План
Введение
1 Название
2 В составе Венгерской Советской Республики
2.1 Организация власти
2.2 Социально-экономические преобразования
2.3 Культурная политика
3 Конец существования
4 Дальнейшая судьба
Список литературы
Введение
Ру́сская Краи́на (также встречаются варианты Руськая Краина, Руска Краина, Руска Крайна; укр. Руська Країна, венг. Ruszka Krajna, чеш. Ruská Krajina, польск. Kraj Ruski) — официальное название Закарпатья с 24 декабря 1918 по май 1919 (за исключением Раховского района, где в это время существовала провозглашённая в конце 1918 года Гуцульская республика).
После распада Австро-Венгрии венгерское правительство при активном участии Августина Волошина 24 декабря 1918 наделило 4 комитата с русинским населением (Унг (Ужгород), Берег (Берегово), Угоча (Виноградов) и Марамарош (Сигету-Мармацией) автономным статусом под этим названием.
10 сентября 1919 года Закарпатье вошло в состав Чехословацкой республики на правах автономии, самоуправление было урезано, а название «Русская Краина» изменено на «Подкарпатская Русь».
1. Название
В контексте этой статьи термин русский является семантической калькой местного русинского термина руський с соответствующим значением русинский, в то время как русскому термину «русский» соответствует російський[1]. Немаловажно отметить, что на Закарпатье с 1848 года развивалось мощное «русофильское» течение, имеющее глубокие исторические корни, и многие русины считали себя представителями единого русского народа.[2] Однако в межвоенное время (1918—1939) в научной литературе и источниках прилагательные «русский, русская» и «руський, руськая, руська» зачастую служат для разделения русофилов и украинофилов[3].
2. В составе Венгерской Советской Республики
Под воздействием революционных событий и провозглашения Венгерской Советской Республики, на территории Русской Краины (за исключением Ужгорода, с 12 января занятого Чехословакией[4], и Гуцульской республики) 22—24 марта 1919 установлена советская власть (укр. Радянська Руська Країна). В составе Советской Венгрии Русская Краина наделялась правами автономии с центром в Мукачево. Проект Конституции Русской Краины был обнародован 12 апреля 1919 в газете «Руська правда» и определял это административно-территориальное образование как «самостоятельный Краинский Союз, входящий на федеративных началах в состав Советской Республики».
2.1. Организация власти
Народным комиссаром края 25 марта 1919, после отставки Ореста Сабо, становится Августин Штефан, а его заместителем (в должности политического поверенного Русской Краины) — Йожеф Каминский. Венгерская социалистическая партия, образовавшаяся в результате слияния Венгерской коммунистической партии и Социал-демократической партии Венгрии, на территории Русской Краины подчинялась Руськокрайнянскому партийному комитету в Будапеште во главе с Иваном Мондоком и Эрнё Сайдлером.
Рабочие, солдатские и крестьянские Советы начали формироваться в Австро-Венгрии уже на заключительном этапе Первой мировой войны (с начала 1918); на ноябрь 1918 в Закарпатье существовало около 500 Советов. Установление Советской власти в Венгрии стимулировало стихийное разрастание, в том числе на территории Закарпатья, подобных Советов на уровне сел, городов, районов и комитатов (жуп), которые, в свою очередь, избирали директориумы (исполнительные органы власти) в составе 3-5 человек. Комитатские советы с 5 апреля 1919 преобразовывались в окружные, включая три русинских — Берегский (с центром в городе Мукачево), Мараморошский (Хуст) и Ужанский (Среднее). Высшим органом власти по проекту Конституции Русской Краины являлся краевой съезд Советов, выборы в который проводились 7—14 апреля, но который так и не был созван из-за начавшейся иностранной интервенции.
С другой стороны, комиссар Августин Штефан предпринял попытку восстановить в качестве высшего представительского органа власти созванный еще при Михае Каройи Руський собор (по сути — буржуазный парламент), ограничив роль съезда Советов консультативной функцией. Однако такая попытка установления «двоевластия» была пресечена роспуском сформированного Штефаном правительственного Совета отрядом вооружённых рабочих во главе с Дьюлой Катко. Впрочем, несколько позже, 22 апреля, в условиях румынского наступления Каминскому удалось сместить Мукачевский директориум, возглавляемый Яношем Галгоци, что повлекло за собой снятие части войск с фронта (через два дня статус-кво был восстановлен, Каминский арестован, а еще через четыре дня в Мукачево вошли румыны).
2.2. Социально-экономические преобразования
26 марта 1919 Революционный правительственный Совет Венгрии издал декрет, по которому национализации и передаче под рабочий контроль подлежали промышленные и транспортные предприятия и мастерские, на которых работало более 20 человек, а также торговые учреждения и магазины с количеством занятых более 10 человек. В Закарпатье были национализированы лесохимические заводы в Сваляве и Турье Быстрой, мебельные комбинаты, заводы стройматериалов, пивзавод Шёнборнов в Мукачеве, а также банки и финансовые учреждения. Улучшилось положение рабочих, которые смогли чётко определять условия труда в новых коллективных договорах, а также были частично восстановлены дезорганизованные производство и инфраструктура.
Вслед за ликвидацией становых привилегий серьёзные изменения коснулись социально-экономических прав трудящихся, включая введение 8-часового рабочего дня и права на отпуск, ограничение труда несовершеннолетних, повышение заработной платы на 25—60 %, устранение преград для деятельности профсоюзов. Начались масштабные квазисоциалистические преобразования в социальной сфере (бесплатное медицинское обслуживание, обязательное среднее образование для детей возрастом до 14 лет, материальная помощь учащимся детям трудящихся, провозглашение программ ликвидации безграмотности и всеобщего политехнического образования).
Аграрная политика принадлежала к числу самых непопулярных сторон деятельности Советской власти в Венгрии. Игнорируя специфику страны, руководство республики пошло на национализацию, а не социализацию помещичьих и церковных земель, организовав на них государственные производственные кооперативы и оттолкнув от себя значительную часть крестьянства. Согласно соответствующему декрету от 3 апреля 1919, конфискации подлежали все «крупные и средние имения размером более 100 гольдов» (52 га) пахотных земель. Впрочем, в силу преобладания в Русской Краине мелкого землевладения, обусловленного преимущественно горным характером рельефа, подобные мероприятия не только не вызывали противодействия крестьянства, но и были встречены с энтузиазмом, выплеснувшийся в захваты наделов крестьянами (в Ворочеве, Быстрице, Горинчеве, Изе, Липче, Заднем и т. д.). К тому же, из 11 000 созданных в Венгрии производственных кооперативов в Руськой Краине успели организовать только один (в Великих Берегах).
2.3. Культурная политика
Декларируя свой разрыв с традициями национального угнетения порабощённых Венгрией народов, Конституция ВСР запрещала дискриминацию национальных меньшинств и даже предусматривала использование в официальных инстанциях языка любой из проживавших в Венгрии национальностей. На практике в Русской Краине это означало, что русинский язык впервые в истории становился официальным. По примеру реформы русского правописания в русинском языке вводилось соответствующее фонетическому звучанию правописание, из алфавита выводились ненужные буквы. На историко-философском факультете Будапештского университета была открыта кафедра русинского языка во главе с Александром Бонкалом.
Венгерское советское правительство, провозгласив свободу слова и печати, также наладило издание газет для населения Закарпатья на русинском («Руська правда», с 6 номера «Русько-Країнська правда», — орган будапештского наркомата в делах Русской Краины), украинском («Червона Україна» — орган украинской коммунистической группы, состоящей из бывших военнопленных австро-венгерской армии) и венгерском («Ruszka Krajna», «Beregi munkás» — «Бережский рабочий», «Munkácsi népszava» — «Мукачевское народное слово») языках. На фоне введения свободы вероисповедания и отделения церкви от государства в Руськой Краине, в отличие от остальной ВСР, продолжалась выплата государственной зарплаты священнослужителям.
Большинство служащих рядовой и средней руки остались на своих должностях при условии принесения присяги диктатуре пролетариата; им предписывалось изучить русинский язык.
3. Конец существования
Понимая стратегическое значение карпатских перевалов как возможного маршрута оказания помощи Советской Россией и Украиной ВСР, особенно в свете директивы командующего Украинским фронтом Владимира Антонова-Овсеенко от 13 апреля 1919 о подготовке наступления с целью соединения с венгерскими силами, Антанта усилила давление на Румынию и Чехословакию, чтобы ускорить их агрессию против ВСР со стороны Закарпатья. В результате, 16 апреля 1919 румынские войска начали вторжение на территорию Венгрии и Закарпатья, перейдя демаркационную линию в направлении городов Мараморош — Сигет — Тячев — Хуст — Берегово. Румынская армия, имея численное и материальное превосходство над отдельным Русинским батальоном и Русинской Красной дивизией (комплектация которой так и не была завершена, а значительная часть была скована в городах вследствие антикоммунистических выступлений), после капитуляции Сейкейской Красной дивизии, дислоцированной в Северной Венгрии, открыла себе путь на Хуст, Дебрецен и Ньиредьгазу. Упорные бои за Королево с участием рабочих отрядов 21 апреля заставили румын отступить к Хусту, однако после подхода подкрепления (включая пулемётные части и артиллерию) интервенты, восстановив наступление, овладели 27-28 апреля городами Берегово и Мукачево.