К числу проблем хазарской археологии относится более тесная интеграция полевых данных с письменной историей.
Литература
· Артамонов М. И. История хазар. — Л.,1962. 2-е Изд. СПб.,2001. ISBN 5-8114-0377-1
· Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. — М.-Иерусалим, 2000. ISBN 5-93273-126-5
· Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и Поволжье — М.,1962
· Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X Английский текст
· Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка X века. — Л.,1932.
· Магомедов М. Г.Образование Хазарского каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным. — М.,1983.
· Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. — М.,1963.
· Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М.,1990.
· Плетнева С. А. «Хазары». — М.,1976.
· Москович В., Петрухин В., Федорчук А. Хазары. Khazars. / Сб. статей. Серия Bibliotheca Judaica. Мосты культуры — Гешарим: Москва — Иерусалим, 2005. ISBN 5-93273-196-6
· Галкина Е. С. Данники Хазарского каганата в письме царя Иосифа // Сборник Русского исторического общества. Том 10 (158). Россия и Крым. М., 2006. С. 376-390.
· Brook K.A. The Jews of Khazaria. 1st edition. — Northvale, NJ: Jason Aronson, 1999.
· Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. — Princeton, 1954.
· Golden P. B. Khazar Studies: A Historic-philological Inquiry into the Origins of the Khazares. Budapest, 1980. V. 1-2.
· Ludwig D. Struktur und gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der schriftlichen Quellen. — Berlin, 1982.
· Poliak A. N. Kazariyaah. Toldot mamlakha yehudit be-Eiropa (Khazaria. The History of a Jewish Kingdom in Europe) (in Hebrew) — Tel Aviv 1944.
Список литературы:
1. М. Эрдаль Хазарский язык // Хазары, сб. статей М., 2005; Хазарский язык // БСЭ. Т.29.
2. P. B. Golden An Introduction to the History of the Turkic Peoples. — Wisbaden, 1992. — C.92
3. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. С.182-183,186; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.,1990. Гл.3.3; Первоисточники сведений: Феофан, Никифор, ал-Белазури.
4. Артамонов М. И. Очерки древнейшей истории хазар. М.,1937. Наиболее подробное описание кампании содержится в труде Мовсеса Каланкатваци «История страны алван». Дополнительные сведения есть в византийских и грузинских источниках.
5. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. — С.240-244. Столкновение описано в «Еврейско-хазарской переписке» (письме Иосифа) и византийских источниках («Летопись» Феофана;«Краткая история» Никифора).
6. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.,1990. Гл.4, прим.17. Точная дата первого хазаро-арабского столкновения не ясна, из-за противоречивых данных источников. В пользу 652/653 (или 653/654) года свидетельствуют ат-Табари, ал-Куфи и Ибн ал-Асир. В то же время у Табари первое столкновение отнесено к 642/643 году, а в самом раннем по времени описании Халифы ибн Хайата — к 649/650. (См. Халифа ибн Хаййат ал-‘Усфури. «Та’рих» («История») / Пер. В. М. Бейлиса // Древнейшие государства Восточной Европы.1998.- М., 2000.- С.33-53.)
7. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. — С. 265. Первоисточник сведений: Гевонд «История халифов».
8. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001.- С.294. Наиболее подробный первоисточник — хроника ал-Куфи. Информация о кампании имеется также в армянских (Мовсес Каланкатваци) и византийских (Феофан) источниках, а также в письме хазарского царя Иосифа. В последнем источнике взятие Ардебиля связывается с подвигами полководца Булана — будущего родоначальника династии беков. Согласно Халифе ибн Хайату генеральное сражение при Ардебиле состоялась 8 декабря 730 г.
9. Об обещании кагана принять ислам после поражения 737 г. сообщается не во всех источниках. О каких-либо фактах, подтверждающих, что переход состоялся, в дальнейшем ничего не известно. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. (гл. 4.5); Гараева H. Г. О дате принятия ислама хазарами.
10. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. — С.273-280. Первоисточник сведений: «Летопись» Феофана;«Краткая история» Никифора. Имя кагана - Ибузир Гляван - содержится в Анонимной византийской хронике X века.
11. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. — С.364. Рассказ о деятельности и обращении Булана содержится в письме Иосифа. См. Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка. Точная дата определяется по указанию, содержащемуся в сочинении Иегуды Галеви. См. Иегуда Галеви Кузаре. М.-Иерусалим, 1990.- С.47.
12. Первые сведения о существовании в Хазарии двух правителей сообщают: ал-Масуди в связи с голодом в Итиле в правление халифа Мамуна (между 813 и 833), Константин Багрянородный, в связи со строительством Саркела (830-е) и косвенно Ибн Хордадбех, в связи с посещением Хазарии экспедицией Саллама Таджудина (между 842 и 844)
13. Еврейско-хазарская переписка
14. Константин Багрянородный Об управлении Империей, гл.38
15. Гардизи Извлечение из «Зайн ал-ахбар»;
16. Бертинские анналы; Комментарий см. Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // История СССР. — 1982. — № 4; Цукерман К. Два этапа формирования Древнерусского государства
17. Повести временных лет. По отношению к полянам дата условна.
18. Константин Багрянородный Об управлении Империей, гл.42. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. — С.402-403. Точную дату строительства источники не называют, она приходится на период между 834 и 837 гг.
19. Афанасьев Г. Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства? // Российская археология. 2001. — № 2. — С.48.
20. Анонимное хазарское послание Хасдаю ибн Шапруту (Кембриджский Аноним)
21. Там же.
22. Коновалова И. Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения // Восточная Европа в исторической ретроспективе. М., 1999. Первоисточник сведений: ал-Масуди «Мурудж аззахаб ва ма’адин ал-джавахир»
23. Цукерман К. Русь, Византия и Хазария в середине X века: проблемы хронологии // Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996. С.68-80.
24. Коновалова И. Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения // Восточная Европа в исторической ретроспективе. М., 1999. Основной первоисточник сведений: [Ибн Мискавейх http://www.rustrana.ru/article.php?nid=3688
25. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М.,1963.
26. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. — С.591.
27. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, 1956. Руководителем посольства был Сусан ар-Раси, Ибн Фадлан выполнял функции секретаря.
28. В «Повести временных лет» поход датирован 965 годом, у Ибн Хаукаля — 358 годом хиджры (соответствует 25 ноября 968 — 13 ноября 969). У других арабских авторов (Ибн Мискавейх, ал-Мукаддиси) есть упоминание о нападении на Хазарию в 965 тюрков. Несовпадение дат, а также расплывчатость географического описания в ПВЛ, позволяют обосновать как то, что имел место один поход 965 года, так и то, что их было два. Последняя точка зрения традиционно пользуется большей популярностью среди востоковедов. См. Калинина Т. М. Древняя Русь и страны Востока в X веке. Автореф. канд. диссертации. М., 1976.
29. Крадин Н. Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева, Д. М. Бондаренко, В. А. Лынши. — М., 2000.
30. В источниках нет сведений о порядке престолонаследия в Хазарии VII—VIII вв., однако косвенные данные указывают на наличие лестничной системы. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. — С.299-300.
31. Прямых доказательств этого нет. См. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — С.89. Голден П. Государство и государственность у хазар// Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. — М., 1993. — С.218, 223. Мнение об обратном базируется на неверно прочитанном сообщении Худуд-ал-алам. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. — С.240, 383.
32. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М.,1962. Первоисточник сведений: ал-Истахри.
33. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений и Восточной Европе. Ритуалы подробно описаны арабскими географами классической школы (ал-Истахри, Ибн Хаукаль), а также ал-Масуди и Ибн Фадланом.
34. В IX веке применительно к царю в источниках отмечен и другой хазарский титул — шад (свойственный в отличие от титула «бек» собственно тюркской иерархии). К X веку он вышел из употребления. В X веке бек, возможно, носил двойной титул, тоже именуясь каганом (младшим). Об этом сообщает Ибн Фадлан, что однако противоречит другим синхронным источникам.
35. Царь Иосиф сообщает Хасдаю ибн Шафруту, что «только сын садится на престол своего отца». Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка.
36. Ибн Фадлан, ал-Масуди.
37. Артамонов М. И. История хазар. — С.293.
38. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений и Восточной Европе.; О. Б. Бубенок, Д. А. Радивилов. Народ ал-арсийа в Хазарии (из истории хазаро-хорезмских связей) // Хазарский альманах. Т.2. М., 2004.
39. Константин Багрянородный Об управлении Империей, гл.42
40. Комар А. В., Сухобоков О. В. Вооружение и военное дело Хазарского каганата // Восточно-европейский археологический журнал. — № 3 март-апрель 2000.
41. Плетнева С. А. Хазары. М., 1976. — С.43.
42. Быков А. А. О хазарском чекане VIII—IX вв. Доклад на III Всесоюзной конференции арабистов. с.31 — 32
43. Быков А. А. Из истории денежного обращения Хазарии в VIII и IX вв. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. — 1974. Вып. 3. — С.67; Фомин А. В. Подражательный дирхем "ард-ал-хазар IX в // Восточная Европа в древности и Средневековье. М.,1978. — С.136-138.
44. Kevin A. Brook Are Russian Jews Descended from the Khazars?
45. Имена хазарских богов неизвестны, вывод о поклонении Тенгри делается на основе аналогии с другими тюркскими народами. Основным источником, позволяющим реконструировать языческие обряды хазар и родственного им населения, является сохранённый армянским автором Мовсесом Каланкатваци рассказ о миссии албанского епископа Исраэла во 2-й половине VII века в землю ближайших соседей и вассалов хазар — «дагестанских гуннов». (См. Новосельцев А. П. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.,1990) А. П. Новосельцев отмечает, что языческие обряды напоминают обряды древних скифов и свидетельствуют о синкретических чертах местного язычества, где наряду с тюркскими элементами существовали и древнеиранские. См. также Талашов М. В. Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность // Ярославский педагогический вестник 2004 № 1-2 (38-39).