Смекни!
smekni.com

Караханидский каганат (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение.

Глава1: Характерные черты и особенности культурного наследия эпохи Караханидов.

1.1 Распространение ислама при Караханидах.

1.2 Значение Великого Шелкового пути в культуре Караханидов.

1.3 Города и городская культура в Х-ХIII веках.

1.4 Памятники материальной культуры эпохи Караханидов.

Глава 2. Наука и литература в Караханидском государстве.

2.1 Влияние Саманидов на культуру Караханидского государства.

2.2Выдающиеся деятели культуры эпохи Караханидов

Заключение

Список используемой литературы.

Введение

Караханидский каганат- первое тюркское государство Средней Азии, возникшее в середине Х века на территории Семиречья и части Восточного Туркестана. Значительные сдвиги и изменения, произошедшие в политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни страны, заставляют выделить время Караханидов в особый исторический период.

Особый интерес караханидское время представляет в области культуры, науки и искусства. В это время идет процесс взаимослияния, взаимообогащения кочевой тюркской и оседлой таджикской культуры. Причем в масшатабах беспрецедентных.

В эпоху Караханидского государства наибольшего влияния достиг ислам, который впоследствии стал государственной религией Караханидов.

Для Средней Азии Караханидский период - время расцвета градостроительства и городской культуры.

В этом специфика и значение караханидского периода для истории народов Средней Азии и Южного Казахстана.

Караханидский период в истории Средней Азии и Юго-Восточного Казахстана и в наши дни остаётся одной из самых сложных и малоизученных проблем среднеазиатской и казахской медиевистики.

Отдельной монографии, посвященной именно культуре государства Караханидов к сожалению нет. В основном все существующие исследования по истории Караханидов посвящены в частности политической истории этого государства.

Целью данной работы является анализ культурного развития эпохи Караханидского государства.

Достижение этой цели через решение следующих задач:

1. Изучение историографии проблемы

2. Ознакомление и анализ памятников культуры Караханидов

3. Выявление общего и особенного в культуре Караханидов

Хронологически данная работа охватывает период с сер.Х века до начала ХIII века, когда на территории Семиречья и части Восточного Туркестана существовало Караханидское государство.

Глава 1: Характерные черты и особенности культурного наследия эпохи Караханидов

В середине Х века на территории Семиречья и части Восточного Туркестана возникло государство Караханидов - первое тюркское мусульманское государство в Центральной Азии.

Образование государства Караханидов связано с политическими событиями, происходившими на обширной территории от Семиречья до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке, а так же с распадом Карлукского каганата.

Наибольшую роль в образовании и ранней истории Караханидского государства сыграли племена карлукской конфедерации, куда наряду с карлуками входили чигили и ягма. Именно эти племена составили основное ядро Караханидского государства.

1.1 Распространение ислама при Караханидах

Историческая традиция называет родоначальника Караханидской династии Бильге Кюль Кадир-ханом, который по сообщениям Гардизи, принял в 840 году титул кагана.

Основателем же Караханидского государства считается внук Бильге Кюль Кадир -хана, сын Вазир Арслан - хана Сатук Богра -хан.

Годы правления Сатука Богра -хана (915 - 955) сыграли очень большую роль в истории Караханидского государства, как в политическом, так и в культурном отношении. Так как с его именем связан один из важных моментов в культуре Караханидов - это распространение ислама.

В Х веке связи между "Миром ислама" (особенно его северо-восточным форпостом - государством Саманидов) и тюркской кочевой степью были сложившимися и традиционными. Это и стало одним из следствий того, что ислам начал проникать в кочевую степь.

Ранняя история Караханидов освещена в источниках неполно, и сведения носят в основном полулегендарный характер. Тем не менее, через легенды, переданные поздними мусульманскими авторами, можно восстановить общий ход событий, мотивы и характер исламизации, и её значение.

Сатук, как это видно из преданий, рано осиротел и воспитывался в Кашгаре при дворе своего дяди Огульчака. В свои двенадцать лет Сатук был мальчиком "совершенной красоты, природного ума, чистоты помыслов, здравого разумения и понимания, чего не было у царевичей до него. Однажды он видел, как люди из Бухары совершают намаз и спросил Насра ас-Самани, что они делают. Тот поспешил разъяснить ему основы мусульманства. Проповедь саманида и наблюдения за жизнью мусульман заставили Сатука глубоко задуматься о религии и вынести свое первое суждение: "И как же достойно поклонение это божество, и как прав этот пророк в том, что следовали за ним" .

В распространенных в Восточном Туркестане, Средней Азии и Казахстана дастанах о Сатуке Богра- хане, его личность окружена ореолом святости. Миссия кагана среди тюрков была предопределена свыше: во время миграджа пророк Мухамед в присутствии ангела Джабраила лично разговаривал с духом будущего Сатука. Приводятся и другие мистические сюжеты. Первый урок ислама тюркский принц получил в юном возрасте во время охоты. Сатук отделился от друзей, догоняя зайца. Заяц будто бы обернулся старцем, святым Хизром. Хизр был первым, кто проповедал ему истину ислама. В варианте сказаний, приведенных Чоканом Валихановым, Караханидского хана обратил в мусульманство саманидский проповедник, Ходжа, благочестивый ученый и торговец Абунаср ас-Самани. Самани юыл глубоко верующим человеком, однажды ему принился пророк Мухаммед, сообщивший ему радостную весть о том, что на него возлагается почетная миссия обращения в ислам Сатука в Туркестане, будущего воителя за веру, но "покоя в образе неверного". По приказу Пророка "Восстань. Он родился. Иди и ищи". Абунаср Самани -Ходжа отправляется в Туркестан и находит в Кашгаре Сатука. Вполне возможно, что наряду с саманидским царем на мировоззрение Сатука оказали влияние и другие личности - ученые, суфии.

В мусульманской историографии часто приводится следующий сакральный сюжет из жизни Сатука Богра-хана. Ему приснился вещий сон: с неба спустился человек и сказал ему по - тюркски: "Прими ислам! Ты будешь благополучен в этой жизни и в будущей!". Согласно комментариям среденевековых историков, именно это послужило толчком к принятию судьбоносного для хана и всей страны решения. Описаниями различных предсказаний, сновидений весьма богаты средневековые хроники. "Вера в предопределенность исторических событий была распространена в арабо-мусульманском мире". Правдоподобность необычного сна Сатука Богра-хана нельзя исключать. Вполне естественно, когда монархи, напряженно размышляют в своем "дневном" сознании над судьбами страны, подталкиваемые ходом обстоятельств принятию какого то важного исторического решения, вдруг получает "ответ" в своих сноведениях, либо в какой то другой иррациональной форме.

Обращение в ислам вождя тюрков было подготовлено всем ходом событий, духовных ситуаций, обстоятельств его жизни. Наконец он услышал приказ - откровение своего высшего "я" во сне. Состояние Сатука имело сходство с духовными исканиями русского князя Владимира:'ebадимира:f0 видел превосходство христианства, видел необходимость принять его, хотя по очень естественному чувству медлил, ждал случая, ждал знамения".

Став мусульманином, Сатук, боясь вызвать гнев своего дяди и других соплеменников, скрывал свою веру и изучал религию тайно (до 25 лет). Когда возникли благоприятные обстоятельства он повел борьбу против Огулчака и, став каганом, осноал Караханидское государство. Сатук имел второе мусульманское имя Абд аль-Керим. Во всех легендарных версиях можно выделить реальное ядро: Сатук был первым Караханидским правителем принявшем ислам (примерно после 943 года), исламизация происходила мирным путем через культурное влияние саманидского государства.

В кашгарских преданиях Сатук Богра-хан именуется Сатуком Богра-ханом-гази (т.е. борцом за веру). Естественно, что язычники стремились взять реванш, и кагану приходилось идти газаватом до Турции и Комула, о чем говорят: "обширные места религиозныз побоищ около Хотана, а так же между Яркендом и Янысаром, называемые шайдан (шахидан - место успокоения мучеников).

В дастане "Сатук Богра-хан" тюркский правитель восхваляется за свои подвиги: он поражал "неверных" своим чудесным мечом, удлинявшимся в сорок раз. Умер каган в возрасте 96 лет и был похоронен в селении Артуч (к северу от Кашгара). В Семиречье и Восточном Туркестане его почитали как святого, способного приходить на помощь и благославлять тех, кто посвящает себя религиозному служению. Так, легендарный каган считался духом - покровителем известного суфия Ходжа Мухаммада Шарифа, родом из Сайрама, проповедовавшего ислам в Восточном Туркестане ."Я слышал от дервишей, что обращение к его духу приносит великую благодать", - пишет о Сатуке Богра-хане Мухаммед Хайдар Дулати .

Усилиями потомков Сатука Богра-хана ислам ещё более укрепляется среди тюрков. При сыне Сатука Мусе, унаследовавшем престол в 955 году, ислам был объявлен государственной религией каганата (960 год). Массовый переход населения Семиречья в мусульманство произошел при нем около 960 года. Об этом свидетельствуют слова Бартольда: "Принятие ислама в 960 году... многочисленным (200000 шатров) турецким народом". Это событие стало судьбоносным в истории Центральной Азии.

Муса Арслан хан носил пышный титул "Шихаб ад-дауля ва захир ад-да ва" ("Свет державыи опора призыва к вере"). Он вел религиозные войны с язычниками, отголоски которых есть в песнях, собранных в "Диван лугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари.