Вернадский справедливо замечал, что исследователи, занимающиеся проблемой крепостного права в России, основное внимание уделяют XVI-XVII вв., между тем, как последующее два века остаются малоизученными в данном отношении, несмотря на значительно большее количество документов разного рода, касающихся крестьян и относящихся к данному периоду[10]. Историк говорил о том, что крепостное право XVIII и XIX вв. существенно отличалось от крепостного права ранее рассмотренных периодов, первое, по его словам, представляло собой совокупность крепостного права сложившегося к XVII в. и холопства – от слияния этих двух элементов и образуется новый юридический институт – крепостное право XVIII и XIX вв.
3. 2. Крепостничество в Петровскую эпоху, крестьянская политика Павла I.
Петровские преобразования привели к изменению всех сфер жизни общества и позиций России в мире. Но абсолютное большинство населения (крестьяне) от реформ ничего не получили, но фактически были вынуждены их оплачивать. Тем самым эти реформы укрепляли крепостную зависимость крестьян. Указом Петра I от 1707-1708 гг. за укрывательства и невозвращение беглых крестьян наказанием назначалась полная конфискация имения. Указ 1718 г. о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Известно, что при подворном налоговом обложении практиковалось объединение дворов. Во двор более или менее зажиточного крестьянина подселяли бедные крестьянские семьи (подсуседники, захребетники) или одиноких крестьян-бобылей, чтобы не платить налог с их дворов. С введением подушной подати исчезал стимул к такому объединению. 18 января 1721 г. вышел указ о покупке деревень к заводам. В указе говорилось о том, что, несмотря на прежнее запрещение купцам приобретать деревни (а запрещение было потому, что купцы занимались исключительно купечеством и не приносили тем самым пользы государству), «...позволяется сим нашим указом ...деревни покупать невозбранно», по причине того, что «...многие купецкие люди...возымели к приращению государственной пользы заводить разные заводы...». Таким образом, выходило, что владельцы крестьян были лишь временными их держателями по уполномочию государственной власти. Иными словами характерной особенностью крепостного права XVIII – XIX вв. было то, что в отличие от предыдущего, московского периода крестьяне находились в собственности государства. Другая особенность (а точнее сказать тенденция) рассматриваемого периода - консолидация различных категорий крестьянства в единое сословие. Между тем, со второй половины XVIII в. положение крестьян частновладельческих заметно ухудшается.
Годы 1725-1741 в истории России принято называть эпохой Дворцовых переворотов. Политика правителей этой эпохи шла по двум основным направлениям: расширение функций дворян, усиление крепостного гнета. Нам более интересно второе направление. С 1731 г. помещики или приказчики стали приносить присягу на верность императору за крестьян, что означало более прочное прикрепление крестьян к личности владельца. В том же году в руки дворян был передан сбор подушных денег с подвластных крестьян в связи с их задолжностью государству. Помещик получал право сам устанавливать наказание за побег крестьянина.
Указом Анны Иоанновны от 1732 г. помещикам запрещалось переселять собственных крестьян без разрешения Камер-коллегии (в интересах фиска). В 30-40-е гг. принудительный труд господствовал практически во всех отраслях промышленности. Указ от 1736 г. вводилось «вечное закрепощение» рабочих на мануфактурах, фабрикантам разрешалось покупать крестьян «на вывоз», без земли. Политика Елизаветы Петровны в крепостном вопросе оставалась такой же. В 1746 г. только за дворянами было закреплено право владеть землей и крестьянами. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян, выступавших против них, в Сибирь, с зачетом их вместо рекрутов. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика. Помещик выполнял по отношению к крестьянам полицейские функции. В 1744-1747 гг. была проведена вторая перепись податного населения. В 1755 г. заводские крестьяне были закреплены в качестве постоянных (посессионных) работников на уральских заводах. Таким образом, помещики получили право распоряжаться на только землей, но и личностью и имуществом крестьянина.
При Екатерине II начинается процесс превращения крепостных крестьян в рабов (как она сама их и называла). В 1765 г. последовало официальное разрешение на продажу крестьян без земли (что доказывает преобладание на данном этапе прикрепления не к земле, а к помещику) и даже с разлучением семей. Их имущество принадлежало помещику, гражданско-правовые сделки они могли совершать только с его разрешения. Они подлежали вотчинной юстиции помещика и телесным наказаниям, которые зависели от воли помещика и ничем не ограничивались. 22 августа 1767 г. вышел указ императрицы «О бытии помещичьем людям и крестьянам в повиновении и послушании у своих помещиков, и о неподании челобитен в собственные Ея Величества руки», в котором крестьянам и прочим людям недворянского сословия запрещалось подавать челобитные Ее Величеству, «а ...буде ...крестьяне в должном у помещиков послушании не останутся, и в противность... на помещиков своих челобитныя... Ея Императорскому Величеству подавать отважатся», то предписано высечь их кнутом и отправить на каторгу, засчитав их в рекруты, дабы не причинять ущерба помещику. Этим законом государство фактически отказывалось защищать крестьян от произвола помещиков, что естественно вело к его усилению. В историографии конец XVIII характеризуют как кульминацию крепостного права, как период расцвета крепостнических отношений, однако неизбежно за кульминацией следует развязка, за периодом расцвета – период разложения, так произошло и с крепостным правом.
Определенную, хотя и весьма противоречивую политику в отношении крестьянского вопроса проводил Павел I . За четыре года царствования он раздарил около 600 тыс. крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В 1796 г. произошло закрепощение крестьян в области войска Донского и в Новороссии, в 1798 г. отменен введенный Петром III запрет на покупку крестьян владельцами не из дворян. Вместе с тем, в 1797 г. была запрещена продажа дворовых крестьян с молотка, а в 1798 г. — украинских крестьян без земли. В 1797 г. Павел издает Манифест о трехдневной барщине, вводивший ограничения на эксплуатацию помещиками крестьянского труда и ограничивавший их владельческие права. Более решительные (хотя и далеко не достаточные) шаги в данном направлении – улучшения положения крестьян – были сделаны уже в XIX в.
Уже в начале XIX в. наблюдается некоторое облегчение положения крестьян. Так изданный Александром I 12 декабря 1801 г. указ, предоставлял право покупать земли не только помещикам, но и крестьянам, за исключением помещичьих. Монопольное право дворян на землю отменялось. 28 мая 1802 года выходит указ о запрещении печатать объявления о продаже крепостных крестьян без земли. 20 февраля 1803 г. был издан указ «Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных» (более известный, как закон «о вольных хлебопашцах»). В указе говорится о том, что с обоюдного согласия помещика и крестьянина, последний, выплатив выкуп, мог быть отпущен на волю, участок земли, полученный им по выходу находился в его собственности, и он мог продавать, закладывать его и передавать по наследству (было здесь и ограничение – запрещалось дробить участки менее 8 десятин). На крестьян, имевших в собственности недвижимость, не распространялись запреты на различные сделки. Реально, этим законом воспользовались немногие, крестьянское население было слишком бедно и потому неспособно платить выкупы, но уже само наличие юридического закрепления возможности законного выхода имело большое значение.