Граждане | Правительство | Бизнес | Третийсектор | Наука | |
Граждане (С) | C2C | C2G | C2B | C2N | C2S |
Правительство (G) | G2C | G2G | G2B | G2N | G2S |
Бизнес (В) | B2C | B2G | B2B | B2N | B2S |
Третий сектор (N) | N2C | N2G | N2B | N2N | N2S |
Наука (S) | S2C | S2G | S2B | S2N | S2S |
Юридическими лицами являются и правительственные учреждения. Поэтому важна прозрачность также и "в обратную сторону" - прозрачность деятельности правительства для граждан, которая также выйдет на качественно новый уровень с введением элементов электронного правительства. Доступ по Интернет к информации, которой располагают государственные учреждения, - от подзаконных нормативных актов и ведомственных инструкций до текущей информации о пробках на дорогах - изменит не только условия жизни граждан, но и само их отношение к властям.
Известно, что первыми получили преимущества от перевода своего бизнеса в Интернет, компании, продающие компьютерные и телекоммуникационные услуги и оборудование. В силу самой природы их бизнеса, сотрудники и клиентура этих компаний освоили соответствующие технологии первыми. Представляется логичным и в России начать с централизации и перевода в Интернет всех государственных закупок компьютерного, телекоммуникационного и иного подобного оборудования (например, сложного медицинского).
Каковы наиболее очевидные ожидаемые последствия такого старта? Прежде всего, ранняя стандартизация методов электронной коммерции. Если финансово заинтересованное государство начнет процесс по определенным правилам, можно ожидать что частные хозяйствующие субъекты примут именно эти стандарты и правила также и для В2В-сектора.
Ранняя стандартизация важна критически. Сегодня ни в России, ни в мире еще нет устоявшихся стандартов для электронной торговли. Более того, возможность быстро и без организованного сопротивления развернуть именно свой стандарт в масштабах всей России, и даже СНГ, окажется весьма привлекательной для любой западной корпорации, пытающейся продвинуть свое решение на международные рынки. Привлекательной настолько, что при грамотном ведении переговоров, все необходимые инвестиции в эту новейшую технологическую революцию в государственном управлении могут быть привлечены извне.
Если Россия не упустит времени и станет пионером развертывания электронных государственных закупок, велика вероятность, что страны бывшего советского блока примут именно выбранные Россией стандарты, что стало бы важным фактором в деле консолидации околороссийского экономического пространства.
Скептики могут сказать, что все это не более чем "электронные мечтания" в стране, до сих пор имеющей лишь 20% -ю телефонизацию. Однако относительная отсталость инфраструктуры связи в условиях стремительного развития телекоммуникационных технологий вполне может обернуться национальным преимуществом. Нет никаких причин, препятствующих тому, чтобы большая часть российских граждан получила скоростной доступ в Интернет раньше, чем они услышат гудок в трубке своего телефона. Более того, телефон и модем могут быть и вовсе не нужны. Их способна заменить более дешевая и приспособленная к технологическому будущему голосовая связь по интернетовскому протоколу. Однако для этого надо строить национальную сеть передачи данных, а вовсе не телефонную. Отраслью связи же по-прежнему руководят телефонисты, и это может дорого обойтись стране: возможность скачка в телекоммуникациях утекает между пальцев прямо на глазах.
Перевод на электронные начала бюджетных закупок сначала, в качестве пилотного проекта, в одном-двух субъектах федерации, а затем федерального бюджета и бюджетов остальных губерний сэкономит немало средств, поможет преодолеть коррупцию и неэффективность, сформирует новый стандарт как для всей электронной коммерции, так и для отвечающего за госзакупки чиновничьего корпуса и таким образом поможет "запустить" маховик электронного правительства и электронной коммерции в масштабах России и части всего пост-советского экономического пространства.
Немало разногласий возникает в самой трактовке термина "Электронное правительство" (e-government). Начальник Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ, советник генерального секретаря ООН по коммуникационным и информатизационным технологиям Андрей Коротков в докладе "Преодоление цифрового неравенства как основное условие для эффективной работы электронного правительства России" дал следующее определение: "Электронное правительство - это коммуникационная среда, где взаимодействуют властные структуры и гражданское общество".
Одна из проблем, препятствующих распространению электронной торговли и развитию электронного правительства у нас в стране, - это проблема цифрового неравенства, иными словами, неравные возможности получать информацию, используя средства электронных коммуникаций. В России цифровое неравенство будет возрастать. По мнению докладчика, трудно рассчитывать на серьезный успех различных Интернет-проектов, в том числе и таких как электронное правительство, не решив проблему доступа в Сеть.
По оценкам различных исследовательских агентств только 7 млн. россиян хотя бы один раз использовали Сеть. По данным компании Комкон[5], аудитория Интернет в России за 1999-2000 гг. выросла более чем в 2 раза. Согласно исследованиям РОЦИТ не менее 12 млн. россиян желают стать пользователями Сети.
По данным других исследований, в России сегодня насчитывается 8-10 млн. персональных компьютеров, из них не менее 5 млн. способны работать с самым современным программным обеспечением. По данным Минсвязи РФ, реальная телефонная плотность в России составляет 42 человека из 100. Наиболее быстрыми темпами развитие Интернет происходит в Москве и Санкт-Петербурге. В последнее время наметилась тенденция к преобладанию в среде пользователей Интернет людей со средним достатком. Факт обнадеживающий - Интернет перестает быть игрушкой для новых русских.
По данным исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), 11% россиян по своему материальному положению могли бы пользоваться Интернет, но не делают этого, из них только 7% россиян, у которых есть материальная возможность, станут пользоваться Интернет в будущем, остальные 4% или не имеют желания или даже не слышали об Интернет и его возможностях. Многие даже не понимают, какие преимущества они могут получить от использования Сети. Возможно, что многих пугает широта выбора, которую предоставляет Интернет. Людям не так просто сменить привычки. Ни для кого не секрет, что многие предпочитают получать информацию из одной газеты, по одному каналу ТВ.
В России только 3% пользователей Сети делают покупки через Интернет-магазины, но при этом уже более 30% пользуются Интернет для поиска информации о товаре или услуге. Чтобы серьезные Интернет-проекты, например, электронное правительство смогли нормально развиваться в нашей стране, необходимо урегулировать правовую базу, судебную систему и т.п.
И все-таки "электронизация" постепенно проникает во все сферы жизни. Совсем недавно и аппарат правительства РФ перешел к безбумажной форме работы с документами. Теперь для этих целей используется электронная почта.
Как отметил заместитель руководителя департамента торговой политики и многосторонних переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ Александр Ананьев в докладе "Деятельность органов государственной власти по развитию электронного правительства", для того чтобы в нашей стране нормально смогли развиваться Интернет-проекты, например, e-government, нужны государственные программы, поддерживающие развитие новых технологий. Только на базе новых технологий возможен скачок вперед, развитие электронной торговли и электронного правительства в России.
Российский портал развития (РПР) является продолжением другой инициативы Всемирного банка - Глобального портала развития (ГПР). В Институте развития информационного общества рассматривают РПР как проект, который будет способствовать ускоренному развитию России через использование информационных и коммуникационных технологий. В ГПР существенная роль принадлежит именно инициативам стран.
Планируется, что к 2003 году в Глобальном Портале Развития примут участие 50 стран. Финансирование ГПР на первом этапе будет производиться из Всемирного Банка и составит 39 млн. долларов. В Российский Портал развития на первом этапе планируется вложить 100 тыс. долларов. Необходимо учитывать, что эта сумма рассчитана лишь на стадию планирования, которая продлится полгода. Дальнейшее финансирование будет во многом зависеть от того, насколько качественно производилась работа. При благоприятных условиях ожидаются гранты и кредиты, коммерческие поступления и т.п.
С самого начала РПР предполагалось создавать как независимый проект. И хотя в его названии присутствует слово "портал", проект подразумевает не только создание Web-сайта. Никогда не подразумевалось, что это будет второй Yahoo! Конечно, Web-портал будет важным элементом, но главное не в этом. В понимании создателей проекта, РПР станет общей платформой для партнерства с правительством, донорами, частным сектором, гражданским обществом и т.п. Одновременно портал должен стать мощным Web-сайтом, содержать информацию по всем включенным в него разделам, стать своеобразным координатором деятельности, вовлеченных в его создание людей, но при этом Web-портал - всего лишь инструмент, рамочная структура, которая никогда собой не заменит взаимодействие людей. Суть и содержание портала будут определять партнеры и пользователи.