Смекни!
smekni.com

Электронное правительство (стр. 2 из 5)

Цифровое неравенство - тормоз для использования преимуществ электронного правительства. Доступ в режиме on-line имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме off-line, например, обобщение информации, возможности независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако между странами - членами ОЭСР существует значительное различие в уровнях обеспечения доступа к ИКТ и Интернету. Можно сказать, что большинство стран, испытывающих трудности, имеет минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие страны не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства.[2]

Российский вариант электронного правительства.

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция "электронное правительство". Согласно этой концепции "электронное правительство" будет создаваться в два этапа:

2008 год - разработка и утверждение необходимых документов

2009-2010 годы - практическое внедрение

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы) “".

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Согласно, положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП "Почта России", ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС "Управление"), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.[3]

В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.

Официальное определение "Электронного правительства Российской Федерации"

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Готова ли Россия сегодня к переходу на электронные формы взаимодействия в самых важных сферах жизни государства - государственного управления и обеспечения основных конституционных прав граждан? Чем могут обернуться для нас предлагаемые извне изменения?

СМИ активно пропагандируют удобства и преимущества электронной формы существования гражданина и работы ведомств. Мотивация внедряемых изменений - весьма туманна. Из публикаций и даже официальных выступлений руководителей государства трудно понять, чем вызвана "штурмовая" форма модернизации и коренного реформирования нашего общества и деятельности власти. Называется набор причин - "очереди за справками, коррупция, оплата штрафов, получение разрешений, работа медучреждений". Как говорится, все в "одном флаконе". В качестве панацеи для решения всех проблем предлагается одно общее лекарство, по рецепту Евросоюза. Ведь у этой наднациональной организации в период кризиса "нет других забот", кроме как "избавить граждан России от стояния в очередях и искоренить коррупцию именно в России". Очень настораживает тотальное "пожарное" и, по сути, принудительное внедрение систем, об опасности которых предупреждают российские специалисты.

Заседание Госсовета, 23 декабря, Президент Дмитрий Медведев: "К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госсуслуги в электронный вид".

По сообщению газеты Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г. на совместном заседании Госсовета по развитию информационного общества Дмитрий Медведев пригрозил увольнять губернаторов, если не будут заниматься переводом системы государственных услуг в электронную форму.[4]

В "Концепции формирования информационного общества в России" от 28 мая 1999 года 32 заявлено: "В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, и неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество".

Несмотря на полную неготовность России к "тотальной электронизации", мы как всегда "впереди планеты всей".

Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года: "Россия призвана стать ключевым звеном в глобальной информационной инфраструктуре. В следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и получения библиографической информации из государственных фондов. Через два года в такой электронной форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг.

Интернет уничтожает расстояния и резко расширяет горизонт привычного рынка. Что может дать использование Web-технологий экономике России?

Минимизация прибыли поставщиков.

Такие механизмы закупок, как обратные аукционы в Интернет, "дожимают" поставщика, вынуждая его принимать близкие к убыточным условия поставок, лишь бы остаться в бизнесе. При нормальном аукционе покупатели конкурируют за право приобрести товар, азартно повышая предлагаемую за него цену. На обратном аукционе соревнование идет между продавцами, стремящимися выиграть контракт, понижая запрашиваемую ими за поставку товара или услуги цену. Интернет позволяет участвовать в обратном аукционе конкурирующим поставщикам со всего мира в реальном масштабе времени.

Экономия на сокращении бюрократии.

Главная затратная статья в бюджете большинства корпораций развитых стран - оплата квалифицированного персонала. Перевод закупок на Интернет позволяет автоматизировать процесс, резко сократив число необходимых сотрудников и объем бумажного делопроизводства.

Двигателем электронной коммерции в западных странах стал так называемый В2В-сектор, а перевод госзакупок в электронную форму только начинается. К 2005 году оборот от сектора В2В на Западе, по разным оценкам, составит от 3 до 6 трлн. долларов. И лишь 70 млрд. долларов составят правительственные закупки. Это соотношение миллиардов и триллионов показывает насколько относительно малой является роль государственных закупок в общем объеме электронной коммерции в западном Интернет-бизнесе. В нашей стране иная ситуация. В России столь же логично "запускать" механизм электронной коммерции из сектора В2G. Бюджетные средства для этого не нужны - их вполне можно привлечь из частных источников. Необходима ясная государственная политика в этой сфере, политическая воля, которая позволила бы прорвать неизбежное сопротивление коррумпированного чиновничества, которое при внедрении обратных аукционов в реальном масштабе времени и других подобных инноваций потеряет немало незаконных доходов.

Преимущества перевода ряда правительственных функций в Интернет не сводятся лишь к экономии расходов. Налицо возможность достичь значительного выигрыша и в доходной его части. Не случайно уже не первый год американскому налогоплательщику не просто дают возможность внести подоходный налог электронным путем, но и поощряют его за это материально. Большая экономия средств и значительные удобства для населения возможны и при электронной уплате различных сборов, штрафов, коммунальных платежей.

Чрезвычайно важен и антикоррупционный потенциал электронного правительства (e-government). С взрывным развитием Интернет возникла озабоченность судьбой приватности, неприкосновенности частной жизни. Коммерческие структуры имеют право на коммерческую тайну, но никак не на неприкосновенность их "частной жизни". Прозрачность их взаимоотношением с законом - в интересах общества. Электронное правительство, считает докладчик, значительно улучшит возможности правоохранительных органов по предупреждению и выявлению коррупции и правонарушений.