Смекни!
smekni.com

П.А.Столыпин, его политика просвещенного консерватизма и аграрная реформа (стр. 1 из 7)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра «Теория и история государства и права»

Курсовая работа

По дисциплине: История отечественного государства и права

ТЕМА:«П.А.Столыпин, его политика «просвещенного

консерватизма» и аграрная реформа»

Выполнил:

Воробьев А.В.

Группа: ЗЮв-309

Проверил:

Чалая Л.А.

Владимир, 2009

Содержание

Введение.3

1.Реформы «Серебряного века».8

1.1 Характер «третьеиюньской» политической системы.8

1.2 Основные задачи внутренней политики.10

1.3 Позитив и негатив Столыпинских реформ.15

2.Снова о земле.19

2.1 Цели аграрной реформы.19

2.2 Основные направления и ход реформы.21

2.3 Основные итоги.26

3.«Зависеть от царя...». 29

Заключение.33

Литература.36

Введение.

Роль Сто­лыпина в истории России нельзя приуменьшать. Это был силь­ный, волевой, бесстрашный человек, полно­стью устремивший свою деятельность к до­стижению ясно осознанной цели. Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911), не принадлежит к тем государственным деятелям прошлого, о которых вспоминают лишь в дни их юбилеев. Имя его известно, пожалуй, каждому россиянину. При оценке личности П. А. Столыпина одинаково неуместны как очернительство, так и апологетика. Он был монархистом, не­примиримым противником социалистичес­ких идей и особенно — революционной прак­тики с террором, поджогами и захватами имений и прочими якобинскими методами. Но парадокс в том, что царские охранники и крайне правые не менее повинны в его насильственной смерти, чем террористы-ре­волюционеры. Столыпин твердой рукой (как бы помня после многочисленных на него покушений о своей неизбежной гибели) вел государственное дело, болел за экономичес­кую мощь России, последовательно прово­дил реформу, идеология которой была пред­начертана еще Н. X. Бунге, С. Ю. Витте и прогрессивной частью дворянства.

Вообще, реформаторы не пользовались в России должным вниманием, в отличие от бунтарей и революционеров. Даже умнейший человек своего времени Александр Серге­евич Пушкин, выбирая, какую из книг написать, на первое место поставил не историю Петра I, а историю пугачевского бунта. Реформаторов не любили ни радикалы, мечтав­шие в одночасье преодолеть вековое наследие российского прошлого, ни консервато­ры, видевшие в верности этому наследию залог сохранения страны. Поэтому у нас го­раздо более известны Иван Грозный с его опричниками и Степан Разин с его княжной, нежели блестящий Морозов с его реформами при царе Алексее, Сперанский и много других выдающихся людей России, которым она была обязана тем, что шла с веком наравне.

Актуальность данной темы в том, что сейчас стали крайне интересны периоды российской истории, которые могли бы дать уроки для решения наших современных проблем. Я думаю, это хороший повод задуматься над тем, чем же поучительны для нас сегодня события вековой давности. Современная Россия проводя преобразования, обращается к эпохе Столыпина прежде всего потому, что на удивление много общего между былым и настоящим. Разумеется, в одну реку дважды войти нельзя - за истекшее столетие страна разительно изменилась, но на качественно новом витке своего развития ей приходится решать, в сущности, те же основные задачи, которые стояли перед ней и в начале ушедшего века.

Многие историки обращались к этому имени. Еще при жизни Столыпина в 1909 г. вышла в свет подборка материалов появившихся на страницах газет и журналов в 1906-1909 гг. Составительницей сборника была Е. Верпаховская. В письме к ней Столыпин высоко отозвался о ее работе, об издании в целом («роскошная книга»)[1].

В 1911 г. Е. Верпаховская опубликовала объемистый трехтомник «Государствен­ная деятельность председателя Совета министров статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина». В него включены различные материалы самого Столыпина (выступления, интервью, циркуляры и т.д.) и документы о его трагической гибели.

Книги Е.Верпаховской дают возможность не только судить о государственной деятельности и личности Столыпина, но и представить себе, ка­ким видели Столыпина наши соотечественники в те далекие годы. Характерно что первый том открывается публикацией «О современном положении России». Она представляет собой беседу Столыпина с журналистами и его интервью, - сво­еобразную квинтэссенцию его взглядов на реформы. Именно в этом интервью он произнес знаменитую фразу: «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!».

Симптоматично и то, что второй том начинается с материала «П.А.Столыпин о Государственной думе», - Е.Верпаховская явно учитывала то значение, которое придавал Думе и ее деятельности премьер-министр. В издание Е.Верпахсаской вошло немало речей Столыпина, произнесенных в верхней и нижней палатах российского парламента. Среди них и знаменитые выступления Столыпина с его широко известным ответом левым: «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».

В исследовании Рыбаса С. Ю. «Столыпин» рассказывается о реформах Петра Аркадье­вича Столыпина, решившего дать крестьянину лич­ную свободу и право пользоваться землей. Мы имеем возможность ознакомиться с избранными ре­чами П. А. Столыпина, произнесенными им в Госу­дарственной думе, с циркулярами Департамента по­лиции, с ценными архивными документами.

«Не будем забывать, что Столыпин являлся сыном своего времени, дворянином, руко­водствовался только понятиями «российской пользы», «российского величия», и всю его жизнь следует рассматривать с учетом исторических реа­лий ушедшей эпохи», — пишет автор в предисловии своей книги.

В 2006 году в издательстве Самарский университет вышла книга Кабытова П.С., доктора исторических наук, профессора Саратовского государственного университета «П.А. Столыпин: последний реформатор Российской империи». В книге исследуется личность П.А. Сто­лыпина, который «стремился защитить устои государственности не заклинаньями, а делом: осуществлением либеральных реформ, призван­ных ускорить процесс модернизации страны»[2]. Автор, рассматривая жизнь и деятельность Столыпина, стремится исследовать влияние цен­ностных ориентиров на его поведение и полити­ку. Книга написана на широком круге самых раз­нообразных материалов, начиная от личных писем до законодательных документов той поры. П.С. Кабытов подробно описывает основные публикации о Столыпине, выходившие с начала XX века. Говоря об основных оценках деятельности Столыпина в советской историографии, он отмечает наличие в ней «клише», заложенных еще работами В.И. Ленина, — аграрный бонопартизм, провал (крах) аграрной реформы, ее ограниченность, консервативность и антикрес­тьянская направленность. Несмотря на возрос­ший интерес к личности реформатора и появле­ние более взвешенных работ (В.Г. Тюкавкина, Э.М. Щагина, А.П. Корелина, К.Ф. Шацилло, П.Н. Зырянова, посмертная публикация А.М. Анфимова), налет старых представлений и штампы в оценке личности и деятельности Столыпина со­храняются. Автор отмечает вклад публицистов в изучение личности реформатора. Подробно охарактеризован современный историографический этап, когда даются проти­воположные оценки деятельности Столыпина.

Автор отмечает, что Столыпин хорошо знал психологию толпы и отдельных людей, [3] хотя не очень разбирался в придворных интригах. На губернаторском посту — в Гродно и за­тем Саратове — Столыпина особенно интере­совала аграрная проблематика. Кабытов реконструирует управленческий механизм Столыпина в годы революции. Так, он сначала использовал метод убеждения, потом публиковал объявление о запрете митингов и лишь после этого издавал приказы карающего свойства, пытаясь при этом сохранять гибкую политику[4]. «Столыпинские реформы,—замечает автор, — были максимумом того, чем меньшая часть правящей власти была готова пожертвовать ради спасения режима. Объективно аграрная рефор­ма способствовала более быстрому развитию промышленного потенциала России. В деревне на короткий срок была достигнута стабильность, однако она не смогла снять остроты противоре­чий между властью и обществом»[5].

Широкая программа реформ Столыпина была рассчитана на обретение политической и социальной стабильности в обществе на эффективное развитие рыночной экономики на формирование гражданского общества и создание правового государства. Целью же своей он ставил создать обновленную, реформированную страну, благоденствующее, демократическое государство. Сверхактуальной была борьба с терроризмом, имевшим тогда свою специфику и обличье обусловленные самим временем и обстановкой в стране. Но и тогда террористические акты сделались едва ли не заурядным явлением. В государстве, особенно на его окраинах, то и дело возникали «горячие точки» Военный министр А. Ф. Редигер говорил Столыпину что «армия не учится а воюет». И сам Столыпин погиб в свои неполные 49 лет от пули террориста. Его смерть означала поражение последней попытки сознательного и целенаправленного обновления политической системы в стране. Будучи консервативной, она все же была не лишена творческой мысли.

Столыпин обладал огромной энергией, организаторским талан­том, ораторскими способностями, обширными знаниями в области экономики и права. Являясь сторонником сильной государственной власти, новый премьер-министр понимал необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить новый государст­венный строй (по его выражению, «правовое самодержавие»), но не выходящих за определенные политические рамки и как можно меньше затрагивающих интересы крупных землевладельцев.