Смекни!
smekni.com

Контрольная работа по Уголовному процессу 2 (стр. 1 из 3)

Задача № 1

В связи с кражей в общежитии медуниверситета участковый инспектор Октябрьского РОВД г. Саратова в присутствии коменданта произвел обыск в трех комнатах общежития, где проживали студенты, которые, по мнению потерпевшего, могли совершить кражу.

Дайте оценку действиям участкового инспектора РОВД с точки зрения норм, действующего уголовно-процессуального законодательства.

Изложите суть, значение и правовую регламентацию принципа неприкосновенности жилища.

Решение:

1 Оценка действий участкового инспектора РОВД с точки зрения норм, действующего уголовно-процессуального законодательства.

Участковым инспектором РОВД в ходе проведения следственного действия (обыска) были допущены следующие нарушения :

1)Обыск жилого помещения в соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации относится к следственным действиям.

Поэтому следственные действия могут производится только в рамках предварительного расследования, которое производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Так же предварительное расследование возможно только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 149 УПК РФ ,в порядке установленном статьей 146 УПК РФ, после чего:

- следователь приступает к производству предварительного следствия;

- орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ, производит дознание.

Из условий задачи ясно, что обыск жилых помещений производился по факту совершения кражи (ст. 158 УК РФ). В соответствии с ч.3 ст. 150 УПК РФ кража расследуется в форме дознания.

Согласно ст. 40 к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) милиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Как видим, участковый инспектор РОВД не относится к органам дознания, так как не наделен законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следовательно, участковый инспектор РОВД не имел права проводить обыск в жилом помещении.

Помимо этого, из условий задачи известно, что при производстве обыска в трех комнатах общежития, помимо участкового инспектора, присутствовал только комендант, что является грубым нарушением норм УПК РФ.

Так, Согласно п. 11 ст. 182 УПК РФ при производстве обыска в следственном действии в обязательном порядке участвует лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, - судебное решение, разрешающее его производство. До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.

Таким образом, обыск должен был происходить в присутствии лица, в помещении которого производится обыск. До начала обыска лицо, производящее обыск должно было предъявить судебное решение о его производстве, так как обыск в жилище производится только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

Кроме того, согласно ст. 170 УПК РФ обыск производится только с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Исключение составляет только ч. 3 ст. 170 УПК РФ, когда обыск производится в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей. Однако в условиях задачи данные обстоятельства отсутствуют, следовательно обыск в жилом помещении должен был производится с участием понятых.

Из этого следует, что действия участкового инспектора РОВД с точки зрения норм действующего уголовно-процессуального законодательства, были незаконны.

2 Суть, значение и правовая регламентация принципа неприкосновенности жилища.

Статья 25 Конституции гласит: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения".

Принцип неприкосновенности жилища провозглашен в большинстве международно-правовых актов, ратифицированных РФ, например, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где в п. 1 ст. 8 говорится: "Каждый человек имеет право на уважение... его жилища".

Этот принцип обеспечивает право на неприкосновенность частной жизни, уважение личной и семейной тайны, уважение чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве, поскольку именно эти права ограничиваются в наибольшей степени в случае производства процессуальных действий, связанных с проникновением в жилище.

Его сфера действия определяется толкованием термина "жилище" в уголовно-процессуальном смысле. В п. 10 ст. 5 УПК дается законодательное определение этого термина: "Жилище - индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания".

Как подчеркивает КС РФ, это определение дается применительно к целям уголовно-процессуального регулирования производства различных следственных и иных процессуальных действий (Определение КС РФ от 20 декабря 2005 г. N 533-О). Содержание терминов "индивидуальный дом", "жилое и нежилое помещение", "жилищный фонд", "временное проживание" дается в Жилищном кодексе РФ (ст. ст. 15, 16, 19, 92 и др.). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Согласно ст. 19 ЖК в жилищный фонд входит совокупность всех жилых помещений, в том числе находящихся в частной, государственной, муниципальной собственности, предназначенных для постоянного, временного проживания, в том числе на коммерческой основе. Несмотря на то что ст. 97 ЖК РФ в жилищном фонде выделяет категорию жилых помещений для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, п. 10 ст. 5 УПК использует понятие иного помещения или строения, не входящего в жилищный фонд, но используемого для временного проживания. Как представляется, здесь имеются в виду прежде всего случаи экстренного размещения граждан в нежилых помещениях в условиях крайней необходимости (граждан, пострадавших от стихийных бедствий, пожаров, террористических актов и т.п.) органами государственной власти, администрацией муниципальных образований, учреждений, предприятий и организаций.

Вместе с тем жилищем может считаться лишь помещение, занимаемое на законных основаниях. При определении законности проживания правоприменителю необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 10 ГК о том, что "в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается". Поэтому должно презюмироваться, что лица, проживающие в жилых или (временно) в нежилых помещениях, находятся там законно, если на момент проведения действий, затрагивающих право граждан на неприкосновенность жилища (обыск, выемка, осмотр и т.д.), отсутствуют данные, которые бы со всей очевидностью свидетельствовали об обратном.

Ограничение неприкосновенности жилища допускается только при наличии к тому оснований (например, оснований для производства обыска) и в строгом соответствии с условиями, установленными УПК. Эти условия варьируются в зависимости от вида процессуального действия, связанного с проникновением в жилище.

Так, согласно ч. 1 ст. 12 УПК, осмотр жилища допускается как с согласия проживающих в нем лиц, так и на основании судебного решения (в случае, когда такого согласия не получено). Такие следственные действия, как обыск и выемка, в жилище могут производиться только на основании судебного решения (независимо от согласия лиц, проживающих в жилище). Остальные процессуальные действия, производство которых сопряжено с проникновением в жилище (например, проверка показаний на месте и т.д.), производятся либо с согласия лиц, проживающих в жилище, либо на основании судебного решения.

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, на основании постановления следователя, без получения судебного решения могут производиться осмотр жилища, обыск и выемка в жилище. В этом случае следователь или орган дознания, по постановлению которых проводилось такое следственное действие, обязаны в течение 24 часов с момента начала производства этого действия уведомить об этом судью и прокурора, приложив к уведомлению копии постановления о производстве этого следственного действия и его протокол. В течение 24 часов с момента поступления указанных материалов в суд судья выносит постановление о законности либо незаконности произведенного следственного действия. Признание судьей произведенного действия незаконным лишает юридической силы все доказательства, полученные по результатам его проведения.