Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX в. Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из «клети» (жилое помещение) и «подклета» (подсобное помещение). Построены они, как и характерно для большинства русских домов XVII в., в виде буквы «Г». С внешней стороны стены имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри терема — небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печушки с закруглениями верхов. Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа здания оформлены в характерном для того времени интерьеров боярского дома. Убранство комнат состоит из, преимущественно, подлинных предметов XVII в.
Боярская столовая — самая большая из комнат, с окнами, обращенными на ул. Варварка. Это помещение, в котором семья собиралась для обеда. Здесь устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости. В самом углу стоит стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества» — распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные — в противоположном конце стола. Рядом со столом — небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) — принадлежности для мытья рук во время пиршества. В просторной столовой стоит пять кресел, которые были редкостью в русском доме XVII в. Вдоль стен и стола, расположено множество традиционных лавок. Лавки покрасуются разного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с изящно расписными изнутри крышками. У стены находится поставец, имеющий вид горки с уступами, на котором расставлена столовая посуда. Также в столовой выставлены иноземные вещи, свидетедьствующие о развитии торговых связей России с Востоком и Западом. Среди них — шведское паникадило, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (в те времена портреты только входили в обиход и их могли себе позволить лишь небольшой круг знати), шкаф с слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов, нижними дверьми.
Смежная со столовой комната, оформлена как кабинет боярина. Окна её обращены во двор. В комнате представлена будничная обстановка домашних дел и служила для досуга главы дома. Под иконой расположен рабочий стол с письменными принадлежностями. Возле стола стоит кресло, лавка и два стула. Также в комнате стоит сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус голландской амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. и думного дьяка И. Т. Грамотина и картина «Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г.». Две стены комнаты обиты сукном и ещё две — золоченой фландрской кожей, считавшейся в те времена, особо изысканным украшением. Возле входной двери расположена печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен («Александр Македонский», «Соловей-разбойник», «Борцы борются» и другие).
Проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений, проходит через площадку лестницы. Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней, служившие в боярских домах и как «спальные чуланы», и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. По комнате на лавках расставлены ларцы, шкатулки и коробья, в которых находятся кружева и ткани. В стенных нишах расположен кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками. Отсюда же, из сеней — вход в женскую комнату, светелку, в которой окна с трех сторон. Таковое расположение женской комнаты, за сенями, в изолированной части дома, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в. Единственное развлечение для женщины того времени (если, конечно же она не умела читать) было шитье, которое и заполняло досуг. Соответственно и основную обстановка интерьера светлицы — предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене — шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница). Помимо этого в светлице находятся зеркало со створками, «коробья» и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок — ларец со скошенным верхом, который ночью ставили в изголовье постели, под подушку.
Далее, из жилых комнат, в подвал XVI в., некогда принадлежавший боярину Никите Романовичу ведёт внутренняя лестница. В подвале стоят сундуки для денег и ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Помимо этого — предметы, которые напоминают о военной службе боярина, который был обязан являться на войну при своем вооружении и на своем коне — холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.
5. Источники информации
· Кондратьев И. К. «Седая старина Москвы».
· Кондратьев И. К. «Памятники архитектуры Москвы».
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Палаты_Романовых