Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.
Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап – утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.
Заключение
Подводя итог темы, изложенной в работе, хотелось бы дополнительно обратить внимание на основные проблемы, связанные с разработкой и воплощением в жизнь концепции правового государства, которые в большинстве своем не влияют на сложность структурирования государственности как таковой, формирование права в целом и правосознания граждан в частности. Основа всех существующих преград на пути к идеальному обществу и государству лежит в человеческой сущности, в ее инстинктивных и неискоренимых чертах. Люди на протяжении веков несут в себе груз благодетелей и пороков. Если основываться на теории Ч. Дарвина, то их корни уходят глубоко в эволюционное прошлое. Любой живой организм инстинктивно запрограммирован реагировать на опасность, беречь потомство, обеспечивать себя всеми потребностями, даже жадность, ненасытность довольно часто встречаются у братьев наших меньших. Неужели же человек так индивидуален? Неужели природа дала ему возможность избавиться от врожденных пороков? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Конечно, никто не сбрасывает со счетов разум человека, его способность мыслить и интеллектуально развиваться, превозмогая при этом колоссальные проблемы бытия. Только разум дан нам в качестве инструмента необходимого для освоения окружающей действительности, и он не может изменить основ организации жизни в существующем мире. В большинстве стрессовых ситуаций изменение сознания дает проявиться потаенным, скрытым «животным» чувствам homosapiens. Интеллект, как физическая и духовная составляющая любого индивида, надстройка над нашей сущностью. В нем, одновременно, и сила и слабость. Перечисленные особенности человечества указывают на то, что практически невозможно основываясь на логических принципах предопределить вероятность поведения людей под влиянием различных факторов. Однако можно воздействовать на его природные страхи и учитывать естественные потребности, то есть проводить прямое формирование поведения и мировоззрения общества без согласования с его интеллектуальной стороной. Вышеуказанные факторы позволяют сделать вывод о том, что право- есть результат теоретического мышления, которое основывается на взаимных уступках и консенсусе, ограничивая часть естественных прав - отрицательных с точки зрения общечеловеческой морали, но необходимых для существования как общества в целом так и индивидов в частности.
Для понимания термина «государство многие теоретики предлагают интерпретировать данный институт с физической моделью абстрактного механизма. Я считаю, что это сравнение в корне не правильное. Основываясь на принципах сосуществования живых организмов в природе можно сделать вывод о том, что в своем развитии большинство существ на Земле пришли к модели группового поведения, с обязательным разделением функций, которое дает определенные преимущества при осуществлении процессов жизнедеятельности. Человек, как часть материального мира, не исключение. Эволюция предопределила возможности человеческого интеллекта, используя который люди вывели свои взаимоотношения на новый уровень. В результате сложного процесса развития определенной модели поведения в обществе людей были реализован механизмы как теологического консолидирования, так и рационально-материалистического характера. Таким образом, государство как общественный институт, результат формирования определенных правовых норм поведения и необходимости регулирования, спонтанно возникших взаимоотношений между представителями социума.
С этой точки зрения, представляется логичным правовое обоснование существования государства. Даже деспотичное моновластное государственное устройство определяется наличием правового базиса, который берет свою основу в закреплении прав одних групп и ущемлении других, но не в полном объеме. Государство изначально возникло как механизм регулирования межличностных отношений в обществе и осуществляло функцию арбитра, пусть даже и не совсем справедливого, в процессе существования правого аспекта социальной жизни.
Изучая вероятность основания и существования правового государства с практической точки зрения, нельзя забывать вышеперечисленные проблемы и особенности человеческой сущности. Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь возможно никогда не достигнут совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его всеобъемлющему ограничению. В том числе и с помощью создания дееспособного гражданского общества. Однако и эта теория представляется из области фантастики. Невозможно поверить в то, что при осуществлении процессов государственного регулирования будут присутствовать только законопослушные и беспорочные лица. Значит, при всеобъемлющем главенстве права все же будут свои исключения и дополнения. Человека как единицу общества действительно можно заставить соблюдать те или иные правила, но только в случае отсутствия в его руках какой-либо власти и возможности поменять свое правовое положение.
Анализ государственной деятельности по искоренению нарушений правовых норм свидетельствует о том, что изменение правил поведения субъектов правоотношений никак не влияет на их присутствие в нашей жизни. Преступления или другие нарушения установленных норм соседствуют с человеком на протяжении всей его истории. Основой работоспособности правовой системы государства является не столько совершенство нормативной базы, сколько неотвратимость ответственности за совершенные общественно вредные проступки. То есть самый обыкновенный страх.
На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей о справедливости, в основе своей христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать о мусульманских государствах, где существует религиозная система права. Такие государственные образования обеспечивают достойные условия для жизнедеятельности своих граждан при условии многочисленных запретов, то есть попирании их прав и свобод. Однако, теологическое верховенство в обществе дает возможность сбросить часть ответственности при исполнении верховной власти со столь корыстного человеческого существа. Бог- вершина многовекового государственно-правового моделирования, не имеющая корыстного и порочного базиса, чьи законы всегда справедливы и подлежат неукоснительному исполнению. Но при детальном рассмотрении оказывается, что и здесь не обошлось без участия каких-либо общественных групп, стремящихся игнорировать божественные законы и иметь преимущество перед другими. Видимо природа создала нас такими специально, порождая постоянную конкуренцию для осуществления естественного отбора. А замыкание человеческой сущности в определенные рамки (нормы) противоречит этим принципам. Выживает сильнейший.
На основании изложенного, могу сделать вывод о том, что большинство исторический идей и концепций о правовом государстве не выдерживают критики со стороны психолого-биологического и эволюционного пути развития человеческого общества, а значит, не являются абсолютно обоснованными. Правовое государство для нас это тот горизонт, к которому необходимо стремится в своем движении к верховенству Закона, дееспособному гражданскому обществу, справедливому механизму регулирования взаимоотношений, в общем, к совершенству.