Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословы и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана.
Благосостояние государства обеспечивается за счет ее выгодного географического положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также благодаря обилию плодородных черноземных почв.
Музыкальную культуру Волжской Булгарии изучали Ф. Ш. Салитова, В.Юнусова, А.Мухаметшин и другие ученые. Они отмечают, что важным моментом в развитии музыкальной культуры булгар стало принятие ислама. В записках ученого и путешественника Ибн Фадлана о путешествии на Волгу содержатся некоторые сведения о музыкальном творчестве булгар. Например, он описал ритуальный похоронный плач, который носил коллективный характер и исполнялся возле дома умершего всеми жителями селения.
Музыкальные традиции ислама адаптировались к местным условиям, специфике художественного мышления булгарского народа, порождая самобытные формы музыкальной культуры, которые входили в процесс воспитания и образования как привилегированных, так и демократических слоев булгарского общества. Основной темой творчества создателей эпоса, считавших своей главной задачей воспитание любви и верности родине, была борьба народа за свою свободу и независимость.
Многочисленная группа музыкантов-профессионалов обеспечивала эстетические потребности широких слоев населения. Носители этого вида творчества совмещали профессии певца, поэта, музыканта-инструменталиста, шута и кукольника и имели собственную, весьма обширную аудиторию, выступая на площадях, базарах и ярмарках многолюдных городов, народных праздниках. В записках Ибн Фадлана не однажды отмечается бытование у булгар тунбура, лютни, цитры, свирели.
Выросшие и обучавшиеся в Булгарии просвещенные люди были известны в восточных странах под именем «ал-Булгари». Этим тахаллусом (псевдонимом), очевидно, они хотели выразить популярность, известность булгарских медресе и препо дававших в них учителей.
РЕЛИГИЯ
Любознательность булгар распространялась и на их прошлое. Этому предшествовало образование государства. Формирования булгарской народности.
В период централизации Булгарии, складывания булгарской народности формируется и распространяется представления о происхождении булгар. При описании давно минувших событий булгарские историки использовали, как источник, народные предания. Тем самым в булгарскую историческую литературу прошла и народная оценка минувших событий. Официальная историческая литература стала, прежде всего, выражать идеологию эксплуатирующего класса, идеологию мусульманства.
Очевидно, самыми распространенными в Волжской Булгарии были сочинения по богословию: объяснения и комментарии к корану, хадисы и т.д.
Ислам первоначально внедрялся в Булгарию как бы стихийно, посредством экономических, торговых связей с мусульманскими центрами, а также в результате активной деятельности миссионерской деятельности.
В центрах мусульманского мира шли ожесточенные споры о верном понимании, толковании Корана. Возникли различные течения, ереси, о которых булгары, несомненно, были осведомлены и сами испытывали немалые затруднения. Этим, очевидно, и объясняется то, что одной из задач багдадского посольства 922 г. к булгарам было разъяснение основ мусульманской религии.
Важность точных знаний предписаний шариата проистекала и из того обстоятельства, что Волжская Булгария была наиболее северной страной мусульманского мира и являлась распространителем ислама среди языческих народов региона. Под влиянием булгарских миссионеров ислам проник к башкирам, к некоторой части финно-угорских народов.
Следствием активной пропаганды ислама явилось и то, что к XIII в. Булгария стала одной из самых мусульманизированных стран.
Булгарское богословие развивалось по следующим направлениям: сочинения теологического и религиозно-дидактического характера; трактаты, направленные против язычества, ереси; богословие, служившее религиозной просвещенности, обучению в начальных школах и миссионерству.
С X в. усиливается сбор и изучение хадисов – преданий о словах и делах пророка Мухаммада.
Многие сочинения булгарских богословов получили широкую известность на мусульманском Востоке. Неправомерно было бы все эти сочинения считать чисто религиозными. В них отражалась борьба канонического и обыденного ислама, разных течений в нем. Немало было в них стремления философского осмысления мира. Религиозно-дидактические произведения затрагивали морально-нравственные устои общества.
Профессиональные знания, науки достигли в Волжской Булгарии передового для своего времени уровня. Их развитие было связано, в первую очередь, с внутренними потребностями булгарского общества. Булгарские ученые писали свои научные трактаты на арабском языке, на языке науки мусульманского мира. И они были предназначены как для внутреннего ученого употребления, так и для всего мусульманского мира. Это способствовало распространению булгарских научных трактатов и развитию самой булгарской науки.
Наука в целом в Волжской Булгарии стала не только определенной областью знания, но и достигла заметных успехов. Об этом свидетельствует известность булгарских научных трудов в странах мусульманского Востока. Само развитие науки было своеобразным откликом Волжской Булгарии на Восточное Возрождение.
ЕСТЕССТВЕННЫЕ НАУКИ
Математика. Математические знания в булгарском обществе вначале были тесно связаны с экономической жизнью, но далее, постепенно начинают играть важную роль в административном и государственном строительстве. Усложнение налоговой системы, множество новшеств в денежно-весовой системе привели к серьезным изменениям и в области математических расчетов. Развивается архитектурная математика, основанная на различных измерениях и геометрических формах
Более сложные математические расчеты требовала архитектура. Останки показывают, что здания и сооружения имеют сложную конструкцию, четкие пропорции, продуманную соразмерность и строгую логику архитектурного замысла, немыслимые без сложных математических расчетов, включая геометрические и тригонометрические.
Математические знания были необходимы также при изучении астрономии, географии, химии, фармакологии и т.д. Наличие этих наук само по себе говорит о довольно высоком уровне математических знаний у булгар.
Астрономия – самая популярная в мусульманском мире наука - развивается и в болгарском, и в золотоордынском обществах. Ее развитие опять же было связано с исламом, его обрядами и требованиями. Если на первых порах использовали приборы типа гномона, то позже начали применять более сложные астрономические и геодезические приборы, такие как астролябия, секстант. Геодезические знания успешно использовались при крупных строительствах. Волжская Булгария становятся неотъемлемыми частями мусульманского мира.
В развитии астрономических знаний была заинтересована и мусульманская религия, многие обряды которой требовали точного соблюдения сторон света и времени года, определения дат. Наблюдения за движением солнца, луны, звезд и планет привели к созданию астрономических календарей.
На развитие астрономической науки немалое влияние оказала среднеазиатская астрономия – наиболее развитая из естественных наук в странах Ближнего и Среднего Востока.
Химия. С необходимостью познания в области химии булгары, прежде всего, столкнулись в ремесленном производстве и фармакологии. Не были чужды и идеи алхимии, где одним из основных материалов считалась ртуть. Археологические материалы свидетельствуют, что они были хорошо знакомы с металлами и металлоидами (железо, медь, золото, ртуть и т.д.), некоторые, из которых они добывали и обрабатывали. Высокого совершенствования достигли золотых и серебряных дел мастера.
Определенные знания требовали также стеклоделие, гончарное производство, особенно изготовление поливы. Спектральный анализ билярской поливы показывает, что в качестве поливы использовались простейшие по химическому составу стекла, относящиеся к классу свинец-кремний. На штукатурке из Биляра встречаются также росписи, выполненные различными по химическому составу красителями. Булгары умели готовить и добывать различные яды. Ими, в частности, смазывались наконечники стрел.
Все это требовало значительного уровня химических знаний, а также их умелого практического применения.
Медицинские знания в Волжской Булгарии основывались на прогрессивных традициях народной медицины (придавалось значение целебным свойствам меда, березового веника, бобровой струи, мяса различных животных и птиц, белемнитов и т.д.). На Востоке популярна была мазь «чарме-и булгхар» («булгарская кожа») против кожных заболеваний. Среди археологических материалов встречаются хирургические инструменты (ланцеты, пинцеты).
На развитие медицинских знаний, бесспорно, оказали воздействие труды восточных медиков, достигших в то время больших успехов. Среди них следует особо отметить крупнейшего ученного X – нач. XI вв. Абу-Али Ибн Сину, сочинения которого были написаны языком, доступным широким массам. Для нас представляют большой интерес дошедшие до нас сообщения о булгарских ученых-медиках, труды которых были популярны на Востоке. Это братья Тадж-ад-дин и Хасан ибн Йунс ал-Булгари. Ими было написано сочинение, посвященное противоядным лекарствам.