Смекни!
smekni.com

Караханидский каганат (стр. 3 из 5)

Высокого уровня развития достигло городище Кулан, которое вплоть до VI - VII веков состояло из нескольких десятков усадеб и замков, а уже в VII - VIII веках начинается формирование города Кулана, основой, которого стал замок, складывается шахристан со стеной, в округе Кулана строятся новые усадьбы и замки, а старые обновляются, в период же господства Караханидов Кулан становится крупным торгово-ремесленным центром.

Кроме вышеперечисленных городов, в Ташкентском оазисе упоминается до 50 городов, среди них крупными или разраставшимися в Х -ХII веках , были Исфиджаб (современный Сайрам), Бинкет (с ХI века Ташкент, столица области Шаша), Тункет (столица области Илака), Нукет и Бенакет. В основном все крупные города Средней Азии, состояли из четырех частей - цитадели, шахристана, внутреннего и внешнего рабадов, обведенных валами.

В трудах географов Х века упоминаются в Фергане 39 городов, Усрушане - 12, Бухарском оазисе - 29, в Согде - 12 и в долине Кашка -Дарьи - 6 городов. В словаре Махмуда Кашгари также приводится большое количество географических названий. Наиболее подробно характеризуются им районы Тянь-Шаня и Семиречья. Автор много путешествовал и хорошо знал восточную часть территории государства Караханидов. Он перечисляет названия основных городов и кишлаков, которые располагались на территории Средней Азии и Южного Казахстана: Улуг-Талас, Кэми-Талас, Тартуг, Баласагун, Кочкор-Баши, Санлиг-Каяс, Кара-Каяс, Икки-Окус, Чигил, Барсган, Узкэнд, Ягма, Аргу, Бухара, Исфиджаб, Самарканд, Талас и т.д. Некоторые из этих городов существуют до сих пор.

Таким образом, период Х -ХII веков был временем подъема городской жизни в Средней Азии и на юге Казахстана. Возникали новые города, росли старые. Расширение площади городов шло за счет рабадов - торгово-ремесленных предместий. В это время шел процесс исламизации Южного Казахстана, который прежде всего охватил городскую среду. Рядом с городами появлялись мусульманские кладбища, мавзолеи, формировались культовые ансамбли. В городах строились мечети.

В средние века в городской застройке видное место стали занимать такие общественные сооружения, как бани. В жизни горожан баня играла важную роль и после мечети была самым посещаемым местом. Ученный И.А. Орбели отмечал, что "баня на Кавказе, как и на всем Востоке, - предмет особой заботы и градоправителя, и цеховых организаций, и отдельного богача, устроившего баню для себя и для своих друзей. Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями".

1.4 Памятники материальной культуры эпохи Караханидов

В ХI - ХII веках в Средней Азии продолжало развиваться строительное дело, о чем свидетельствуют дошедшие до нас остатки различных памятников. В этот период происходило совершенствование строительной техники и проявлялся большой прогресс в архитектуре и прикладном искусстве. Жженый кирпич стал основным строительным материалом в сооружении монументальных и других общественных зданий и жилых домов богатых.

Самый ранний из дошедших до нас караханидских памятников - известная башня Бурана, возведенная во второй половине Х века и расположенная близ Токмака. Бартольд В.В. сначала предполагал, что эта башня является остатками Баласагуна, но позже отождествлял башню с городищем Ак-Бешим (к юго-западу от Токмака), а саму башню Бурана считал его загородным поместьем. Первая гипотеза, высказанная Бартольдом, подтверждается сведениями автора ХV - ХVI веков Мухаммеда Хайдара Дулати, в которых указывалось: "В стране Джу в одном месте есть следы большого города, его минареты, купола и медресе в некоторых местах сохранились. Так как имени того города никто не знает, то монголы называют его Монара". Он же сообщает о сохранившемся в то время надгробии имама Мухаммеда Факиха Баласагунского, скончавшегося примерно в 1311-1312 годах. То, что Монара (Бурана) и есть Буранинское городище, описанное Мухаммедом Хайдаром, бесспорно, судя по тождеству названий. Видимо эта башня служила вышкой муэдзина, сзывавшего мусульман на молитву и сторожевым постом города.

В Узгене сохранился архитектурный комплекс из трех мавзолеев и одного минарета, последний выполнял такие же функции, как и башня Бурана. Северный мавзолей построен в 1152 году, там похоронен владетель Ферганы, один из караханидских ханов Тогрул Кара-хан Хусеин ибн Хасан. Средний мавзолей возведен в начале ХI века, а Южный - в 1187 году.

К числу крупных построек в западнокараханидском каганате следует отнести Намазго - загородную мечеть в Бухаре с михрабом, мимбаром и открытым пространством для праздничной молитвы, обнесенную стеной. Кроме этого, дворец Шамсабат, около Бухары; минарет Калян (1127 год), минарет и мечеть Магоки-Ат-тари (ХI - ХII века ) в Бухаре, караван-сарай Рабат-и-Малик (ХI век) около Кермине по дороге из Самарканда в Бухару, мечети Дигаран в Хазаре (ХI век) и Искеджкете (1121 год) в Бухарском оазисе.

Глава 2. Наука и литература в Караханидском государстве

Средняя Азия – один из древнейших очагов культуры и науки. Народы же Средней Азии и Казахстана – создатели этой древней культуры. Имена средневековых авторов, таких как Хорезми, Фараби, Бируни, Ибн Сины, Махмуда Кашгари и других сделавших известный вклад в развитие науки, литературы, ныне известны всему миру.

Караханидский период в истории Средней Азии и Казахстана явился продолжением расцвета культуры, науки и литературы в целом

2.1. Влияние Саманидов на культуру Караханидского государства

Огромное влияние на развитие науки и литературы в Караханидском каганате оказало, несомненно, предыдущая иранская династия – династия Саманидов.

Период правления Самнидской династии совпал с эпохой “мусульманского ренессанса”, когда исламская цивилизация во всех отношениях достигает пика своего развития. Влияние местной саманидской традиции на становление тюрко-мусульманской культуры среденевековья, на формирование мировоззрения и творческой ориентации видных тюркских мыслителей и поэтов, таких, как аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари действительно огромно. Саманидское государство олицетворяло собой синтез двух культур: кочевой, т.е. тюрки и местной оседлой, иранцы. О значимости культуры саманидской эпохи (IХ – Х века) говорят имена выдающихся ее представителей – ученых, поэтов, историков. Речь идет о таких фигурах мирового масштаба, как великие ученые – энциклопедисты Ибн Сина, Абурейхан Бируни, аль-Фараби, Мухаммед Хорезми, историки ат-Табари, Балазури, поэт Рудаки и другие.

Время Саманидов – это время зарождения классической фарсиязычной поэзии. На фарси писал классик таджикско-персидской поэзии Рудаки. Слава о великом поэте распространилась по всему Востоку и эмир Наср ибн Ахмед пригласил его к себе в качестве придворного поэта и музыканта. Впоследствии касыд Рудаки испытал Юсуф Баласагуни . Шедевр персидской культуры “Шах-наме” Абукасыма Фирдоуси создавался также на традициях и канонах, выработанных в саманидскую эпоху.

Огромное значение в области науки и литературы имели также города Саманидского государства, многие из которых, хотя и не входили в его состав, зато находились в орбите его политического и культурного влияния.

Крупным мусульманским центром являлась столица Саманидов – Бухара. Она по праву считалась законодательницей моды и на протяжении последующих столетий она сохраняла престижный статус главного центра просвещения. Скорее всего, аль-Фараби до поездки в Багдад обучался в медресе Бухары. Именно в Бухаре Ибн Сина имел счастье приобрести книгу аль-Фараби, в которой говорилось о мыслях древнегреческого философа Аристотеля. Исследователи предполагают, что свой труд “Диван лугат ат-тюрк” Махмуд Кашгари написал в Бухаре, и, по крайней мере нет сомнения в том, что он получил там образование.

Значительную роль в культурном плане сыграл, несомненно, город Багдад. Этот город был основан в 762 году и стал центром тогдашней науки. Багдад, который был официально назван “городом мира” был выстроен в основном за четыре года. На его стройках работали многие тысячи мастеров из различных стран Востока. Науке здесь уделяли очень серьезное внимание, поэтому в Багдаде был построен “Баит ал-хикма” – “Дом мудрости”. В нем имелись хорошо оборудованная обсерватория и богатая библиотека. “Дом мудрости” сыграл роль академии наук, туда были приглашены известные ученые. Впоследствии, в его стенах были написаны труды великих ученых Саманидской династии.

Таким образом, к моменту прихода Караханидов к власти в Мавераннахре, область науки и литературы была в самом расцвете. Даже, не смотря на то, что династия Саманидов прекратила свое сущесивование в результате завоевания Караханидов, “саманидская культурная традиция”, феномен саманидской культуры продолжал жить и приумножаться. Караханиды оставили почти без изменения существовавшие государственные и культурные традиции Мавераннахра.

Данная, благоприятная культурная почва, существовавшая в Мавераннахре, послужила толчком к тому, что на свет появились наиболее известные памятники духовной культуры эпохи Караханидов – это “Кутадгу билиг” Ю. Баласагуни и “Диван лугат ат-тюрк” М. Кашгари.

2.2. Выдающиеся деятели культуры эпохи Караханидов: Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари

Историю классической тюркоязычной литературы открывает величественный памятник тюркской литературы и культуры – первое, старейшее и единственное в своем роде тюркское поэтическое сочинение ХI века – поэма “Кутадгу билиг” (“Благодатное знание”), которую без малого тысячу лет назад написал в древнем Кашгаре прозорливый мудрец и вдохновенный поэт Юсуф хасс-хаджиб Баласагуни.