трактуются как лишенные морального сознания. Они не чувствуют
потребности помогать страннику и не испытывают стыда перед
богами, т. е. они лишены всего того, благодаря чему человек создает
общественно-политическую жизнь. К этому нужно добавить еще и
очень острое чувство родины, которым пронизаны обе поэмы. Идея
возвращения героя на родину, любви к ней и к своим соотечест-
венникам, несмотря на катастрофы, преобразовали первоначальный
сказочно-авантюрный сюжет «Одиссеи» и сделали ее произведенияем
гуманизма и высокой морали. Одиссей отверг бессмертие, которое
обещала ему нимфа Калипсо, ради возвращения на свой бедный
скалистый остров (Од., VII, 255 и след.). Менелай, после нескольких
лет тяжелых испытаний вернувшийся домой, не может без слез
думать о своих товарищах - земляках, погибших вдали от родины.
Для Гектора - высшее счастье сражаться и умереть за родину.
в) П е р е х о д о т м и ф о л о г и и к п о э з и и. Вера в богов и
демонов в эпосе Гомера совершенно реальная, но они изображены
в такой форме, которая имеет мало общего с примитивными и
грубыми народными верованиями. Гера, Кирка и Калипсо - это
прекрасные женщины в роскошных туалетах, утопающие в наслаж-
дениях и испытывающие тонкие переживания. Самое изображение
свидания Зевса и Геры (Ил., XIV), по мнению многих исследователей,
есть не что иное, как пародия на старый миф о священном браке
Земли и Неба. Очень много пародийного и в знаменитой битве
богов (Ил., XXI). Жрецы и пророки, правда, встречаются у Гомера,
но едва ли они имеют какое-нибудь иное значение, кроме чисто
сюжетного, т. е. кроме художественного использования. По поводу
всяких чудесных явлений и знамений Гектор прямо говорит (Ил.,
XII, 243): «Знаменье лучшее всех - лишь одно: за отчизну сра-
жаться». Здесь перед нами та художественная мифология и религия,
которая никогда больше не проявилась в человечестве с такой силой
и выразительностью. Поэтическое изображение Гомером богов и
демонов соответствует его героическому стилю. Это совершенно
такие же художественные персонажи, как и самые обыкновенные
герои и люди. Когда Диомид (Ил., V) ранит Афрдиту и Ареса, то
это ранение ничем не отличается от ранения и всякого смертного
героя. Когда Афродита спасает своего любимца Париса (Ил., III),
то ее помощь существенно тоже ничем не отличается от помощи
самого обыкновенного боевого товарища. Гомеровсокие поэмы, таким
образом, окончательно превращают эпос в чисто поэтическое со-
здание. Именно поэтому они отличаются совершенно неповторимым
и непревзойденным иронически-юмористическим изображением бо-
жественного и героического мира, характерным для восходящей
цивилизации.
Гомеровские поэмы отличаются еще одной особенностью - край-
ним развитием эпического любования вещами, созданными руками
искусных мастеров. Ни один эпос в мире не дал подобного любования
в таких размерах, как «Илиада» и «Одиссея», где десятки стихов
посвящаются тем или другим произведениям.
Герои и их подвиги изображаются часто ради чисто эстетических,
а отнюдь не мифологических целей. В «Одиссее» (VIII, 577-580)
говорится, что подвиги героев Троянской войны имеют смысл только
в качестве предмета песен для последующих поколений. В этом
плане надо рассматривать и изображения у Гомера певцом Демодока
и Фемия, охваченных вдохновением Муз и украшающих собою
торжественный и праздничный быт новых героев периода циви-
лизации.
Наконец, эстетическая культура восходящего гуманизма сказа-
лась у Гомера еще как склонность его к авантюрно-сказочным сю-
жетам, которые ближе к первобытной мифологии в своем непосред-
ственном содержании. Эти сюжеты имеют откровенную целевую
установку - услаждать, восхищать и забавлять досужего и эстети-
чески прихотливого слушателя. Неувядаемые образцы авантюрно-
сказочной мифологии Гомер дал в «Одиссее» (песни IX-XII). И
хотя авантюрно-сказочный элемент издавна имел место в греческом
эпосе, все же его высокое художественное развитие и его причуд-
ливое переплетение с героическим эпосом есть всецело достижение
восходящего гуманизма.
Таким образом, антивоенные, антиаристократические, даже анти-
мифологические и всякого рода светские тенденции и мотивы в
поэмах Гомера совершенно очевидны. С ними мы постоянно встре-
чаемся и при чтении самого Гомера, и при изучении научной ли-
тературы о нем.
г) И т о г. Идеология Гомера, уходя своими корнями в общинно-
родовую формацию, отражает также и восходящую цивилизацию,
восходящий гуманизм, включая критику разлагающейся родовой
аристократии, скептическое отношение к богам и героям, вполне
определенную антивоенную тенденцию и вообще гуманизм в морали,
религии и эстетике. Не чужд Гомеру также и критический подход
к новому, только что зарождающемуся рабовладельческому об-
цеству.
Положение гомеровского эпоса, если можно так сказать - между
двумя социально-историческими формациями. Это сделало его идео-
логию очень глубокой и содержательной. Гомер, с одной стороны,
еще живет в пределах общинно-родовой формации, живо ее чувст-
вует, даже любуется ею, но видит и ее язвы; с другой стороны -
он начинает осознавать и недостатки наступающей новой формации.
Это и поставило его как бы выше обеих формаций и обеспечило
ему небывалый успех до последних дней античного мира.