Одной из главнейших предпосылок опричнины стало несогласие и сопротивление феодалов в ответ на проводимые царем реформы. Борясь с оппозицией, царь все более укреплялся в решении установить в стране диктатуру и расправится с непокорными насильственными методами.
Традиционная же точка зрения заключается в том, чтона резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии.
Опричнина не была чем-то качественно новым, ибо так назывался издавна удел, выдаваемый князем своей вдове, "опричь" (кроме) другой земли. Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя. Вся остальная часть государственных земель стала именоваться земщиной, управлять которой надлежало Боярской думе.
Все, кто жил на территории опричнины, но не были опричниками, выселялись. Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и Вяземский уезды, а также около десятка других совсем мелких. В состав опричного "удела" вошло несколько крупных дворцовых волостей, которые должны были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные северные уезды Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина с богатыми торговыми городами. Эти уезды служили основным источником доходов для опричной казны. Финансовые заботы побудили опричное правительство взять под свой контроль также главные центры солепромышленности: Старую Русу, Каргополь, Соль Галицкую, Балахну и Соль Вычегодскую. Своего рода соляная монополия стала важнейшим средством финансовой эксплуатации населения со стороны опричнины.Политическим и административным центром опричнины стал "особый двор" со своей Боярской думой и приказами, частично переведенными из земщины. Формально Боярскую думу возглавлял удельный князь молодой кабардинец Михаил Черкасский, брат царицы. Но фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы, бояре Алексей Басманов и Захарий Очин, кравчий Федор Басманов и их друзья Вяземский и Зайцев. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Опричная тысяча (а к концу уже шесть тысяч) была создана как привилегированная личная гвардия царя.[11]Черная одежда, черные кони и подвязанные к седлу голова собаки и метла из волчьего хвоста символизировали миссию, которую несли 6 000 опричников - вынюхивать и выметать изменников.[12]
Один из главнейших аргументов в пользу опричнины звучал, как необходимость покончить со злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями.
Начавшиеся казни вызвали осуждение со стороны высшего духовенства. Митрополит Филипп (Колычев) посетил царя и долго беседовал с ним наедине. Убедившись в тщетности своих аргументов, он решил идти в обход. Выждав момент явления царя на богослужение в кремлевский Успенский собор, Филипп при большом стечении народа произнес проповедь о необходимости упразднить опричнину. Это нарушило имело неблагоприятный для Грозного исход. Уже на следующий день о столкновении царя с митрополитом говорила вся столица. Но и на это царь не погнушался ответить своими методами. Филиппа судили в присутствии Боярской думы и высшего духовенства. Филипп вынужден был служить службу после того, как соборный суд вынес ему приговор. В середине службы в Успенский собор ворвались опричники. С Колычева содрали клобук и мантию, бросили его в простые сани и увезли его в Богоявленский монастырь.
Признанный виновным в "скаредных делах", Колычев подлежал вечному заточению в монастырской тюрьме. Так Грозный заставил молчать недовольных в земщине. Еще через год усиливавшийся террор покрыл собой не только противников опричнины, но и тех, кто стоял у ее колыбели.
Продолжением опричного террора стали набеги на крупные уездные города – Новгород и Псков, где по мнению Ивана Грозного гнездились его противники. Разгром Новгорода ошеломил современников. В декабре 1569г. царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о "великой измене" новгородцев. Не мешкая войска двинулись к Новгороду. Погром продолжался более пяти недель- с 6 января по 13 февраля 1570 года, когда ежедневно «ввергали в воду» ( под лед) 500-600, а в иные дни и до 1500 человек. [13]
Следующим за Новгородом стал Псков. Иван Грозный беспощадно осуществлял свои замыслы
Опричные санкции против этих городов преследовали две основные цели: пополнение казны и подавление недовольства низших слоях городского населения. Опричнина стала синонимом произвола и беззакония. Меры приняты против церкви и богатой торговой верхушки Новгорода продиктованы были, скорее всего, корыстными интересами опричной казны. Не прекращавшаяся война и недешевые опричные действия требовали от правительства огромных средств. Государственная казна была между тем пуста. Испытывая финансовую нужду, власти все чаще обращали взоры в сторону обладателя самых крупных богатств - церкви. Но духовенство не желало даже слышать о расходе имущества на разорение страны. Суд над митрополитом Филиппом нанес сильнейший удар престижу церкви. Опричное правительство использовало это обстоятельство, чтобы наложить руку на богатства новгородской церкви. Но опричнина вовсе не ставила целью подрывать духовное влияние церкви на государство, на такое беззаконие не осмелился даже Грозный.
В 1581 году с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений.
Опричнина закончилась в 1572г. так же внезапно, как и началась: «Государь опричнину оставил». Несомненно, царь достиг абсолютной, неограниченной власти. Опричнина стала своего рода восточной тиранией, деспотией. Но и повлекла за собой жесткие последствия. Уже в 70-80–х годах разразился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень , городов, гибель огромной массы людей, страшный голод. Так же расшаталась военная система. Некогда сильнейшая военная держава превратилась в нищую страну с парадоксальным сопутствующим явлением – запуганной армией. Войско боялось вступать в войну, лишь имея в одно предположение о том, что сможет потерпеть неудачу, за что подвергнется расправе со стороны государя. Опричное войско оказалась бессильным против внешних врагов. Фееричный эффект опричнины был временный - попытка разрешить противоречия в стране грубой силой привела к ещё большему обострению ситуации внутри державы, ухудшению положения крестьянства и постепенному закрепощению. Опричная политика, изначально запущенная для укрепления авторитета государственных действий вогнала страну в жуткий кризис. В 25-ти летней Ливонской войне Россия потерпела поражение, лучшая боеспособная часть войск была уничтожена на полях сражений. Страна была доведена до страшного разорения.Опричнина была реформой, но реформой с противоположным знаком. Об этом свидетельствуют и ее последствия.[14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализируя взгляды на деятельность Ивана Грозного, можно сделать вывод, что ни один подход к роли личности царя не имеет под собой категоричных и достоверных аргументов. Имея под собой одну историческую линию, описания жизни и деятельности Грозного, а так же его влияние на средневековую государственность трактуются в соответствии с теми подходами, которых придерживаются исследователи. Иван IV Грозный занял определенную нишу в историографии России. История запомнила его не только как тирана и кровожадного убийцу, чего нельзя и отрицать, но тем паче, он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор известных посланий к Андрею Курбскому, музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь сыграл большую роль в становлении книгопечатания в Москве и строительству такого великого памятника архитектуры, особо почитаемом в нашем православном государстве, как храма Василия Блаженного на Красной площади в честь покорения Казанского царства.
Более тридцати лет царь Иван IV обладал всей полнотой власти в Московском государстве. Ставя перед собой весьма непростые задачи, царь нередко добивался успеха в их решении, но, к сожалению, также легко терял все это в связи с неумением остановиться на достигнутом и манией обладать большим.
Эпоха правления Грозного логически разделяется на два этапа – до и после опричнины. Государственные реформы царя, в результате которых были окончательно устранены пережитки феодальной раздробленности на Руси, налажена система государственного казначейства, проработаны вопросы законодательства, пришлись на первый этап. В то же время Российское самодержавие по праву можно было назвать нерушимым и абсолютным. Траектория ведения реформ сводилась к улучшению государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне. Однако, как ни стремился Иван IV к своей цели, коренных изменений он смог добиться только на уровне высших сословий. К сожалению, в последующем все, чего царь добился было разрушено. Реформы, проводимые под знаком развития России в связи с рядом обстоятельств, трансформировались в опричнину. Более того, страна отступила на много шагов назад в своем развитии.