них имела по две-три траншеи, соединенные между собой множеством ходов сообщения. Всего, таким образом, было подготовлено восемь полос и рубежей, связанных промежуточными и отсечными позициями. Одновременно с сосредоточением огромного количества войск и инженерной подготовкой обороны создавались запасы материальных средств. Фронтам было подвезено 141 354 вагона снабженческих грузов.
Оборона наших войск в районе Курского выступа была не вынужденной, а преднамеренной. Она строилась с учетом опыта двух лет войны и в соответствии с требованиями советского военного искусства. Целью ее было отразить массированный удар вражеских танков. Поэтому основу обороны составляли противотанковые районы и опорные пункты.
В ходе подготовки к оборонительным боям создавались благоприятные условия для завоевания господства в воздухе. Начало этому было положено на Кубани в апреле 1943 г. Более двух месяцев там происходило воздушное сражение, в котором с каждой стороны принимало участие около тысячи самолетов. Враг потерял в боях сотни самолетов, много опытных летчиков. В мае и июне борьба продолжалась с нарастающей силой. По указанию Ставки были проведены две крупные воздушные операции. Удары наносились по аэродромам противника в полосах групп армий «Центр» и «Юг». На этот раз его потери были еще более значительными. С апреля по июнь враг лишился 3678 самолетов. К началу летнего наступления силы немецко-фашистской авиации оказались подорванными.
Советским воинам предстояла борьба, требующая колоссального напряжения моральных и физических сил. Необходимо было добиться того, чтобы каждый боец и командир глубоко осознал ответственность за судьбу своей Родины, понял решающее значение грядущей битвы и был готов разгромить врага во что бы то ни стало.
К началу июля наши войска были полностью готовы к отражению наступления противника.
(5 - 10 июля 1943 г.)
Сражение под Курском началось 5 июля одновременно на северном и южном фасах Курской дуги.
Немецкое командование бросило в наступление свои основные группировки: орловскую – против Центрального фронта, и белгородско-харьковскую – против Воронежского фронта. Враг стремился ликвидировать курский выступ и окружить оборонявшие его наши войска. Обе группировки противника должны были соединиться в районе Курска и завершить окружение всей основной массы войск Центрального и Воронежского фронтов.
Сражение на орловско-курском направлении развернулось на 40-километровом фронте и захватило территорию Курского выступа на глубину 12 км. Бои здесь длились в течении 13 дней. 5 июля орловская группировка противника в составе 41-го, 47-го танковых, части сил 46-го танкового и 23-го армейского корпусов перешла в наступление на Курск. Главный удар немцы наносили силами 41-го и 47-го танковых корпусов с фронта Архангельское, Верх Тагино на Ольховатку. [1. c.147]
Вспомогательные удары, обеспечивающие фланги главного группировки, направлялись один силами 23-го армейского корпуса из района Красная слобода, Васильевка, Глазуновка на Малоархангельск и другой - левофланговыми соединениями 46-ого танкового корпуса из района Верх Тагино на Гнилец. Бои на Центральном фронте распадаются на три этапа.
Первый этап – бои 5 и 6 июля на главной оборонительной полосе. В течение 5 июля противнику удалось на направлении главного удара вклиниться в глубину обороны 13-й армии на 6-8 км и подойти ко второй оборонительной полосе. Попытки противника прорвать фронт наших войск на вспомогательных направлениях успеха не имели.На другой день войска Центрального фронта частью сил осуществили контрудар по вклинившейся в оборону 13-й армии главной группировке немцев. Нашим войскам хотя и не удалось разгромить ее и восстановить положение, но этот контрудар настолько потряс главную группировку немцев, что в последующие дни она оказалась неспособной продолжать крупные наступательные действия. Вследствие больших потерь, понесенных в первый день боя, противник был вынужден значительно сократить фронт активных действий и отказаться от наступления в направлениях на Малоархангельск и Гнилец.
Второй этап – 7 и 8 июля.
Введя свежие резервы, немцы пытались на эти дни прорвать вторую полосу обороны 13-й армии в направлении на Ольховатку и Поныри с целью дальнейшего развития наступления на Курск.
Натолкнувшись на исключительно упорную оборону советских войск, противник сумел продвинуться всего на 2-4 км и не значительно вклинился в глубину второй полосы обороны на участке Поныри, Саборовка. Однако этот небольшой тактический успех стоил противнику столь огромных потерь, что к исходу 8 июля немецкое командование было вынуждено отказаться от дальнейшего продолжения наступления и перейти к обороне.
Третий этап охватывает промежуток времени с 9 по 17 июля. Центральный фронт подготовил и осуществил контрнаступление, в результате которого к концу этого этапа восстановил положение. Войска правого крыла фронта к исходу 17 июля вновь вышли на рубеж, занимавшийся ими да перехода немцев в наступление. Выполнение этой задачи было значительно облегчено тем, что 12 июля перешли в наступление войска Брянского фронта и левого фланга Западного. Немецкому командованию пришлось снять часть сил с участка Центрального фронта (2 таковые и 1 моторизированную дивизии) и перебросить их в район Орла, а также бросить против наступающих армий основную часть авиации, действовавшей ранее на участке Центрального фронта.
Сражение на белгородско-харьковском направлении развернулось на протяжением около 90 км и охватило территорию Курского выступа на глубину до 35 км. Здесь бои длились без перерывов в течение 20 суток. Сражение на Воронежском фронте началось на двух относительно самостоятельных направлениях. Стремясь прорваться к Курску, немцы наносили главный удар вдоль шоссе Белгород, Обоянь, Курск на обояньском напавлении против 6-й гвардейской, а впоследствии и 1-й танковой армий. Вспомогательный удар противник наносил на корочанском направлении против войск 7-й гвардейской, а впоследствии и 9-й армий.На направлении главного удара развернулись и действовали основные силы белгородско-харьковской группировки немцев (4-я танковая армия): 48-йтанковый корпус и танковый корпус СС, а также 52-й армейский корпус.На вспомогательном направлении действовала неприятельская группировка в составе 3-то танкового и 11-то армейского корпусов.Бои на Воронежском фронте распадаются на три основных этапа:
Первый этап - бои с 5 по 9 июля на обояньском и корочанском направлениях.
Второй этап - бои с 10 по 12 июля на прохоровском направлении.
Третий этап - бои с 13 по 15 июля 69-й и 5-й гвардейской танковой армии в районе Лески, Гостищево, Шахово, Ржавец и наступление Воронежского и Степного фронтов с 17 по 23 июля.
Первый этап характеризуется ожесточенными боями на обояньском и корочанском направлениях. В результате упорных боев 5 и 6 июля прорвали главную оборонительную полосу 6-й гвардейской армии. Основная немецкая группировка уже к исходу 6 июля вышла ко второй оборонительной полосе, занятой войсками второго эшелона 6-й гвардейской армии и фронтовыми резервами. В дальнейшем 7-9 июля противник непрерывно атаковал вторую оборонительную полосу, стремясь во что бы то ни стало прорваться на Обоянь и открыть себе дорогу на Курск. Однако все эти попытки прорваться к Обояни, как непосредственно в полосе шоссе Белгород-Обоянь, так и путем обхода левого фланга 1-й танковой армии ударами из района Грезное на Кочетовку, закончились неудачей. 10 июля немецкое командование было вынуждено отказаться от дальнейшего наступления главными силами на обояньском направлении и перешло здесь к обороне. Одновременно c этими боями развернулись не менее ожесточенны е бои на коpoчанском направлении. Противник стремился выходом в район города Коpoча обеспечить c востока наступление своей основной группировки на Курск. B результате последовательных ударов немцы к исходу 6 июля форсировали Северный Донец на участке Солотино, Пристань и вышли ко второй полосе обороны 7-й гвардейской армии. Небольшие результаты боев на обоих направлениях, невозможность при помощи короткого, носильного удара прорваться на Корочу заставили немецкое командование ограничить свои действия. 8 июля вражеские войска переходят в наступление на север с задачей окружить левофланговые соединения 6-й гвардейской армии, оборонявшиеся по реке Липовый Донец. Враг рассчитывал создать в этом районе кризисное положение и отвлечь сюда наши резервы; кроме того, он предполагал расширить прорыв к востоку, чтобы обеспечить тыл главной группировки от ударов наших войск с рубежа реки Липовый Донец.