История России второй четверти XVIII в. характеризовалась острой борьбой дворянских группировок за власть. По образному выражению В.О. Ключевского, период со смерти Петра I до воцарения Екатерины II получил название “эпохи дворцовых переворотов”: за это время шесть монархов занимали русский трон, получая его в результате сложных дворцовых интриг или переворотов при непосредственном участии гвардии. С 1725 по 1762 г. на российском престоле сменились семь человек, и В.О. Ключевский назвал этот период «эпохой дворцовых переворотов».
В этот период политику государства определяли отдельные группировки дворцовой знати, которые активно вмешивались в решение вопроса о наследнике престола, боролись между собой за власть, осуществляли дворцовые перевороты. Поводом для такого вмешательства послужил изданный Петром I, в 1722 г., Устав о наследии престола, который отменил прежний порядок наследования (от отца к старшему сыну) и установил, что государь волен сам назначать себе преемника. Но Петр этим уставом не воспользовался, умер 28 января 1725 г. Поэтому сразу же после его смерти между представителями правящей верхушки началась борьба за власть.
Решающей силой дворцовых переворотов была гвардия, привилегированная часть созданной Петром регулярной армии (это знаменитые Семеновский и Преображенский полки, в 30-е годы к ним прибавились два новых, Измайловский и Конногвардейский). Ее участие решало исход дела: на чьей стороне гвардия, та группировка одерживала победу. Гвардия была не только привилегированной частью русского войска, она являлась представительницей дворянского сословия, т.к. полки от офицеров до солдат в своем большинстве состояли из дворян.
Петр I задумался о продолжении своего дела, вероятно, не позднее 1722 г. Попытавшись однажды проэкзаменовать своего внука (сына царевича Алексея Петровича), великий преобразователь пришел в ярость, увидев, что перед ним совершенно необразованный подросток. Кроме того, внук воспитывался в нелюбви к деду. Поэтому Петру пришлось отказаться от объявления внука наследником престола. От второго брака у него остались две дочери: Елизавета и Анна. Елизавета была мала (1709 года рождения). Анна была замужем за немецким герцогом и передача престола ей, означала утверждение на русском престоле немца. Помимо этих наследников, существовала и другая династия – дочери брата Петра царя Ивана Алексеевича – Анна и Екатерина. Обе также были замужем за немецкими герцогами. Все эти варианты для Петра были неприемлемы, поскольку ставили под вопрос возможность сохранения выбранного им курса. Вот почему в 1722 г. Петр I подписал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике престола отдавался на рассмотрение «правительствующего государя».
К моменту смерти в январе 1725 г. он так и не сделал свой выбор. Поэтому в борьбе за трон столкнулись представители родовой знати (Голицыны, Долгорукие), признававшие наследником князя Петра, и чиновная власть, во главе с А.Д. Меньшиковым, сделавшая ставку на Екатерину I, и выигравшая эту борьбу с помощью гвардейских полков. Гвардия была предана Петру I, как предана своему полководцу любая армия, которую он привел к победе. Эта любовь автоматически распространялась на жену Петра, пережившую с ним вместе не одну военную компанию. Дворянские гвардейские полки с этого времени превратились в основное орудие борьбы между соперничавшими группировками. Все лица, попадавшие на престол путем дворцового переворота, не обходились без опоры на гвардию.
Екатерина I была женщиной доброй, но неспособной к управлению государством. Меньшиков, осуществивший первый дворцовый переворот в пользу Екатерины I (1725-1727 гг.), стал при ней всесильным временщиком. В этих условиях не могло быть и речи о продолжении крупных реформ. Своеобразным компромиссом между соперничавшими политическими силами явилось учреждение в начале 1726 г. высшего органа управления государством – Верховного тайного совета. В него вошли А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, П. А. Толстой, А. И. Остерман, Д. М. Голицын и голштинский герцог Карл Фридрих – муж старшей дочери Петра. Большинство оказалось из ближайшего окружения Петра I. Сенат и коллегии ставились под надзор этого органа.
Добившись преобладающего влияния в Верховном тайном совете, аристократическая группировка стремится пересмотреть преобразования и по возможности восстановить порядки, существовавшие в России до их проведения.
Тайный совет уменьшил подушный сбор с населения, дал право торговли дворянам (до этого торговали только купцы). В мае 1727 г. умерла Екатерина I. Императором, согласно ее завещанию, провозглашается внук Петра I – Петр II, а к Верховному тайному совету, фактически к А.Д.Меньшикову, перешли функции регента.
Указом императора Меньшиков назначил себя генералиссимусом и рассчитывал выдать свою дочь Марию замуж за Петра II. Его политика вызывала недовольство даже со стороны недавних союзников. Князья Долгоруковы и вице-канцлер Остерман настроили Петра II против светлейшего князя. Меншиков был арестован, низложен по решению Верховного тайного совета и вместе с семьей сослан в сибирский город Березов, где через два года умер. В Совет вошел воспитатель царевича Остерман и двое князей Долгоруких и Голицыных. Фаворитом Петра II стал Иван Долгорукий, оказавший на юного императора огромное влияние. Дочь одного из братьев Долгоруковых Екатерина была объявлена невестой царя. Однако в январе 1730 г. молодой император во время очередной охоты простудился и скоропостижно умер накануне своей свадьбы. Династия Романовых по мужской линии пресеклась.
В результате долгих поисков претендентов на престол членами Верховного совета была выбрана средняя племянница Петра I Анна Иоанновна. Она была бездетной вдовой курляндского герцога и уже 19 лет проживала в Миттаве. В гвардии и придворных кругах она опоры не имела. Поэтому верховники подумали, что смогут легко ею манипулировать. Голицын сформулировал ряд условий ("кондиции"), на которых Анна приглашалась на трон: управлять государством совместно с Верховным Советом, самостоятельно не объявлять войны и не заключать мира, командование гвардией передать Верховному совету, своей властью не производить в чины выше полковника, не расходовать самостоятельно государственные средства, никого из дворян не лишать жизни без суда, не отнимать вотчины без согласия Верховного совета, не выбирать себе приемника и не вступать в брак без согласия Совета. В случае нарушения любого пункта, Анна лишалась короны. Верховники отражали интересы очень узкой аристократической группы, в которой были представлены 12 фамилий.
Анна Иоановна подписала эти кондиции и в феврале 1730 г. приехала в Москву. В сущности, императрица превращалась в марионетку верховников. Однако их затея провалилась. 156 дворян, приехавших в Москву на коронацию, обратились к Анне с просьбой восстановить самодержавие. Воспользовавшись этим, Анна Иоанновна в присутствии верховников разорвала подписанные ею кондиции, провозгласила себя самодержавной императрицей, упразднила Верховный тайный совет, а его наиболее активных членов отправила в Сибирь. Началось десятилетнее правление Анны Иоановны.
Царица Анна была некрасивая, полная, мужеподобная женщина, с пронзительным голосом и тяжелым взглядом. У императрицы были весьма причудливые вкусы и интересы, она любила шутов, дурацкие драки, охоту, стрельбу по живым мишеням, верховую езду. В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Тон при дворе задавал миттавский фаворит императрицы, курляндский герцог Бирон, пользовавшийся безграничным ее доверием, без которого не принималось ни одного важного решения. Человек он был высокомерный, честолюбивый, грубый, корыстный. В годы бироновщины на доходные должности продвигались по службе иностранцы, что вызывало протест со стороны русского дворянства.
Символом правления Анны Иоанновны стала Тайная канцелярия, следившая за благонадежностью российских подданных и буквально заваленная политическими доносами. За малейшее подозрение в неуважении к императрице или ее фавориту Э.И. Бирону людей тащили в подвалы Тайной канцелярии. При дворе Анны и Бирона царили роскошь, взяточничество, лесть, азартные игры, доносительство.
Незадолго перед своей смертью императрица назначила себе преемника – Ивана Антоновича Брауншвейгского – внука Екатерины Ивановны (дочери Ивана V), причем регентом ребенка была определена не его мать, а Бирон. В условиях всеобщего недовольства Бироном, фельдмаршалу Миниху без особого труда удалось совершить очередной дворцовый переворот, лишивший в ноябре 1740 г. Бирона прав регента. Регентом была провозглашена мать Ивана VIАнна Леопольдовна.
Переворот не мог удовлетворить интересов широких кругов русского дворянства, так как сохранял все еще за немцами руководящее положение в государстве. Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, Елизавета, дочь Петра I, переодевшись в мужское платье, явилась в казарму Преображенского полка со словами: "Ребята, вы знаете, чья я дочь, идите за мной. Клянетесь умереть за меня?" – спросила будущая императрица и, получив утвердительный ответ, повела их в Зимний дворец. Так во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I Елизаветы, были арестованы находившиеся на российском престоле представители Брауншвейгской семьи.
При всей схожести данного переворота с подобными ему дворцовыми переворотами в России XVIII в. (верхушечный характер, гвардия ударная сила), он имел ряд отличительных особенностей. Ударной силой переворота 25 ноября была не просто гвардия, а гвардейские низы – выходцы из податных сословий, выражающие патриотические настроения широких слоев столичного населения. Переворот имел ярко выраженный антинемецкий, патриотический характер. Широкие слои русского общества, осуждая фаворитизм немецких временщиков, обращали свои симпатии в сторону дочери Петра – русской наследницы. Участники переворота получили щедрые награды, те из них, кто не имел дворянского звания, были возведены в дворянство.