46. Голден П. Б. Государство и государственность у хазар. Власть хазарских каганов // Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. — М.: Наука, 1993. — с.227
47. Похвалы в адрес Хазарии насчёт безопасности и процветания содержатся со стороны христиан в житии Або Тбилисского (кон. VIII в.)
Когда Або увидел, что он вне опасности и насилия от сарацин, поспешил приблизиться к Христу и от рук честных пресвитеров принял крещение […]Ибо по милости Духа Святого в северной этой стране много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере христовой.
(Памятники древнегрузинской агиографической литературы. — Тбилиси, 1956. С.49.)
со стороны мусульманам — у ал-Масуди (ок. 943 г.)
В стране хазарского царя «находится много мусульманских купцов и ремесленников, которые наехали в страну хазарского царя ввиду справедливости и безопасности, [господствующих] там. У них есть соборная мечеть с минаретом, который возвышается над царским замком, а также и другие мечети со школами, в которых дети обучаются Корану».
со стороны евреев — в письме анонимного хазарского еврея (1-я пол. X в.)
[наши] отцы бежали перед ними [….] потому, что были не в со[стоян]ии выносить иго идолопоклонников, и [люди Казарии] приняли их потому, что люди Казарии были сперва без Торы. […] Они породнились путём браков с жителями этой страны, смешались с язычниками, научились делам их, и всегда выходили с ними на войну; и они стали одним народом. […] Евреи начали приходить из Багдада, и Хорасана, и из земли Греции, и они укрепили людей этой земли.
48. Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным.- М.:Наука, 1983. — C.150.
49. По данным Каланкатваци, посольство отправилось в 62-й год хиджры 18 мехекана (22 декабря 681) и прибыло в столицу «гуннов» — Варачан накануне Великого поста (11 февраля). См. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Ереван. Матенадаран. 1984. Кн. II, глава XXXIX и прим.151 (предложение исправить год посольства на 684/685 не является общепринятым).
50. С точки зрения археологов, в IX—X вв. Хазария не была глубоко затронута мировыми религиями, имеется в виду не только иудаизм но и христианство и ислам. См. например Флерова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. М.-Иерусалим, 2001. С. 22-23.
51. Археологи часто называют его «болгарским», имея в виду характерный бракихранный антропологический тип. См. Афанасьев Г. Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского каганата? // Российская археология 2001. — № 2. — С.43-55.
52. Гумилёв Л. Н. Хазария и Каспий // Вестник Ленинградского ун-та. — 1964. — N 6. вып. I. — С. 83-95.
53. Интервью агентства РИА Новости с руководителем раскопок на Самосдельском городище Э. Зиливинской, с.н.с. Института этнологии и антропологии РАН
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Хазарский_каганат