Смекни!
smekni.com

Формационный и цивилизационный подход к периодизации истории (стр. 1 из 7)

1. Формационный и цивилизационный подход к периодизации истории

Критериев для периодизации истории, систем классификации истори­ческих этапов

может быть немало. Археологи различают исторические эпохи по основным

материалам для изготовления орудий труда – камен­ный век (с выделением

палеолита, мезолита, неолита), на смену которому пришли медно-каменный,

бронзовый и железный век. Лишь в наше время наблюдаются признаки перехода от

века железа и его производных (стали, сплавов) к веку композитов, керамики,

искусственных материалов. Такая классификация очевидна, удобна, но она

оставляет открытым во­прос: может ли базовый материал служить главным

отличительным при­знаком динамики многообразного общества?

Л. Морган и вслед за ним Ф. Энгельс выделяли в истории три крупных этапа:

дикость (присвоение готовых продуктов природы), варварство (раз­витие

скотоводства и земледелия), цивилизация (развитие промышленно­сти). При этом

они исходили из совокупности семейных и общественно-экономических отношений.

История классового общества делилась на ра­бовладельческий строй, феодализм и

капитализм.

К. Марксом и вслед за ним огромной плеядой историков-марксистов за основу

классификации истории приняты формы собственности, связан­ные с развитием

классов и государства. Именно этот признак положен в основу концепции смены

общественно-экономических формаций: долгий период господства общественного

присвоения в его первобытно-общин­ной форме; пришедшие ему на смену эпохи

господства частной собствен­ности (рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая), предостав­лявшие все большую экономическую независимость

производителю ма­териальных благ (от раба – к крепостному крестьянину, а затем

к свобод­ному наемному рабочему); наконец, возврат к общественной,

коллектив­ной собственности – сперва социалистической, а затем и

коммунистиче­ской (замены которой не предвидится, ибо достигнута абсолютная

цель движения). Поскольку формы собственности определяют производствен­ные

отношения, духовный мир – всего лишь хрупкая надстройка над этим базисом, а

производительные силы – рабочая сила человека и при­водимые ею в движение

средства производства –являются фундаментом общественной динамики, то возникает

довольно стройная концепция «трехэтажной» социодинамики, где глубинные пружины

перехода от эпо­хи к эпохе скрыты в производительных силах, но главным

отличительным признаком все-таки служат формы собственности на средства

производст­ва и рабочую силу человека.

Марксистская периодизация истории стала преобладающей, общеприз­нанной в

обществоведении и большинстве учебников истории в XX в. Но к концу века это

стройное здание стало давать трещины. Вдруг обнаружи­лось, что общественная

собственность (особенно в ее государственно-со­циалистической форме) далеко

не высший и тем более не последний этап в развитии способов присвоения (и

соответственно способов производст­ва). Она отчуждает человека от условий и

результатов его труда, подрыва­ет личный интерес и инициативу, превращает

работника в винтик огром­ной государственно-бюрократической машины,

исполнителя воли разрас­тающегося всесильного государственного аппарата.

Начался ренессанс ча­стной собственности, личного присвоения, мелкого

бизнеса, рыночной конкуренции, развернулся процесс деэтатизации

(разгосударствления), ос­вобождения общества от чрезмерно навязчивой опеки

государственной бюрократии, потерпели крах тоталитарные режимы. Это – не

возврат к раннему капитализму, а начало нового витка исторической спирали.

При­ходит новое общество, которое получило название постиндустриального. И

оно, вероятно, не будет последним, завершающим.

К тому же и сами формы присвоения, и сменяющие друг друга спо­собы

производства, и используемые орудия труда — не причины, а следствия. Они

выражают ступени познания и освоения человеком окружаю­щего мира.

Предложенные марксизмом основы периодизации истории об­щества и его будущего

все больше подвергаются сомнению и критике, вы­двигаются новые подходы и

концепции, либо реанимируются, возрожда­ются старые, ранее отброшенные и

полузабытые.

Что же все-таки отличает человека, общество от всего ос­тального мира? Что в

человеке главное, определяющее его историческую функцию?

Общепризнано, что человек — существо биосоциальное. В его генети­ческом

ядре — нерасторжимое единство двух, казалось бы, противопо­ложных начал.

Биологическое начало роднит человека со всей окружаю­щей природой, с

материальным миром, его вершиной – живой природой с присущими ей сложными

механизмами цикличной динамики и генети­ки, наследственности, изменчивости и

отбора, сменой поколений.

Отличия начинаются там, где проявляется разум человека во всем мно­гообразии его

функций. В чем же проявляется разум человека? Во-пер­вых, в познании

(сначала эмпирическом, а затем абстрактном) сущности явлений и процессов —

законов строения и закономерностей динамики окружающего мира и самого себя, — в

познании, которое в конечном сче­те стало содержанием разветвленного дерева

наук и основой для созна­тельного использования накопленных из поколения в

поколение знаний в практической деятельности. Результаты практической

деятельности по­стоянно проверяют истинность познания, корректируют, пополняют,

обо­гащают накопленный багаж знаний. Вся искусственная природа, создан­ная

человеком за его многотысячелетнюю историю, — это лишь материа­лизация

человеческого познания, разума и мысли. Это справедливо не только для

преобразованных человеческим трудом природных материа­лов, созданных

технических систем, накопленных технологических при­емов, построенных

производственных сооружений, дворцов, храмов, до­рог, каналов, произведений

искусства, но и для товара и денег, бирж и бан­ков, форм собственности и

рыночных институтов, социальных и полити­ческих организаций, государственных

органов и политических структур.

Первичность человеческого знания признавал и К. Маркс: «Природа не строит ни

машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни

сельфакторов и т.д. Все это — продукты человеческого тру­да, природный

материал, превращенный в органы человеческой воли, вла­ствующей над природой,

или человеческой деятельности в природе. Все это — созданные человеческой

рукой органы человеческого мозга, овеще­ствленная сила знания. Развитие

основного капитала является показате­лем того, до какой степени... условия

самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего

интеллекта и преобразованы в соответствии с ним...». В основу периодизации

истории, принятой марксистской школой, легло другое положение К. Маркса:

«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический

и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а

наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени

сво­его развития материальные производительные силы общества вступают в

противоречие с существующими производственными отношениями... С изменением

экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей

громадной надстройке». Здесь од­нозначно приоритет отдается воспроизводству

материальных благ. Духов­ному воспроизводству отводится подчиненная, пассивная

функция.

Во-вторых, разум человека, его духовный мир проявляется в эстети­ческой

оценке окружающего мира и плодов своей деятельности, в пони­мании гармонии,

красоты, что нашло отражение в разнообразных фор­мах искусства, культуры в

узком смысле слова (в широком смысле сло­ва культура охватывает все результаты

человеческой деятельности, включая науку и продукты труда). Эстетическое,

интуитивное, с трудом поддающееся научной логике познание мира лежит в основе

различных видов искусства. Эстетические чувства играют важную роль в

осуще­ствлении религиозных обрядов и народных празднеств, обогащают мир

человека, его жизнь. Гармония присуща природе, всем живым сущест­вам, —

достаточно вспомнить богатую палитру красок цветов, оперения птиц. Эстетическое

осознание, оценка красоты и извечное стремление ее достичь, реализовать – это

свойство, присущее лишь человеку ра­зумному.

В-третьих, разум человека находит проявления в системе этических правил,

норм нравственности, которыми люди руководствуются в обще­нии с себе подобными.

Конечно, определенные, подчас довольно сложные правила поведения свойственны

муравьиному сообществу и пчелиному рою, стае волков и обезьян; это закрепляется

инстинктами и условными рефлексами и помогает выжить тому или иному виду

животных в нелег­кой борьбе за существование, продолжить род. Но лишь человеку

как лич­ности дано осознать себя, отделить от окружающих, себе подобных, свою

особенность, самоценность – и свою ответственность перед окружаю­щими, которые

должны придерживаться подобных же правил, иначе вза­имное общение станет

невозможным. Нравственные правила регулируют отношения людей.

Каждый человек проходит путь осознания себя как личности, обучает­ся

этическим нормам, правилам поведения в семье и обществе, нормам взаимопомощи.

Эти правила около пяти тысячелетий назад породили нор­мы права и специальный

аппарат для поддержания и организации их со­блюдения – государство. Как и

многие другие порождения человеческо­го разума, эти изобретения, находясь в

руках части общества, стали затем претендовать на самодовлеющий, первичный