Столинский раввин ПЕРЛОВ Мовша Сролевич (5) посетившему, по нашему заданию, в марте месяце 1941 г. нашему агенту "ПИНСКЕР" заявил:
"Нечего даже и думать, чтобы мириться с существующими условиями жизни в Советском Союзе. Наоборот, надо стремится изо всех сил, чтобы еврейский народ сплотился вокруг антисоветских вождей".
Будучи враждебно настроенными по отношению к Советской власти, клерикалы под видом отправления религиозных служб собирают вокруг себя антисоветский националистический элемент, из бывш[их] торговцев и служителей религиозного культа, среди которых ведут активную антисоветскую деятельность, выступая с проповедям контрреволюционного содержания, призывают еврейское население укреплять веру в бога и бороться против Советской власти.
По сообщению агента "ПИНСКЕР", раввин РОЗЕНЦВАЙГ в одной из своих проповедей выступил против Указа Президиума Верховного Совета о труддисциплине (6). РОЗЕНЦВАЙГ сказал:
"Указ Президиума Верховного Совета СССР направлен, главным образом, против еврейской религии, т.к. обязывает евреев работать в субботу".
По данным агента "ГЕРМОВ", РОЗЕНЦВАЙГ, высказывая свое мнение об антирелигиозной пропаганде в СССР, заявил:
"Надо идти против этого и быть готовым ко всему. Всегда и везде антисемитизм был, есть и будет".
Разрабатываемый по дело-формуляр пинский раввин ПЕРЛОВ Абрам Срулевич (7) (брат столинского раввина ПЕРЛОВА М.С.) среди религиозного еврейского населения считается чудотворцем, вокруг себя группирует наиболее фанатичную часть еврейских религиозников, среди которых ПЕРЛОВ проводит активную антисоветскую деятельность, распространяет контрреволюционную клевету и провокационные слухи, с целью вызвать озлобление у верующих и Советской власти.
10-го мая 1941 г., обращаясь в группе еврейских религиозников, ПЕРЛОВ А.С. говорил:
"В Советском Союзе очень плохо жить, хуже, чем в Германии... что это за жизнь, когда люди не верят в свой день, не знают, что с ними будет завтра. Человек в Советском Союзе, а в особенности мы, религиозные евреи, каждый день должны ожидать ареста.
Здесь нас притесняют, ко всему придираются, за все, что только можно, цепляются и составляют протоколы и все это за то, что мы религиозные евреи. Здесь, в Советском Союзе говорят, что антисемитизма нет, а на самом деле нам здесь хуже, чем в Германии, нас здесь больше преследуют".
Раввин ПЕРЛОВ М.С. среди религиозного еврейского населения гор. Столина также пользуется репутацией чудотворца, группирует вокруг себя контрреволюционные националистически элементы и антисоветски настроенных лиц из религиозного еврейского населения, среди которых ведет активную антисоветскую деятельность.
Имеющимися материалами агентуры установлено, что находящиеся в тесных связях с ПЕРЛОВЫМ М.С. по к[онтр]-р[еволюционной] деятельности лица на предприятиях и в государственных учреждениях ведут разложенческую деятельность, стараясь дезорганизовать нормальный ход их работы.
Служащий Пинского межрайторга ГЕЙВЁР, через которого ПЕРЛОВ М.С. установил связь с киевским раввином КИРЗНЕРОМ, заявляет:
"Если бы мы работали в пользу Советской власти так же, как мы работали в своих частных предприятиях, тогда бы все расцвело. Но мы только делаем вид, что заботимся о предприятиях, где работаем. На самом же деле мы и наши сотрудники знаем, как нужно поставить дело, чтобы тормозить работу и чтобы никто не нашел, как саботируется работа".
Поддерживая высказывания ГЕЙВЕРА, бывш[ий] торговец ДУРЧИНА, находящийся в близких связях с ПЕРЛОВЫМ, говорит:
"Теперь в мирное время не чувствуется так сильно наше вредительство. Но придет такой момент, когда Советский Союз натолкнется на международные трудности, тогда поляки, белорусы и украинцы выступят против Советской власти с оружием в руках, а мы, еврейские националисты, сделаем такой хаос в Советских учреждениях, что это повлияет, более чем наисильнейшее оружие".
Организационная контрреволюционная деятельность еврейского клерикализма направлена на создание подпольных комитетов, ставящих своей задачей оказание материальной помощи классово-враждебным элементам, из числа еврейских националистов и духовенства.
27-го апреля 1941 г. в беседе с ЛЕРМАН Иосифом Шлемовичем, 1888 г.р., работающим бухгалтером в Пинском военном порту, наш агент "ПРАВДИН" узнал, что:
"Раввин РОЗЕНЦВАЙГ и ГИНДИН организовали тайный комитет, имеющий цель — оказание помощи 6ывш[им] заслуженным еврейским деятелям — раввинам и религиозным писателям. В настоящее время этот комитет оказывает постоянную помощь известному толкователю талмуда ЭПШТЕЙНУ Бороху (8)".
По сообщению агента "ПИНСКЕР":
"В гор. Столин создан комитет, который собирает деньги для посылки евреям, выселенным в отдаленные местности Советского Союза".
Клерикалы развернули антисоветскую деятельность среди отсталых слоев еврейского населения, особенно молодежи. В этих целях представители контрреволюционного клерикального подполья ведут активную работу по организации нелегальных раввинских семинаров (ешиботов), как среди взрослого религиозного еврейского населения, а также и среди молодежи.
Раввин РОЗЕНЦВАЙГ Шевель-Хаим Лейбович организовал группу по изучению талмуда, куда вошли бывшие торговцы и представители еврейского религиозного культа.
16-го мая 1941 г. наш источник "ГЕНРИХ" сообщил:
"В гор. Пинске по ул. Кировской, 11 в большом дворе живет один еврей, бывш[ий] учитель религии, который в настоящее время ведет "Хедер" (9) для ребят школьного возраста. Учебу он ведет после занятий в школах. К нему приходят дети в количестве 30-40 человек, изучают религию и талмуд.
Учеба в "Хедерах" происходит всегда одним и тем же составом, и за учебу платят 30-50 руб. В городе существует несколько нелегальных "Хедеров", причем родители, посылающие туда своих детей, имеют свои условные знаки о том, каким образом попасть в "Хедер". Сведения о том, куда направлять детей, дает раввин РОЗЕНЦВАЙГ".
В синагоге "Талмуд-тора" (10), расположенной в гор. Пинске, по ул. Завальной, ежедневно собирается подпольная группа религиозных евреев, изучающих талмуд.
В эту группу входят 15 человек (по преимуществу старики), в частности ПЕКАЧЬ Арон, возраст 70 лет, ЛИБЕРМАН Янкель, возраст 50 лет, и другие. Одним из руководителей группы является мастер могильных памятников КУПЕРМАН Альтер, проживающий в гор. Пинске по Завальной улице.
За последнее время представители клерикального контрреволюционного подполья Пинской области устанавливают связи с еврейским религиозным центром, находящимся в гор. Вильно, а также с группами по изучению талмуда, существующими в городах Барановичи (11) и Клецк (12).
Указанные связи устанавливаются с целью контактирования контрреволюционной деятельности и получения денежной помощи еврейской общины гор. Пинска для усиления религиозно-националистской и антисоветской деятельности.
Раввин ПЕРЛОВ М.С. через служащего Пинского меж-райторга ГЕЙВЕР установил тесную связь с Киевским раввином КИРЗНЕРОМ.
Столинская еврейская религиозная община, возглавляемая раввином ПЕРЛОВЫМ, установила тесную связь с Виленским центром сионистов через бывш[его] руководителя сионистской группы "Гатомер" (13) фотографа КАЖДАН, который проживает в г. Столин на нелегальном положении.
По сообщению агента "ПИНСКЕР" КАЖДАН:
"[Я] уже был в Вильно и там вошел в контакт с сионистскими деятелями, которые занимаются изготовлением ложных документов для эмиграции".
В марте месяце 1941 г. во время еврейского религиозно-националистического праздника Пурим (14) в г. Пинск к раввину ПЕРЛОВУ Мейлеху (15) приезжали представители еврейского духовенства из городов Барановичи, Ровно, Ляховичи, Сарны, Столин и др.
В связи с этим наш агент "ПИНСКЕР" сообщил:
"13 марта, днем, приезжие представители совместно с местными представителями, как-то: ЧЕЧИК Арон, БОРТНИК Иосель, ШНАЙДЕР Мордух и другие, собрались они все в доме ПЕРЛОВА, где пили водку и выражали желания, чтобы в будущем году праздновать праздник Пурим при обстоятельствах, когда не будет Советской власти. Приезжие обещали ПЕРЛОВУ, что каждый на своем месте будут вести работу по сплочению групп "Карлинер Хасидим" (16), чтобы держалась твердая и организованная связь.
Кроме этого они привезли ПЕРЛОВУ деньги на содержание самого себя и для проведения его деятельности по усмотрению и сообщили, что они внушают каждому члену групп "Карлинер Хасидим" мнение, что на первом плане стоят интересы еврейской религии и нации".
По организационным вопросам группы ПЕРЛОВА на этот же праздник в Вильно выезжал зять ПЕРЛОВА — ФРЕЙНКЕЛЬ Шмуель, проживающий в гор. Пинске.
По имеющимся у нас агентурным данным, в г. Вильно существует еврейская националистическая организация Хевра каддиша (17), непосредственными руководителями которой являются некие ДЕСЛЕР и СЕШНИН. Эта организация официально занимается якобы вопросами, связанными с еврейским кладбищем, а фактически осуществляет интересы различных еврейских обществ, существующих в г. Вильно.
За плечами руководителей Хевра каддиша — ДЕСЛЕРА и СЕШНИНА — стоят представители контрреволюционного клерикального подполья в составе раввинов: ТОП Хаим Ши-монович, ЖУХОВИЧ, ШУВ Иосиф и известный антисоветский деятель БЕРЕК Арон. По сообщению нашего агента "ПИНСКЕР" от 16-го мая 1941 г. эти лица:
"Во время Сметоновской Литвы (18), были опорой всех антисоветских элементов, которые бежали из Советского Союза в Литву. Они [со]стояли в контакте с заграницей и были членами организации "Джойнт" (19).
После установления в Литве Советской власти эти лица снабжали деньгами эмигрировавших лиц из числа антисоветских элементов и распоряжались, кому и когда выехать. С этими лицами считались в Америке и Японии. Они имеют свой шифр, через который поддерживают связь и [со]стоят в контакте с комитетом Иокагама (Япония) (20), который координирован из всех еврейских эмиграционных организаций и во главе которого стоят видные деятели — ЩУПАК (Бунд) и ВАРГАФТИГ (21) (сионист)".