Смекни!
smekni.com

Черниговско-Полтавская операция (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Подготовка к сражению
2 Силы сторон
2.1 СССР
2.2 Германия

3 Начало операции
4 Развитие советского наступления
5 «Бег к Днепру» и захват первых плацдармов
6 Результаты операции и потери сторон

Список литературы

Введение

1200 танков и САУ,
30 300 орудий и миномётов,
690 реактивных установок,

1450 самолётов

Черниговско-Полтавская наступательная операция 26 августа – 30 сентября 1943 года – стратегическая наступательная операция советских войск в Великой Отечественной войне, проводившаяся силами трёх фронтов. Первый этап битвы за Днепр. Завершилась почти полным освобождением Левобережной Украины от немецких войск и захватом плацдармов на Днепре. В отечественной историографии принято деление этой стратегической операции на три фронтовые: Черниговско-Припятскую операцию на Центральном фронте, Сумско-Прилукскую операцию на Воронежском фронте, Полтавско-Кременчугскую операцию на Степном фронте.

1. Подготовка к сражению

По директивам Ставки Верховного Главнокомандования, полученным ещё в ходе Курской битвы, войскам Красной Армии предстояло развернуть наступление на фронте от Великих Лук до Азовского моря. Центральный, Воронежский, Степной, Юго-Западный и Южный фронты имели задачу разгромить главные силы врага на южном крыле советско-германского фронта, освободить Левобережную Украину и Донбасс, выйти к Днепру, форсировать его и захватить плацдармы на правом берегу реки, создав условия для освобождения Правобережной Украины. Юго-Западный и Южный фронты приступили к выполнению поставленным перед ними задач 13 августа, начав Донбасскую операцию (некоторые исследователи также считают её составной частью Битвы за Днепр, официальная история полагает её самостоятельной стратегической операцией). Остальные три фронта должны были выполнить свои задачи на фронте от Черкасс до Полтавы. Единый план операции состоял из нанесения нескольких мощных ударов одновременно силами сразу трёх фронтов с целью рассечения немецкой обороны и недопущения закрепления противника по рубежам рек Десна и Днепр.

Подготовка советских войск к наступлению проходила в сложных условиях, в самые кратчайшие сроки после полуторамесячных непрерывных боёв на Курской дуге. Войска оторвались на большое расстояние от своих баз снабжения, израсходовав большую часть материальных средств. Железнодорожная сеть только ещё восстанавливалась, подвоз осуществлялся в основном автотранспортом, которого не хватало. Сильной стороной был высокий моральный дух советских воинов, почувствовавших вкус к победам. Удалось также в целом скрытно провести перегруппировку войск, что сделало неожиданным для немецкого командования мощь советского наступления.

Верховное командование вермахта после поражения под Курском решило перейти к обороне на всём Восточном фронте, прочно удерживать занимаемые рубежи. Одновременно спешно готовились новые оборонительные рубежи по крупным рекам, особое значение придавалось Днепру. По мнению немецкого командования, Днепр должен был стать непреодолимым барьером для Красной Армии, в германской пропаганде он именовался как неприступный «Восточный вал». Однако оборудовать этот рубеж немецкая армия начала с большим опозданием.

2. Силы сторон

2.1. СССР

Центральный фронт (командующий генерал армии К. К. Рокоссовский):

· 65-я армия (генерал-лейтенант П. И. Батов)

· 2-я танковая армия (генерал-лейтенант А. Г. Родин)

· 60-я армия (генерал-лейтенант И. Д. Черняховский)

· 13-я армия (генерал-лейтенант Н. П. Пухов)

· 61-я армия (из резерва Ставки ВГК 6 сентября, генерал-лейтенант П. А. Белов)

· 48-я армия (командующий генерал-лейтенант П. Л. Романенко)

· 70-я армия (1 сентября выведена в резерв Ставки ВГК, генерал-майор В. М. Шарапов)

· 9-й танковый корпус

· 16-я воздушная армия (генерал-лейтенант авиации С. И. Руденко)

Насчитывал 579 600 человек.

Воронежский фронт (командующий генерал армии Н. Ф. Ватутин):

· 38-я армия (генерал-лейтенант Н. Е. Чибисов)

· 40-я армия (генерал-лейтенант К. С. Москаленко)

· 3-я гвардейская танковая армия (генерал-лейтенант П. С. Рыбалко)

· 5-я гвардейская армия (до 6 сентября, генерал А. С. Жадов)

· 47-я армия (генерал Ф. Ф. Жмаченко)

· 27-я армия (генерал С. Г. Трофименко)

· 52-я армия (генерал К. А. Коротеев)

· 4-я гвардейская армия (генерал-лейтенант А. И. Зыгин, с 27 сентября генерал-лейтенант И. В. Галанин)

· 6-я гвардейская армия (генерал И. М. Чистяков)

· 1-я танковая армия (с 9 сентября в резерве Ставки ВГК, генерал-лейтенант танковых войск М. Е. Катуков)

· 4-й гвардейский танковый корпус

· 1-й гвардейский кавалерийский корпус (генерал-лейтенант В. К. Баранов)

· 2-я воздушная армия (генерал-лейтенант авиации С. А. Красовский)

Насчитывал 665 500 человек.

Степной фронт (командующий генерал армии И. С. Конев):

· 37-я армия (6 сентября из резерва Ставки, генерал М. Н. Шарохин)

· 5-я гвардейская армия (получена 6 сентября из Воронежского фронта, генерал А. С. Жадов)

· 7-я гвардейская армия (генерал М. С. Шумилов)

· 46-я армия (получена 6 сентября из Юго-Западного фронта, генерал В. В. Глаголев)

· 53-я армия (генерал И. М. Манагаров)

· 69-я армия (генерал В. Д. Крючёнкин)

· 5-я воздушная армия (генерал-лейтенант авиации С. К. Горюнов)

Насчитывал 336 200 человек.

Всего в составе трех фронтов имелось 1 581 300 человек, 30 300 орудий и миномётов, 1200 танков и САУ, 690 реактивных установок, 1450 самолётов. Действия советских фронтов координировал представитель Ставки заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.

2.2. Германия

· группа армий «Центр» (командующий генерал-фельдмаршал Гюнтер Ханс фон Клюге):

· 2-я полевая армия (командующий генерал пехоты Вальтер Вайс)

· часть сил 2-го воздушного флота (генерал-фельдмаршал Вольфрам фон Рихтгофен)

· группа армий «Юг» (генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн):

· 4-я танковая армия (генерал-полковник Готхард Хейнрици)

· 1-я танковая армия (генерал кавалерии Эберхард фон Макензен)

· 8-я полевая армия (генерал пехоты Отто Велер)

· 6-я полевая армия (генерал-полковник Карл-Адольф Холлидт)

· 4-й воздушный флот (генерал-полковник Отто Десслох)

Всего в их составе насчитывалось 38 дивизий, из них 8 танковых и 2 моторизованных. В них было 700 000 солдат и офицеров, 7200 орудий и минометов, 1200 танков и штурмовых орудий, свыше 900 самолётов.

Общее превосходство сил было на стороне Красной Армии. Советские войска превосходили противника по личному составу в 2,1 раза, по самолётам – в 1,4 раза, по орудиям и миномётам – в 4 раза, по танкам силы были равны.

В ходе сражения обе стороны непрерывно наращивали свои силы. Так, советская сторона ввела в бой механизированный корпус, 2 кавалерийских корпуса, 14 дивизий и 5 бригад, немецкая сторона – 27 дивизий, в том числе 5 танковых и 1 моторизованную.

3. Начало операции

26 августа войска Центрального фронта перешли в наступление (известное как Черниговско-Припятская операция), нанося главный удар силами 65-й армии на новгород-северском направлении, имея дальнейшей задачей прорыв на Конотоп, Нежин, Киев. Противник оказал упорное сопротивление, в первый день наступления предприняв 12 контрударов. Продвижение советских войск было медленным. 27 августа в бой была введена 2-я танковая армия, которая смогла освободить город Севск, но была остановлена на следующем рубеже обороны. К 31 августа продвижение составило 20 – 25 километров, попытки развить здесь успех не дали результата.

Зато на направлении вспомогательного удара Центрального фронта войска 60-й армии быстро прорвали оборону врага и к исходу 31 августа продвинулись на глубину до 60 километров, расширив прорыв до 100 километров по фронту. Фронт немецких войск оказался рассеченным, армия вышла на оперативный простор, 30 августа она освободила город Глухов, 31 августа – город Рыльск. Срочно вылетевший на место прорыва К. К. Рокоссовский немедленно приступил к перегруппировке основных сил своего фронта в полосу достигнутого успеха, туда он направил 13-ю армию, 2-ю танковую армию, 9-й танковый корпус, 4-й артиллерийский корпус и основные силы авиации. После вступления этих сил в бой в месте прорыва произошёл полный развал вражеского фронта 2-й полевой армии. Армии Рокоссовского наступали неслыханными темпами – по 30 - 50 километров в сутки. 3 сентября они с ходу форсировали реку Сейм и овладели Конотопом.

Командование вермахта ввело в сражение против Центрального фронта дополнительно две танковые и три пехотные дивизии, отдельные части и крупные силы авиации. Однако разновременный и неподготовленный ввод этих сил в бой не дал ожидаемого эффекта – советские войска громили их по частям, применяя глубокие обходы и фланговые удары.

Воронежский фронт, проводивший Сумско-Прилукскую операцию, действовал не столь эффективно, к 31 августа продвинулся на 30 километров и 2 сентября занял город Сумы. Однако левый флаг противостоящих ему немецких войск оказался глубоко охвачен силами Центрального фронта и опасаясь выхода советских войск в свой тыл, немецкое командование начало спешный отвод своих войск.

Темпы наступления войск Степного фронта оказались ещё медленнее, только 4 сентября после ожесточенных боев они овладели городом Мерефа – важным узлом дорог на пути к Днепру.

4. Развитие советского наступления

6 сентября Ставка Верховного Главнокомандования поставила всем трём фронтам новые задачи. Воронежский фронт получил приказ наступать на Киев и был усилен 3-й гвардейской танковой армией из резерва Ставки. Центральный фронт был перенацелен с киевского направления на гомельское, получив общевойсковую армию и кавалерийский корпус. Степной фронт нацеливался на Полтаву и Кременчуг, ему передали сразу три армии.

Советское наступление продолжалось. К 7 сентября Центральный фронт продвинулся на юго-запад на 180 километров, вышел на широком фронте к Десне и с ходу форсировал её. Воронежский фронт сосредотачивал на своём правом крыле ударную группировку в составе танковой и двух общевойсковых армий, трёх танковых и кавалерийского корпусов. Однако эта передислокация снизила и так не слишком высокие темпы наступления фронта. Разрыв между Воронежским и Центральным фронтами продолжал усиливаться. Степной фронт вёл упорные бои на подступах к Полтаве, превращённой противником в мощный оборонительный район. Однако севернее и южнее Полтавы армии фронта далеко обошли фланги полтавской группировки и стремились в Днепру. Советское командование также предпринимало все усилия, чтобы упредить немецкие войска в выходе на Днепр. Ставка приказала всем командующим фронтами формировать в каждой армии подвижные отряды, собирать для них все имеющиеся танки и автотранспорт и стремительно выходить к Днепру, обходя укреплённые районы и населённые пункты. Немецкое командование пришло к выводу о невозможности удержать натиск советских войск на подступах к Днепру и 15 сентября приказало своим войскам срочно выходить из боя, под прикрытием сильных арьергардов стремительно двигаться к Днепру и занимать укрепления «Восточного вала» для недопущения форсирования Днепра советскими войсками. Там же спешно занимали оборону ещё 12 дивизий, переброшенных из резерва, из Европы и из группы армий «Центр». Последующие события в исторической литературе часто именуются как «бег к Днепру».