Смекни!
smekni.com

Владимир Владимирович Путин - второй президент России (стр. 2 из 4)

Ввиду особой засекреченности организации, фактами, как справлялся молодой сотрудник с возложенными на него обязанностями, мы не располагаем, но вскоре Владимира Владимировича перевели в Первое Главное Управление (внешняя разведка); после годичной спецподготовки в Москве он был направлен в четвёртый отдел Ленинградского КГБ, специализировавшийся на германоязычных странах; к середине 80-х окончил Московский Краснознаменный институт имени Андропова (сейчас Академия внешней разведки).

В 1983 году В. Путин женился. Жена Людмила Александровна (в девичестве Шкребнова), филолог-испанист. В 1985г. у них родилась дочь Мария, в 1986г. дочь Катя.

В 1985-1990 гг. находился в служебной командировке в Германской Демократической Республике в самый драматический период её существования – период разрушения государственной политической системы.

В. Путин работал в дрезденской группе по линии политической разведки (вербовка источников и добыча информации с территории Восточной Германии о главном тогда противнике – НАТО), видимо, успешно: сперва ставшим оперуполномоченным, затем помощником и старшим помощником начальника отдела; кроме того, был избран членом парткома представительства КГБ, будучи, как и многие в то время, убежденным коммунистом.

Однако именно там, в Германии, когда рушилась Берлинская стена (1989), у В. Путина началось переосмысление многих жизненных ориентиров: «на самом деле я понимал, что это неизбежно. Если честно, то мне было только жаль утраченных позиций Советского Союза в Европе, хотя я понимал, что позиция, которая основана на стенах и водоразделах, не может существовать вечно. Но хотелось бы, чтобы на смену пришло нечто иное. А ничего другого не было предложено. И вот это обидно. Просто бросили и ушли… Я уже понимал, что будущего у этой системы нет. У страны нет будущего. А сидеть внутри системы и ждать её распада… Это очень тяжело»[9].

По возвращении из Германии (январь 1990г.) Владимир Владимирович отказался от работы в центральном аппарате КГБ СССР; устроился помощником ректора ЛГУ по международным связям, начав готовиться к написанию диссертации по международному частному праву (правда, защитил кандидатскую в 1997г. в Ленинградском горном институте по другой теме: «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений»), курировал иностранных студентов и аспирантов, проявил незаурядные менеджерские способности. В результате избранный в мае 1990г. председателем Ленсовета А.Собчак пригласил к себе В. Путина на должность советника; в июне 1991г., став мэром, назначил Владимира Владимировича председателем комитета по внешним связям; в 1994г. перевёл первым заместителем председателя городского правительства.

В отличие от эпатажного, даже несколько авантюристичного шефа, Путин старался находиться в тени, соблюдая субординацию, но вместе с тем уберёг его от многих непродуманных решений, показал высокую компетентность и конструктивизм, умение хладнокровно, без суеты распутывать самые сложные узлы городских проблем, находить компромиссы в сложных политических перипетиях, возникающих между исполнительной и представительной ветвями власти, чего А.Собчак, почти никогда не воспринимавший чужого мнения, кроме собственного, всегда считался с точкой зрения Владимира Владимировича и любил пошутить, что с Путиным «можно ходить в разведку».

Первый вице-мэр курировал наиболее ответственные участки работы: дипломатические представительства, разместившиеся в Санк-Петербурге, комиссию по оперативным вопросам, взаимодействие с силовыми структурами и связи с общественностью, многие крупные инвестиционные проекты и др.

Управленческий опыт не остался незамеченным в высших эшелонах власти. После поражения А. Собчака на повторных выборах (03.07.1996) В. Путин уволился из мэрии, однако уже в августе 1996г. он получил приглашение от управляющего делами президента П. Бородина на должность заместителя по контролю за российской собственностью за границей, которая составляла 715 объектов недвижимости в 78 странах мира. За короткий срок Владимир Владимирович наладил работу так, что это «хозяйство» стало приносить государственной казне огромную прибыль (до 10млн. долл. в год).

Деловая хватка, исполнительность и контактность способствовали, вероятно, быстрому продвижению Путина по служебным ступенькам в Москве. Уже в марте 1997г. он был назначен заместителем руководителя администрации Президента РФ – начальником главного контрольного управления, кардинально улучшив деятельность данного учреждения, приведя с собой группу талантливых аналитиков и добившись регулярного получения сведений о реальном положении дел в регионах. «Путин сумел найти нужный тон в отношениях с губернаторами, не заискивая перед ними, но и не попустительствуя при проведении проверок, которые были, по отзывам одного из крупных политиков, достаточно жесткими. В результате он ни с кем из «воевод» не поссорился и повысил свою значимость в их глазах»[10]. В мае 1998г. его переводят первым заместителем руководителя администрации президента РФ, где Владимир Владимирович возглавил комиссию по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Однако через два месяца (25.07.1998) новое назначение – директором Федеральной службы безопасности.

На этом посту он сделал ряд структурных и кадровых изменений в системе управления: уволив около десятка генералов, провел и конструктивное сокращение центрального аппарата (с шести до четырех тысяч человек); были созданы новые управления по защите Конституции, региональным вопросам и компьютерной безопасности; добился регулярного финансирования ФСБ, а так же (непосредственно у Ельцина) значительного повышения зарплаты своим сотрудникам.

«Руководя ФСБ, Путин все-таки успел немножко попугать страну. То он сообщил, что занимается проверкой 2,5тыс. должностных лиц в органах власти. То огорошил всех, заявив: «Всего организованная преступность контролирует до 40% производства валового национального продукта страны»[11]. О стремительном росте авторитета Владимира Владимировича в этот период свидетельствовали его новые назначения: 1 октября 1998г. он был введен в состав постоянных членов Совета безопасности РФ, а 29 марта 1999г. назначен секретарем Совета с сохранением должностей директора ФСБ; 9 августа 1999г. (после того, как чеченские боевики во главе с Басаевым и Хаттабом напали на Дагестан) указом президента назначен временно исполняющим обязанности председателя правительства РФ. В тот же день в телеобращении Б.Ельцин объявил В.Путина своим приемником и уже 16 августа 1990г. Государственная Дума утвердила его председателем правительства.

Первоначально личность очередного премьера, введенного во власть президентом, рейтинг которого скатился практически до нуля, оценивалась как фигура временная. «Я как бы внутренне для себя решил, что вся карьера на этом, скорее всего, закончится … мне, и не только мне, наверное, было ясно, что на Северном Кавказе «башку себе этот паренек сломает». Я к этому так и относился. Сказал себе: Бог с ним, у меня есть какое-то время – два, три, четыре месяца, - чтобы разбабахать этих бандитов. А там уж пусть снимают»[12].

Но, вопреки ожиданиям, именно с успешных действий российской армии сначала в Дагестане, а затем и в Чечне начался необычайный взлет популярности В.Путина (с 2,8% в сентябре до 50% к концу 1999г.).

Истосковавшиеся по наведению порядка, униженные поражением в первой чеченской войне, напуганные разгулом преступности и коррупции в стране, россияне увидели в новом премьере человека, способного побороть эти беды.

Конечно, несмотря на симпатии населения, В.Путин, не имея за своими плечами ни собственной команды, ни крупной политической партии, никогда не смог бы добиться успеха, не будучи поддержанным окружением Б.Ельцина. Скорее, наоборот, по мнению аналитиков, покровительство было ему оказано, так как преемник «умеет создавать у начальства впечатление преданного, лояльного на все сто процентов человека. Никогда не «сдавал» своих боссов. Идеальный исполнитель, предпочитающий лобовым атакам дипломатические ходы»[13].

31 декабря 1999г. в связи с отставкой Б.Ельцина (в соответствии с Конституцией) до проведения досрочных выборов Владимир Владимирович был назначен исполняющим обязанности президента РФ. В тот же день он подписал Указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Инициаторы предвыборной акции по досрочной отставке Б.Ельцина разыграли великолепную политическую комбинацию: во-первых, создав в России прецедент преемственности власти, когда новый лидер избирался не в связи со смертью или заговором, а в результате добровольного ухода прежнего на пенсию; во-вторых, когда претендент №1 находился в пике популярности, его оппоненты испытывали сильнейший цейтнот при организации предвыборной кампании; и в-третьих, приняв условия игры, В.Путин, по замыслу ее творцов, связал себя обязательствами по созданию безопасности для «семьи», что могло продлить ельцинский курс, ведущий не только к фантастическому обогащению кучки олигархов, но и к их посредственному влиянию на политику государства.

Правда, уже в январе 2000г., после встречи с руководителями думских фракций, Владимир Владимирович, беседуя с журналистами, лаконично изложил свою позицию: «Преемственность должна присутствовать только там, где она помогает работе», - и произвел вызвавшие большой резонанс первые перестановки (ушел из Кремля управляющий делами президента П.Бородин, которого преследовали слухи о коррупционных скандалах; был перемещен с поста первого вице-премьера в кресле министра путей сообщения Н.Аксененко, считавшийся «человеком Березовского»).