Смекни!
smekni.com

Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг (стр. 14 из 16)

Распространение печати на оккупированной территории было ответственными опасным делом.За каждую обнаруженную у местного жителя листовку или газеты гитлеровцы карали смертью.Несмотря на это, тысячи патриотов, рискуя жизнью, несли в массы советские подпольные издания. Они шли на самопожертвование,глубоко веря, что делают нужное для Родины дело.

В работе Компартия Белоруссии в годы войны важное место отводилось литературе и искусству.Учитывая их значение как мощных средств идеологического воздействия на массы, Коммунистическая партия страны через газету"Правда" призвала деятелей культуры "воспитывать во всем нашем народе чувство беззаветной и самоотверженной любви к Родине, чувство священной ненависти к подлому врагу,чувство бесстрашия и презрения к смерти".[12,c.189]Главными темами литературы и искусства в годы войны стали Родина и победа, героический образ советского человека.

Своеобразие и новизна задач, вставших перед советской литературой военного времени, выдвинули на первый план наиболее мобильное писательское оружие - художественную публицистику, очерк. С яркими произведениями политической публицистики выступали Ванда Василевская, Всеволод Вишневский, Борис Горбатов, Леонид Леонов, Николай Тихонов, Михаил Шолохов и многие другие.Лучшие произведения писателей печатались на страницах центральных газет и журналов, значительная часть которых засыпалась во вражески тыл.Огромной популярностью у партизан Белоруссии пользовалась публицистика А.Тостого, его "Кровь народа"," Я призываю к ненависти".

Большое место в творчестве прозаиков занимали произведения, посвященные борьбе советских людей на временно оккупированной территории. Широко и полно эта тема раскрыта в "Радуге" В.Василевской и "Непокоренных" Б.Горбатова.

Поступки героев художественных произведений представляли вдохновляющий пример служения социалистическому Отечеству.Воспетые на их страницах героизм воинов Красной Армии, партизан,интеллигенции в тылу врага вдохновляли советских людей на оккупированной территории, звали их на подвиг.

С первых дней Великой Отечественной войны по призыву партии в ряды защитников Родины встал большой отряд деятелей литературы и искусства Советской Белоруссии.Литераторы в своих произведениях обличали зверский облик фашизма, показывали его неизбежную обреченность,звали население оккупированных районов на священную войну,поднимали его боевой дух,воспитовали патриотические чувства.С огромной силой эти мотивы выражены в произведениях народных поэтов Белоруссии Янки Купалы и Якуба Колоса.

Уже первые публицистические выступления Янки Купалы "Поднялась Беларусь", "Земля горит под ногами фашистов","Клич к белорусскому народу" стали яркими документами эпохи, своим острием направленными на разоблачение человеконенавистнистнических планов Гитлера и его подручных. В статье "Поднялась Беларусь", опубликованной В "Известиях" 11 июля 1941 года, Я. Купала убедительно показывал тщетность намерений фашистов сломить гордый дух свободолюбивого белорусского народа, парализовать его волю к борьбе, превратить в своего раба. В статье "Белорусский народ не позволит себя закабалить" Купала писал, что белорусы мужественно сражаются за свободу Советской страны в неразрывном единении со всеми братскими народами; они знают, что обрести свободу и счастье смогут только в совместной борьбе."Великий русский народ, - говорил Я.Купала,- вместе с украинским, белорусским, грузинским, вместе со всеми народами нашей страны раздавят фашистского гада! Мерзкий позорный знак свастики будет уничтожен навсегда!". [23,c.125]

Я Купала выступал в печати как борец.Его художественное слово с беспощадной силой обрушивалось на головы гитлеровских захватчиков.Поэт верил, что поднявшийся на битву с фашистами народ не склонится перед врагом, не станет его рабом.Поэзия Купалы была полна тех благородных чувств, которыми жил белорусский народ, того пафоса и подъема , которые были так необходимы в суровое время войны. Он был вместе с народом, говорил ему ясно и убедительно о сущности разбойничьих целей врага, гневно разоблачал перед всем миром Гитлера как самого лютого грабителя.

Огромной художественной силы достиг Я.Купала в стихотворении "Беларускім партызанам".Оно сразу же было переведено на русский язык, издано листовкой и широко распространено на временно оккупированной территории. Это стихотворение - вдохновенный документ исторического и поэтического значения, целая программа борьбы, сгусток той ненависти, которую несли в своих сердцах все население республики к фашистским убийцам.

Неповторимым образцом публицистической лирики военных лет является творчество народного поэта Белоруссии Якуба Коласа. Его произведения выражали твердую уверенность в неодолимой силе советского народа, правильности руководства Коммунистической партии. Мотивы ненависти к врагу у Я. Коласа тесно переплетались с патриотическими призывами отстоять независимость Родины, защитить призывами отстоять независимость Родины, защитить свободу. Основным и единым лирическим героем поэзии Коласа военного времени был обобщенный образ советского патриота, верного защитника родной земли, воина Красной Армии, партизана и труженика тыла, живших одним стремлением - одержать победу над врагом, освободить родную землю от врага.

Произведения Я. Коласа против фашистских захватчиков звучали мощным призывом к родному народу, звали его на борьбу.

Яркими художественными страницами в летопись периода Великой Отечественной войны вошли произведения Петра Глебки, Аркадия Кулешова, Михася Лынькова, Кондрата Крапивы, Кузьмы Чорнаго, Михася Машары и других белорусских писателей. В них звучала тема Родины, во всем величии раскрывались высокие идейные и моральные качества советских людей; слышалась острая боль за страдания и слезы родного народа, оказавшегося под игом фашистских захватчиков. С большой поэтической страстью, эта вера народа в правоту своего дела и неизбежную победу над врагом выражена в мужественных строках стиха П. Бровки "Маці":

Не раз мы зносілі насланую бяду,

Не раз знішчалі мы драпежнікаў шалёных;

Змяце зямля і гэтую брыду,-

І выйдзе Беларусь з палону. [12,c.119]

Пламенные слова белорусских писателей были острейшим оружием в борьбе с врагом. Они помогали Компартии Белоруссии в мобилизации духовных сил народа на борьбу против немецко-фашистских оккупантов. Важным средством идейно-политической работы в партизанских формированиях были так называемые малые формы всех видов художественного творчества: стихотворения, песни, плакаты, карикатуры, авторами которых были сами партизаны.

В издаваемых подпольными партийными комитетами на оккупированной врагом территории Белоруссии газетах, а также в рукописных журналах, боевых листках большое место отводилось самодеятельному художественному творчеству. Стихи, рассказы, песни слагали командиры, политработники, рядовые партизаны. В них показывались героические подвиги, мысли и чувства народных бойцов.

Огромное значение в идеологической работе Коммунистической партии в годы войны принадлежало музыке. Основную тематику белорусских композиторов в те годы составляла всенародная борьба трудящихся республики против немецко-фашистских захватчиков в тылу врага. Так, кантаты А.В. Богатырева "Белорусским партизанам" (на стихи Янки Купалы", написанная в 1942 году явились первыми музыкальными произведениями, в которых призыв к мужеству, ненависти к врагам, уверенность в победе вызвали к жизни качественно новый художественный образ, утверждающий духовную силу, патриотизм народа.

Самым распространенным музыкальным жанром была песня - наиболее популярный жанр музыкального творчества. Несшая заряд гражданственности, вселявшая в суровые годы войны и фашистской оккупации мужество, звавшая народ на борьбу, она стала большой политической силой. Песня объединяла партизан и население в единую боевую силу, вдохновляла на подвиги. Особенно большую роль играла революционная песня, и в первую очередь гимн коммунистов "Интернационал".

В дни войны поэт Петрусь Бровка и композитор Е.К. Тикоцкий создали оперу "Алеся" о жизни и борьбе белорусских партизан. Поэт М.Н. Климкович и композитор Н.Ф.Соколовский написали песню "Мы -белорусы", ставшая позже, в 1955 году, Гимном БССР.

В песенном репертуаре населения Белоруссии значительное место занимали юмористические и сатирические частушки. Высмеивая фашистских поработителей, их авторы показывали, как на борьбу с фашистскими оккупантами встают самые широкие массы трудящихся республики. Гитлеровские оккупанты попадают здесь в комическое положение и нередко бесславно погибают:

І за мёдам, і за гускай

Лезлі на нас гадзіны;

І за тое куляй рускай
Штабалямі складзены. [12,c.135]

Из частушек вставал сатирический облик кровожадного Гитлера, планы которого-добиться мирового господства, были обречены на провал:"Цяжка Гітлеру дыхнуць-дыхавіцу спёрла: хоча шар зямны глынуць, ды не лезе ў горла".[12,c.147].В частушках показывалась твердая уверенность народа в скорой победе над врагом, в возвращении к мирной жизни.