Смекни!
smekni.com

Формационный и цивилизационный подход к периодизации истории (стр. 5 из 7)

основам жизни. Семью христианство рас­сматривает как священный религиозный

союз мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю

жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными

только в том случае, если они рож­дены в браке, освященном церковью. На этом

примере вид­но, что принятие христианства было глубокой революцией во всех

сферах жизни. И она не могла пройти без борьбы.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее

внутреннее дело, и она сама делала свой выбор. Большинство ее западных соседей

приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Христианство

утвердилось на Руси, в основном, за 100 лет. Это короткий срок для такого

кардинального перелома. Христианство создавало широкую основу для объединения

древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих

духовных и нравственных принципов. С принятием христианства язычество не

утратило в русских землях своей перспективы. Оно органично слилось с

христианством. Домовые, лесовики, русалки мирно ужива­лись с христианскими

апостолами и святыми. Христианские праздники совместились с языческими. Уровень

развития Древней Руси для своего времени был высоким.

В настоящее время накоплены новые знания. Научные материалы, подтверждают

высокий уровень духовного раз­вития Древней Руси. Это признают и многие

западные исто­рики. Еще недавно за рубежом было распространено мне­ние, что

философия была заимствована Россией у Запада в относительно недавнюю эпоху, в

XVIII или даже в XIX вв. Однако сейчас мнение меняется. Так, известный

английский философ ф. Коплстон относит зарождение философской мысли к периоду

Киевской Руси. Причем справедливо утверждается, что Киевскую Русь нельзя

отделять от Европейского Запада. Истоки философской культуры относят теперь

первой половине XI столетия. Их связывают с выдающие религиозно-философским

произведением "Слово о закон» благодати", автором которого является киевский

митрополит Илларион (первый митрополит из русских, ранее были греки).

Любопытно, что Илларион невольно свидетельствовал о высокой культуре Киевской

Руси. Он писал: "Ибо, что в иных книгах писано и вам ведомо, то здесь

излагать — пустая дерзость и желание славы. Ведь не к несведущим пишем, но к

преизобильно насытившимся сладостью книжной...". Про­свещение, благодаря

международным связям древнерусского государства, особенно с Византией, было

развито в стране сравнительно широко. До нас дошла значительная духовная и

светская литература — "слова", проповеди, поучения, та­кая жемчужина мирового

класса как "Слово о полку Игореве" и др. От этой эпохи дошел до нас ряд

документов обще­государственных и правовых: договоры с греками и немца­ми,

уставы о церковных судах, первый правовой кодекс "Рус­ская Правда", "Кормчая

книга" и т.д. Возникли обширные библиотеки при княжеских дворцах и

монастырях. Произведения зарубежных авторов, которые переводи­лись на русский

язык, переписывались во многих экземпля­рах и распространялись среди жителей

городов. Грамотность получила широкое распространение, князья владели

иност­ранными и древними языками (латынь). Известно, что сын Ярослава Мудрого

знал пять языков. Возможно, что некото­рые русские люди учились в заграничных

университетах.

Европейская цивилизация — городская. Древняя Русь развивалась в этом же русле.

Ее столица — Киев — пред­ставляла собой большой, культурный город с прекрасными

Деревянными и каменными храмами, палатами, со школами и книгохранилищами, с

развитой торговлей и ремеслами. Не­мецкие авторы сравнивали Киев со столицей

Византийской империи Царьградом. Кроме Киева существовал еще ряд куль­турных

центров, где городская жизнь была даже оживлен­ие, чем на Западе. Скандинавские

саги называли Русь "стра­ной городов". Широкие экономические связи древних

славян с Европой (путь из варяг в греки), а также культурные,

политические, династические связи — все это позволяет говорить о Древней Руси

как части Европы, формирующейся по ее типу, а в чем-то ее обгоняющей. Дошедший

до нас правовой кодекс "Русская правда" поражает высоким уровнем

законо­творчества, развитой для своего времени правовой культурой. Все дошедшие

до нас памятники свидетельствуют о вы­соком уровне развития культуры в Древней

Руси.

Однако наряду с наличием общих тенденций. Древняя Русь демонстрировала ряд

существенных особенностей в своем развитии по сравнению с Европой.

|

1. В Древней Руси шел процесс классообразования. Уже в XI в. началось

выделение частной собственности: церковной, княжеской, частных лиц. Но все же

процессы социально-классовой дифференциации по сравнению с Европой того

времени были выражены слабо. Крупная частная собствен­ность (вотчина) имела

рабовладельческий характер. Рабство (челядь, смерды) на Руси, как и во всей

Европе, было рас­пространено до XV в. Лишь после распада Золотой Орды угасла

работорговля без притока невольников. В ходе войн главной добычей были

пленники, которых либо продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа, либо

приводили с собой в качестве военной добычи. Вотчина длительное время была

основана на труде рабов и полусвободных. В целом вотчина не играла ведущей

роли в экономике Древней Руси. Это были острова в море свободных

земледельческих общин, основанных на коллективной форме собственности. Именно

общинники доминировали в Киевской Руси.

2. Основной ячейкой общественного устройства была об­щина. Это — замкнутая

социальная система, организующая все виды деятельности человека: трудовую,

обрядовую, куль­турную. Община — многофункциональна, базировалась на

принципах коллективизма и уравнительности, являлась кол­лективным

собственником земли и угодий. Ее внутренняя жизнь была организована на

принципах прямой демократии:

выборность старейшин, коллективное принятие решений.

3. Господствовал идеал народоправства — коллективного общинного управления.

Можно назвать его вечевым идеа­лом. Князь в Киевской Руси не был в полном

смысле слова государем (ни в восточном варианте, ни в западном). Госу­дарство

строилось на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную

волость, князь должен был заклю­чить "ряд" — договор — с народным собранием

(вече). А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, при­званным

блюсти интересы общества, коллектива. Государ­ственное устройство держалось

на договоре земель и кня­жеской власти, который предусматривал взаимные

обязатель­ства. Народное вече обладало большими правами. Оно веда­ло

вопросами войны и мира, распоряжалось княжеским сто­лом (престолом),

финансовыми и земельными ресурсами во­лости, санкционировало денежные сборы,

входило в обсуж­дение законодательства, смещало администрацию и т.д.

Состав вече — демократический. Древнерусская знать не обладала необходимыми

средствами для его подчинения. С помощью веча народ влиял в XI — начале XIII

вв. на ход общественно-политической жизни.

4. В Древней Руси было много городов. Но роль их была несколько иной, чем в

Европе. Там город — центр торговли, ремесла, культуры. На Руси город являлся

политическим цен­тром, к которому тяготела округа. Это был своеобразный

город-государство. Жизнь русских славян была организова­на на демократических

началах, в отличие от Западной Евро­пы — более демократических. Демократия по

типу была близ­ка к эллинской, к демократии античных городов-полисов. Так же

как и в Элладе демократия носила ограниченный харак­тер. Из ее сферы были

исключены женщины и рабы.

Обратите внимание: Киевская Русь развивалась по пути близкому к античному.

Фактически она была ближе к про­грессивному типу развития, чем средневековая

Европа. Но все же это — не Древняя Греция. Важнейшая проблема соот­ношения

личности и общества разрешалась в пользу коллектива. Индивидуализм не мог

родиться из коллективистской общественной системы.

5. Еще одна особенность — всеобщее вооружение народа. Рядовое население

Древней Руси было вооружено. Не только князь и дружина. Вооруженный народ был

организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Это народное ополчение.

Именно оно решало исход сражений. Подчинялось народное ополчение не князю, а

вечу. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности,

прежде всего со стороны кочевой степи.

Особенности Древней Руси пока еще были вполне совме­стимы с прогрессивным

типом развития. Причем некоторые из них уже начали изживать себя. Так,

например, вече как практический демократический институт уже в XI в. теряло

свою главенствующую роль, хотя существовало еще продол­жительное время.

Только в Новгороде и Пскове, включенное в систему республиканских

демократических институтов, вече сохраняло свою силу в течение столетий, хотя

современники осознавали недостатки этого института (решение вопросов в

кулачном бою и т.д.). Казалось бы, быть Руси частью Евро­пы. Однако ситуация

изменилась на просторах русской рав­нины коренным образом.

Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло множество

суверенных земель — княжеств, и их число увеличивалось. К середине XII в.

образовалось 15 кня­жеств, к началу XIII в. их было уже около 50.

Древнерусское государство исчезло. Процесс раздробления большого

раннесредневекового государства был естественным. Европа так­же пережила полосу

распада раннесредневековых государств, раздробленности, локальных войн, чтобы