Чаще телесные повреждения причиняются виновным, который, совершая умышленные деяния, не конкретизирует содержание своего умысла, т.е. не представляет себе отчетливо степень возможного причинения вреда здоровью потерпевшего (например, бросая вдогонку камень в убегающего обидчика, виновный стремится причинить вред здоровью, но каким будет вред, он не предполагает). В этих случаях умысел виновного не конкретизирован, что обусловливает квалификацию содеянного в зависимости от характера фактически причиненного вреда здоровью. При конкретизированном умысле ответственность наступает за то телесное повреждение, которое желал причинить виновный. Если же было реально причинено телесное повреждение меньшей степени тяжести или оно вообще не было причинено, то виновный должен отвечать за покушение на телесные повреждения, которые он желал причинить.
Опасными для жизни необходимо признать такие телесные повреждения, которые в момент их нанесения угрожают жизни потерпевшего и при обычном их течении заканчиваются смертью, К опасным для жизни телесным повреждениям относят проникающие раны черепа, позвоночника, груди, живота, пищевода даже без поражения внутренних органов. Это и закрытые трещины, и переломы костей черепа, тяжелая степень сотрясения мозга, перелом тела позвоночника, подкожные разрывы внутренних органов грудной и брюшной полости, повреждение крупных кровеносных сосудов, большая потеря крови, термические ожоги III - IV степени с площадью поражения, превышающей 15% поверхности тела, ожоги III степени более 20% поверхности тела, ожоги II степени свыше 30% поверхности тела, сдавливание органов шеи и другие виды механической асфиксии.
Умышленные телесные повреждения, представляющие опасность для жизни, подлежат квалификации как тяжкие телесные повреждения независимо от степени последующей утраты трудоспособности. Опасные для жизни повреждения при оказании своевременной помощи могут не повлечь тяжких последствий для здоровья человека, поэтому чаще опасность для жизни рассматривается на момент ранения или вскоре после него.
Под телесным повреждением, повлекшим потерю зрения, понимается причинение вреда здоровью, которое выражается в полной стойкой слепоте человека на оба глаза или в таком состоянии, когда имеется понижение зрения до счета пальцев на расстоянии двух метров и менее[6]. Имеется в виду наступление неизгладимой слепоты.
Утрата зрения на один глаз влечет стойкую утрату трудоспособности свыше одной трети и по этому признаку относится к тяжким телесным повреждениям.
Потеря слуха как признак тяжкого телесного повреждения выражается в полной глухоте и в слышимости потерпевшим разговорной речи на расстоянии 3 - 5 см от ушной раковины. Потеря слуха на одно ухо относится к менее тяжким телесным повреждениям.
Умышленное телесное повреждение, повлекшее за собой потерю какого-либо органа либо утрату органом его функций, является также признаком тяжкого телесного повреждения.
К органам относятся части человеческого организма, выполняющие одну или несколько функций, имеющих существенное значение для жизнедеятельности всего организма.
Потеря или необратимая утрата функций руки, ноги, производительной способности, потеря языка (речи) позволяет содеянное отнести к рассматриваемому преступлению.
К признакам тяжкого телесного повреждения относится и душевная болезнь, которая явилась следствием физической или психической травмы, инфекции, отравления и т.д. Согласно Правилам 1978 года, душевная болезнь представляет собой любое душевное заболевание независимо от его тяжести, продолжительности, излечимости или неизлечимости. Однако к тяжким телесным повреждениям нельзя отнести расстройства нервной деятельности (неврозы, психостения, истерия и т.п.).
Утрата трудоспособности - наиболее распространенные последствия тяжких телесных повреждений. Телесное повреждение может быть признано тяжким, когда оно повлекло иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть, В этих случаях речь идет об утрате общей трудоспособности (ст. 12 Правил 1978 года).
К стойкой утрате трудоспособности относится постоянная необратимая утрата. Размер утраты трудоспособности определяется в соответствии с таблицей для определения процента постоянной утраты общей трудоспособности от несчастных случаев.
Прерывание беременности, причинно связанное с причинением телесных повреждений, также относится к тяжким телесным повреждениям.
Тяжким телесным повреждением является неизгладимое обезображение лица. Это обусловлено тем, что такое телесное повреждение придает лицу потерпевшего отталкивающий, безобразный вид. Тяжкие телесные повреждения выражаются в удалении носа, губ, ушей, в ожогах лица горячей водой, кислотами, щелочью и т.д. Данные повреждения порой не причиняют серьезного вреда здоровью, однако обрекают потерпевших на душевные переживания.
Как признак тяжкого телесного повреждения эти повреждения должны быть, во-первых, неизгладимыми и, во-вторых, обезображивать лицо. Под неизгладимостью следует понимать такое повреждение, которое неизлечимо, не может быть устранено обычными методами лечения.
Нарушение асимметрии лица, причинение глубоких шрамов и т.п. на основе общепринятых эстетических представлений о нормальной внешности человека могут быть отнесены судом к обезображеиию лица. Итак, вопрос об обезображении лица - не медицинский (в основе его лежат эстетические моменты). Он подлежит рассмотрению органами правосудия. Медики решают вопрос об изгладимости или неизгладимости данного повреждения.
Одним из признаков тяжкого телесного повреждения является мучение. Мучения могут быть выражены в страданиях, которые причиняются путем лишения пищи, тепла, воды. Под истязаниями понимают причинение особой физической боли путем длительного избиения плетью, ожогов, укалывания, щипания и других действий, связанных с причинением особой боли.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - наиболее опасное преступление, посягающее на безопасность здоровья человека. Под здоровьем в данном случае понимается естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Сложнее обстоит дело с толкованием телесного повреждения, поскольку различные авторы вкладывают в этот термин неодинаковый смысл. Расхождения во взглядах по указанному вопросу сводятся, в сущности, к тому, что именно следует считать объектом данного преступления: общественные отношения, обеспечивающие здоровье человека, или общественные отношения, обеспечивающие его телесную неприкосновенность, – и соответственно относятся или нет к телесным повреждениям удары, побои и иные насильственные действия, сопряженные с причинением физической боли. Надо сказать, что единого подхода к решению данной проблемы не было выработано ни в дореволюционной науке уголовного права, ни в более поздние десятилетия.
Так, Н.С. Таганцев писал, что «телесное повреждение должно охватывать все случаи причинения физической боли или страдания».[7] По мнению С.В. Познышева, под понятие телесного повреждения подходит причинение другому лицу не только страдания длящегося, до известной степени расстраивающего здоровье, но и мимолетной бесследно проходящей физической боли.[8]
Представляется, что такое широкое определение понятия телесного повреждения с теоретической точки зрения нельзя признать правильным. В противном случае однородными становятся различные по характеру и степени своей общественной опасности преступления, что недопустимо.
П.А. Дубовец полагал, что удары, побои и иные насильственные действия, связанные с причинением физической боли, так же как и все другие телесные повреждения, наносят вред здоровью человека.[9] При этом он ссылался на медицинскую литературу, согласно которой физические страдания, боль нарушают нормальное функционирование органов тела. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы, которые усматривают в собственной позиции некий компромисс, считая удары, побои и иные насильственные действия частным случаем нанесения телесных повреждений.[10]
Однако согласиться с изложенной трактовкой понятия телесных повреждений было бы неверно. В результате ударов, побоев и иных насильственных действий хотя и причиняется некоторый вред здоровью, но он столь незначителен, что объективно его не в состоянии выявить судебно-медицинская экспертиза и определить суд, и уже поэтому его не должен принимать во внимание закон. «Сущность: телесного повреждения, – как правильно отмечает В.К. Жукова, – выражается в причинении не любого, а лишь более или менее значительного, реально ощутимого вреда, т.е. расстройства здоровья».[11] У М.М. Гродзинского справедливое сомнение «вызывает: сама возможность существования такого телесного повреждения, которое не было бы связано с расстройством здоровья: всякое телесное повреждение всегда и непременно будет связано с расстройством здоровья».[12] Прав и Н.И. Загородников, который подчеркивал, что «одним из конститутивных признаков, отграничивающих телесные повреждения от других преступлений против здоровья, является причинение определенного вреда, объективно выраженного и поддающегося точному определению соответствующими специалистами».[13] Аналогичную позицию занимают разработчики Правил, которых сказано, что небольшие немногочисленные повреждения (ссадины, кровоподтеки, небольшие поверхностные раны), не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, не расцениваются как вред здоровью.