Смекни!
smekni.com

Формационный и цивилизационный подход к периодизации истории (стр. 2 из 7)

характер, навязывая прави­ла поведения большинству людей.

В-четвертых, человека отличает от остального животного мира нали­чие

идеалов, способность к целеполаганию, что находит обобщенное вы­ражение в

идеологии – системе взглядов, определяющих цели и мотивы многогранной

деятельности людей, их взаимного общения, объединения близких по взглядам и

интересам граждан в социальные группы, полити­ческие партии, сообщества ученых,

коллекционеров, любителей пива и т.п. Идеология может базироваться на системе

ценностей, частично отра­женной и закрепленной в системе догматов той или иной

религии. Ради достижения идеалов человек способен идти на самоограничение и

жерт­вы, рисковать жизнью.

Наконец, в-пятых, к миру духовных ценностей следует отнести обра­зование,

способы и методы передачи по наследству из поколения в поколение накопленной

суммы знаний и навыков, эстетических оценок и эти­ческих норм, идеалов и целей.

Передача опыта свойственна и живот­ным — медведица два года обучает медвежонка,

у птиц школа ограничи­вается несколькими месяцами или даже неделями.

Определяющую роль при этом играют инстинкты. Другое дело у человека: здесь

период обуче­ния охватывает полтора-два десятилетия, начиная с первичных

знаний, полученных в семье, и заканчивая школой, техникумом, вузом; пополне­ние

и обновление знаний продолжается всю жизнь. Образование превра­тилось в

самостоятельный общественный институт, отрасль народного хозяйства и в то же

время форму воспроизводства элементов духовного мира человека, его восшествия

от ступени к ступени. При этом часть ус­таревших знаний и навыков, оценок, норм

и идеалов теряется, «вымыва­ется» и одновременно богатство духовного мира

прирастает, делается все более разнообразным и сложным, впитывая опыт новых

поколений.

Весь богатый, сложный, противоречивый духовный и материальный мир, созданный

человеком, постоянно меняется, формируя логику исто­рического процесса.

Какие же критерии следует принять за основу для вы­членения отдельных стадий,

фаз, циклов этого процесса?

Из приведенных выше рассуждений вытекает непростой ответ на этот вопрос,

который часто формулируегся так: что первично — бытие или со­знание, материя

или дух? По характеру ответа на него различались и вели между собой многие

столетия ожесточенные споры философские школы и идеологические течения. Два

крайних варианта: весь мир, человек, и его судьба – творения вне человека

находящегося абсолютного духа, бога в той или иной ипостаси, все

предопределено божественным провидением (идеализм); первичны материя, бытие,

человек лишь отражает изменения во внешнем мире, следует за ними, более или

менее успешно его преоб­разует, следуя своим интересам, корни которых следует

искать опять-таки в бытии (материализм). Крайности сходятся: в обоих случаях

человек – объект, а не субъект исторического процесса, критерии его

периодизации находятся вне человека.

Конечно, по своим истокам, происхождению разум, сознание человека, да и сам

человек во всей совокупности элементов биологического наслед­ственного ядра,

генотипа является следствием, порождением, высшим ре­зультатом развивающейся

материи, которая в этом смысле первична. Со­знания без мозга не бывает, а

мозг – это сложнейше структурированная совокупность нейронов. Но, оторвавшись

от пуповины породившей его матери, человек обретает собственную судьбу,

подчиняясь законам стати­ки, динамики и генетики общества; он не только

подчиняется этим зако­нам, но и познает их, использует в своих целях. И здесь

на первый план выходит, становится первичным то, что отличает человека от

всего ос­тального мира: способность познавать окружающий мир и самого себя,

действовать, исходя из собственных интересов и представлений о

законо­мерностях этого мира.

Другое дело, что степень познания, эстетические оценки, этические правила,

идеалы, уровень образования у различных людей и их групп весьма отличны, их

интересы нередко противоположны, поэтому путь ис­торического прогресса

оказывается тернистым и извилистым.

Двойственность человека, противоречие между устремлениями тела и духа отмечал

еще римский историк Гай Саллюстий Крисп в I в. до н.э.: «Все наше существо

разделяется на тело и дух. Дух обычно правит, тело служит и повинуется, духом

мы владеем наравне с богами, телом – наравне со зве­рем». Телесное и духовное

начало в человеке существовать друг без друга не могут. Но каждое из них

развивается по своим собственным, хотя и взаимосвязанным по фазам жизненного

цикла человека, законам. За многотысячелетнюю историю человечества физические

и физиологические свойства человека как биологического вида почти не

изменились. Но на­сколько обогатился духовный мир человека, особенно круг его

знаний, на­выков, способов их передачи через систему образования! На много

поряд­ков количественно и качественно отличается круг предметов

материально­го мира, созданных современным человеком и используемых в

производст­ве и быту, от примитивных орудий труда и незатейливого убранства

жили­ща среднего египтянина, жителя Афин или Рима.

Общая историческая тенденция (ее можно рассматривать как наибо­лее общую

закономерность развития человечества) состоит в том, что по мере удаления

человека от истоков образования вида Homo sapiens духов­ное начало в

обществе приобретает все большее значение, определяя его динамику. Не менее

быстро нарастает и количество созданных человеком, преобразованных его трудом

предметов природы; но это – овеществлен­ная сила знаний, т.е. результаты

расширенного воспроизводства духовно­го мира человека. Однако развитие общества

– не прямая линия, не экс­понента; восхождение к очередной ступени в динамике

духовного воспро­изводства происходит зигзагообразно, время от времени теряются

целые пласты культурного наследия. Но эти зигзаги, отклонения от

магистраль­ного пути не могут заслонить общей тенденции роста духовного мира

че­ловека, особенно его научной составляющей, усиления роли духовного начала в

жизни и динамике человечества, – естественно, в нерасторжи­мом единстве с

материальным бытием и окружающей природной средой.

Все богатство материального и духовного мира человека – результат его

собственного труда, саморазвития, а не творение божества или ино­планетян.

Необходимы мужество и достаточный уровень познания, чтобы перестать надеяться

на высшие силы и относить на их счет собственные неуспехи и провалы, ошибки и

трагедии. История – летопись саморазви­тия общества, его побед и поражений,

успехов и неудач, трудного, мучи­тельного движения от ступени к ступени

исторического прогресса. В са­мом себе, в своем знании и умении,

целеустремленности и воле, в разви­тии созданного человеческим разумом

духовного и материального мира нужно видеть причины и этапы исторического

прогресса, взлетов и паде­ний в истории народов и всего человечества.

Из сказанного выше вытекает новый подход к критериям периодиза­ции истории.

Прежде всего необходимо в значительной мере оспорить широко рас­пространенный

подход к логике исторического процесса, где первотол­чком начала перехода к

следующей исторической эпохе считается форми­рование очередной ступени в

развитии материальных производительных сил – средств производства (орудий и

предметов труда, источников энер­гии, технологий, вовлеченных в производство

сил природы), отражающих уровень знаний и навыков человека, его

целенаправленную волю, продук­ты трудовой деятельности. Главная

производительная сила — это сам че­ловек в совокупности его ипостасей:

потребностей и способностей, зна­ний и навыков, желания и воли.

Неудовлетворенная потребность по­буждает человека мобилизовать свой разум для

нелегкого преобразования окружающего мира, порождает жажду знаний и понимание

необходимос­ти активной деятельности. Скачкообразный рост потребностей

каждого последующего поколения людей служит мощным импульсом к поиску пу­тей

более полного их удовлетворения на основе кардинальных преобразо­ваний в

материальном и духовном воспроизводстве, в формах собственно­сти, социальном

и политическом устройстве.

Производственные отношения, формы собственности, при всей их значимости в

обществе, не могут служить главным и решающим критери­ем при периодизации

исторических эпох. Формы присвоения средств и результатов производства, их

смена зависят от того, насколько они спо­собствуют удовлетворению растущих

потребностей человека. Радикаль­ные нововведения в жизни общества происходили

потому, что люди осо­знавали их необходимость и сознательно осуществляли в

меру своего по­нимания. Изменения в сознании предшествовали переменам в

обществен­ном бытии – в материальном производстве, формах собственности.

Лю­ди являются творцами своей истории.

Построенная на базе смены форм собственности, периодизация исто­рических эпох

далека от совершенства. Нужно искать новые критерии пе­риодизации истории.

Предлагаемый ниже подход исходит из первенства духовного, общественного

начала в движении человечества от эпохи к эпохе, из примата осознанных

потребностей, которые побуждают людей овладевать новыми знаниями и навыками,

преобразовывать окружающий мир, осуществлять производство и обмен

материальных благ и услуг, ме­нять способы присвоения средств и результатов

производства, формы со­циально-политических и государственных отношений,

нормы права. При­чем движение это происходит неравномерно, через смену